Студенческие зарисовки. Тарас

Игорь, мой хороший дружбан, вернувшись из поездки по Западной Украине, был в восторге, восхитившись тамошними красотами, необычной архитектурой, свободой нравов и какой-то особой предприимчивостью местного населения. Он привез дефицитный и модный по тому времени джинсовый костюм фирмы "Lee", облачившись в который, да еще нацепив очки-капли "а-ля Джон Леннон" стал похож на иностранца.

Шел четвертый год нашего студенчества, мы вовсю трудились на спорткафедре в качестве фотокорреспондентов, что давало шанс не только заработать какие-то деньги, но и сопровождать команды института в их круизных спортивных поездках почти по всей Украине. И вот выпал шанс Игорю слетать в Ивано-Франковск на отборочный тур первенства Украины по баскетболу, где наша команда "Электрон" заняла второе место. Следующим этапом были финальные игры там же, в Ивано-Франковске, и мы упросили зав кафедрой отправить нас с Игорем вместе с командой в этот западенский город. Мотивировали это тем, что одному тяжело все охватить и заснять наших спортсменов в лучшем виде, а вдвоем не в пример сподручнее. Тренер также вступился за нас, и общими усилиями мы добились включения нас с Игорем в официальный список сборной института. И то сказать, чем мы были хуже целой группы массажистов, врачей и помощников, считавших за правило ездить с командой?

Из предыдущей поездки Игорь привез не только дефицитные джинсы, но и заказ от одного из местных руководителей дома быта на изготовление штампа для металлических пуговиц для джинсовых изделий. Как уж он вышел на того человека, с очень популярным украинским именем Тарас, не знаю, но похоже было, что Тарас этот не просто заведовал отделом в доме быта, но был и одним из предпринимателей, называемых впоследствии "цеховиками". Это не было удивительным, потому что в той местности еще живы были порядки капитализма, и шустрых людей, желавших иметь свое дело, было предостаточно.

Игорь нашел через знакомых на одном из Харьковских заводов слесаря-инструментальщика, который по образцу взялся изготовить штамп для джинсовых пуговиц. В качестве такого образца пришлось пожертвовать одну из пуговиц новомодного джинсового костюма Игоря. Вскоре заказ был выполнен, мы заплатили слесарю двадцать рублей плюс магарыч, и получили на руки штамп в виде матрицы и пуансона с направляющими, и тут же испытали его на куске медной фольги. Результат был отличным, мы сравнили наш отпечаток с оригиналом и пришли в восторг. Теперь дело состояло в том, чтобы доставить штамп Тарасу и получить с него обещанные четыреста рублей, так что наша поездка с командой в Ивано-Франковск была просто необходимой.

Отправлялись мы самолетом, рейс был прямым, и спустя два с половиной часа после вылета из Харькова, мы приземлились в аэропорту Ивано-Франковска. Удивило большое количество капониров со спрятанными в них военными самолетами, видимо, истребителями. Позднее выяснилось, что аэропорт там был совместного базирования – и гражданский и военный. Стало понятным, почему при вылете из Харькова на наш самолет прибыла команда военных и установила на носу какие-то маленькие антенки-усики. Это, видимо были приемники-передатчики системы опознавания "свой-чужой", так как мы вылетали в режимную зону пограничной области.

Сам аэропорт Ивано-Франковска особых впечатлений не оставил, мы сели в ожидавший нас автобус и вскоре прибыли в гостиницу "Спорт", где и разместились на ближайшие три дня. Игорь меня предупредил еще перед поездкой, что мы отправляемся в "западенский" край, и там не очень любят русскоговорящих. Посоветовал мне вообще ничего не говорить при публике, взяв на себя всю необходимую коммуникацию.

Выйдя на прогулку по городу, мы через какое-то время решили где-нибудь перекусить, и зашли в небольшое кафе. Удивила чистота и уют небольшого заведения. На столах были скатерти, стояли вазы с яблоками, булочками и печеньем, бутылки с минеральной водой и кефиром. Тут же были стаканы вверх дном. В кафе было обслуживание, и вскоре к нам подскочила бойкая официантка: "Цо пане бажают?" Мы заказали грибной суп, шницель, опять же с грибами, салатик и по чашке "будь ласка, чорной кавы", т.е. кофе. Украинский в исполнении Игоря был не совсем "западенским" с их изобилием польских и даже венгерских вкраплений, однако, нам сошло с рук, и обслужили нас довольно-таки быстро. Блюда оказались очень вкусными. Не зря здешнюю кухню хвалили все, кто посещал этот город. Я опасался, что придется дорого заплатить, ведь все же обслуга, официанты, в Харькове такое было только в дорогих кафе или в ресторанах, куда мы по своей студенческой привычке ходили не часто, ввиду этой самой дороговизны. Тут же мы обошлись суммой в менее рубля с носа, оставив мелочь "на чай", что было, как я узнал, общепринято.

На следующий день мы выкроили время, чтобы посетить Тараса и его фирму. Тарас оказался чернявым подвижным мужичком небольшого росточка, очень похожим на наших кавказских "хачей". Так и подмывало сказать ему что-то вроде "Барэф дзес" ("Здравствуйте" – по-армянски), но тут был другой расклад. Однако, предприимчивостью Тарас был вполне сравним с нашими кавказцами. Он взял привезенный нами штамп, подозвал кого-то из своих мастеров и поручил испытать его. Осмотрев полученный оттиск, Тарас остался доволен, и, переходя к вопросу об оплате, стал предлагать на эту сумму что-то из их продукции, куртки из замши, сшитые по западным лекалам, с бахромой, очень похожие на те, что носили ковбои в популярных тогда фильмах про индейцев. Мы сторговались на четыре куртки, две нам и две на продажу, по 45 рублей, как сказал Тарас – по себестоимости, и остальные – наличными. Вышло по сто десять карбованцев на брата – очень неплохо по нашей тогдашней жизни. Замшевые куртки в Харькове шли в среднем, по семьдесят рублей, так что мы рассчитывали заработать и на них.

Получив деньги, мы решили посетить местный универмаг, и там, удивившись обилию всяких дефицитных товаров, прикупили себе модные белые плащи с блестящими пуговицами и черные чемоданчики-дипломаты – мечту любого харьковского студента.

Соревнования шли по графику, наша команда выступила с блеском, мы добросовестно засняли игру на пленку, стараясь выхватить острые моменты. Не забыли и тренеров, и весь персонал, начав фотосессию прямо в раздевалке. Следующие два дня были для нас свободными, так что первый из них мы посвятили исследованию города.

Ивано-Франковск, бывший Станислав, отличался аккуратной живописной архитектурой. "Хрущевок" и других социалистических многоэтажек здесь не наблюдалось. Было много зелени, цветов, кругом чистота, народ не спеша прогуливался по улицам, напоминая курортные места. В магазинах было изобилие не только промтоваров, но и продуктов. Кафе и столовые сплошь были с обслуживанием, к нам иначе как к "панам" никто не обращался, это являло огромный контраст с шумным, взбалмошным многолюдным Харьковом. Вроде бы та же Украина, но не та, другая.

Вечером тренер сказал, что команда остается еще на пару дней, что-то там не связалось с расписанием, но выступать больше не планируется, так что нас он отпускает, чтобы мы к приезду команды подготовили большой фоторепортаж о нашем выступлении.


Рецензии