В ожидании попутного ветра

В ОЖИДАНИИ ПОГОДЫ В УСТЬЕ КАНАЛА, или
СТРЕЛЬНА – МАЛЫЕ МОРСКИЕ ВОРОТА РОССИИ

Яхт-клуб «Стрельна», располагается в одноимённом посёлке Стрельна, а моё с ним первое знакомство состоялось немногим более пяти лет тому назад. Тогда у клуба, оказавшегося в автономном плавании, возникли определённые трудности, хотя ничто, казалось бы, этого не предвещало. Яхт-клуб до определённого времени считался детищем Кировского завода, и долго ещё им был бы, если бы не наступившие в стране перемены, которые повлекли за собой возникновение, в том числе, и рыночных отношений. Кировский завод, как и многие другие предприятия Питера и страны, был приватизирован, потом, (случилось), умер его владелец, и руководство завода  отказалось от своего детища. Клуб один на один остался с возникшими вдруг задачами, целями и проблемами.
«И это пройдёт!» - было начертано на перстне у Соломона. В нашем случае, «это» прошло, и яхт-клуб «Стрельна», принадлежавший когда-то Кировскому заводу, стал так называемой, одной из «принадлежностей» ООО «Гранс-Сервис Северо-Запад». Затем его «постигла участь» стать одной из структур «Газпрома».  В самом яхт-клубе сохранились что-то около восьмидесяти посудин с экипажами – владельцами тех самых яхт, и многие из его членов на основаниях, ставших законными, разумеется, опасаются за дальнейшую судьбу клуба. Где будут зимовать яхты, и куда их пришвартует невидимая лоцманская длань жизни, этот вопрос для многих яхтсменов остаётся открытым и нерешённым. Люди уверены, что яхт-клубу «Стрельна» в нынешней ипостаси жить осталось недолго. Во всяком случае, отсюда, из тихой гавани, он должен будет куда-нибудь, как говорят моряки, отчалив, перешвартоваться. Разумеется, членам яхт-клуба не хотелось бы менять порт прописки, к Стрельне они прикипели не только названием своей маленькой флотилии, но и всей своей морской душой. А пока же в настоящее время каждый яхтсмен является лишь арендатором стоянки. А на мой вопрос о размере арендной платы, заместитель капитана порта яхт-клуба Владислав Полежаев ответил, что да, новые владельцы акватории цену за аренду участков подняли, но жить, как утверждают сами яхтсмены, можно, ибо в городе существуют и другие стоянки, где арендная плата намного превышает плату существующую здесь.
Порт яхт-клуба «Стрельна» располагается в устье Стрельнинского (Портового) канала, соединяющего Орловский пруд с Финским заливом. 20 июля 2010 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 891 Портовый канал был исключён из Реестра объектов городской среды.  Именно в этот период состоялось моё знакомство с яхт-клубом, и тогда же у него возникли непреодолимые обстоятельства, о чём мной было написано и опубликовано  в Ломоносовской газете «Балтийский луч».
… История яхт-клуба начинается с 1909 года. Он был открыт в Стрельне, и предназначался для жителей Нарвской заставы – рабочих Путиловского завода. Один из первых в России яхт-клубов содержался на средства Николая Путилова. Императорский Невский яхт-клуб долгое время не мог смириться с участием яхтсменов-рабочих в городских соревнованиях. Датой рождения яхт-клуба считается 22 июня 1909 года. «После революции, - писал журнал «Катера и яхты» в 1981 году, - Стрельнинский яхт-клуб был передан сперва всевобучу, а затем петроградскому городскому отделу народного просвещения –  под детскую водноспортивную базу. С 1939 г. его хозяевами вновь стали спортсмены бывшего Путиловского, а ныне Кировского завода. В то время в распоряжении яхтсменов было 25 судов различных классов, число занимавшихся парусным спортом достигало 150 человек». Но всё течёт, всё изменяется. Произошли перемены, как я указывал выше, и в яхт-клубе, носящим имя посёлка, где он размещается уже больше века. Вот хроника последних событий, взятая мной на сайте интернет-издания «Позиция», опубликованном в 2015 году:
1993- 99 гг. Приватизация «Кировского завода», Перевод ВСБ (водноспортивная база – В.В.) на «Хозрасчет». Прекращение финансирования ВСБ и ДСШ. Ликвидация ДСШ.
2002 г. ВСБ передана в Аренду ЗАО «Санаторий Стрельна». Введение оплаты за стоянку и услуги.
2003 г. Подготовка к празднованию 300-летия СПб. Реставрация «Константиновского дворца». У ВСБ изъяли 70% территории, главное здание, гавань с причалами и слипом.
2003 -2015 г. Периодически, при посещении VIP персонами «Константиновского дворца» ФСО закрывает яхт-клуб без предупреждения и на неопределенное время.
2014 г. ВСБ вместе с Санаторием Стрельна переходит в собственность ЗАО «Газпром».
2015 г. Устанавливаются расценки за стоянку вынуждающие владельцев яхт перебазироваться в другие места.
Общественный «Стрельнинский Парусный Яхт-клуб» — ликвидирован?????
На его месте проектируется новый, элитный «Гостиничный комплекс, с причалом для яхт».
Для сравнения хочется предложить и другую хронику – хронику, теперь далёких уже, советских времён, но памятуя о дефиците газетной площади, ограничусь лишь несколькими моментами из неё: В 1912 году Стрельнинский Парусный клуб стал одним из учредителей Российского парусного гоночного союза (РПГС) наряду с Императорским С.-Петербургским яхт-клубом, Императорским Речным яхт-клубом, Высочайше утвержденным Невским яхт-клубом, С.-Петербургским Парусным клубом, Гаванским Парусным обществом. В 1921 году клуб переименован в «Стрельнинскую морскую спортивную и гидробиологическую станцию». За 1920-21 годы Станция приняла 30 568 человек. Экскурсанты – школьники, учителя и студенты. 1941 год. Яхтсмены-стрельнинцы осуществляют патрулирование морских подступов к городу, обеспечение на яхтах и буерах разведывательных и десантных операций в тылу врага, на буерах участвуют в прокладывании «Дороги жизни». В 1945 году восстанавливается деятельность яхт-клуба. 1980 год. В яхт-клубе занимаются до 500 спортсменов. Флот клуба состоит из 150 парусных яхт и швертботов. Работает ДСШ на 150 человек. Функционируют специальные мастерские: парусная, столярная, слесарная, моторная. Яхтсмены-кировцы являются неоднократными победителями и призёрами всесоюзных и городских Парусных соревнований»…
Во время недавней встречи с яхтсменами клуба я задал вопрос о том, какой им видится вывод, и они мне ответили, что вывод здесь прост: в ближайшее время в устье канала будет оборудована пристань и гавань, принимающая владельцев из числа лордов, леди, премьер-министров и других VIP-персон. Также планируется канал очисть и углубить, а для прохождения по нему судов, мосты будут, скорей всего, переоборудованы в мосты разводные.
Стрельна, похоже, постепенно превращается в малые морские ворота России, где часто проходят различные международные форумы и саммиты, и, разумеется, эти ворота в ближайшее время должны стать лицом весьма привлекательным.  В настоящее время решается вопрос о передислокации яхт-клуба в другое, подходящее для него место. Одним словом, яхтсмены яхт-клуба «Стрельна» застыли в ожидании не у моря погоды, а когда для них наступят иные времена в другом, отвечающем современным меркам жизни, месте. Люди всё же рассчитывают на то, что судьба к ним будет благосклонна, и городские власти предложат им место не где-нибудь у чёрта на куличках, а в Стрельне, ставшей для них родной. Дайте нам, говорят они, приемлемый участок с водной акваторией, и мы сами создадим условия для жизни нашего яхт-клуба. Более того, при яхт-клубе «Стрельна» создана и работает инициативная группа, которая занимается поиском инвесторов и путей решения поставленных перед клубом задач. Дело за малым, как утверждают они сами: нужна земля с примыкающим к ней участком воды. И не где-нибудь, а именно на территории посёлка Стрельна!
Василий Вейкки.


Рецензии