Мои детские заблуждения и приколы
В 8 лет меня стали водить в бассейн. Бабушка меня сажала на одной остановке в троллейбус, мама встречала на конечной. Проделав подобное уже несколько раз, в пути как-то нужно было сделать пересадку, потому что какие-то проблемы были с транспортом или троллейбус сломался. И вот выхожу я на остановке на середине пути,-остановка тогда называлась Опанского, напротив обувной фабрики, там сейчас тц "Корона", наверное впервые один в городе. Пасмурное утро. И кругом автобусы с непонятными словами - Масюковщина - площадь Пенина.Один прошел, потом навстречу другой с такой же табличкой - маршрут 34. Думаю, что это за площадь Пенина такая и где она находится? Почему раньше никогда про неё не слышал? И кто такой этот Пенин, что его именем площадь назвали? Словно я нахожусь в каком-то чужом незнакомом месте. Позже уже изучая схему движения городского транспорта до меня дошло, что это, оказывается, была площадь Ленина и что это они так букву Л "удачно" написали.
Ждановичи
Как-то мы с мамой ездили в санаторий Крыница в пригород Минска навестить бабушку -мне года 4 было-, и в том санатории работала медсестрой тётя Зоя, бабушкина племянница. И вот мы стоим уже на автобусной остановке, готовимся уезжать обратно и тётя Зоя мне говорит "Приезжай к нам в Ждановичи". А я тогда решил, что Ждановичи - это фамилия тёти Зои и её семьи по аналогии с другой роднёй - Адамовичи, Прокоповичи и т.п. и что тётя Зоя как-то неправильно построила фразу. Только спустя время я стал понимать, что Ждановичи - название поселка, где был санаторий.
Клубкино путешествие - со слов бабушки считал (года в 3-4), что телепередача "Клуб кинопутешествий" называется так - бабушка как-то говорит "Клубкино путешествие будет". А Синкевич по моим представлениям и был Клубкой, который путешествовал, а мы смотрели (по аналогии с Незнайкиным путешествием).
Года в 3 спрашивал у старшей сестры (старше на 11 лет и 8 мес.), есть ли у неё мама.
Желал всем отходя ко сну "Спокойной ночия" по аналогии с "До свидания".
Года в 2-3 считал, что воробьи - это дети голубей, т.е., когда птичка маленькая, то это - воробей, а когда вырастает, то это уже голубь и когда услышал, что есть такая сказка "Старый воробей", был удивлен - "Как это воробей может быть старым?"
В 4 года бабушке: "Когда я вырасту, я женюсь на Тане Ковалёвой" (ей тогда было 2 года и она все время ходила со своей старшей сестрой Надей на 2 года старше). Бабушка:"Так она же всё время обкаканная ходит." Я : "Но ведь когда вырастет, наверно уже перестанет всё время какаться"
Года в 3 наслушавшись и насмотревшись сказок про Нензнайку(считал, что это очень прикольно), решил переименовать себя в Незнайку и во дворе стал представляться сверстникам как Незнайка, пока не был застигнут за подобным бабушкой, которая стала проводить со мной разъяснительную работу.
Подпевал пылесосу в унисон во время его работы, а также строил гармонические интервалы от его звука (иногда с помощью духовой гармоники "Триола" производства ГДР) и прислушивался к получаемым вибрациям.
Года в 3 вечером, когда темнело и зажигали свет у нас и в соседних домах, давал имена лампочкам, что светились в окнах домов напротив (они в моем понимании были похожи на светлячков и других козявок).
Играя с небольшим стулом (он изображал мотоцикл) в качестве эмблемы с названием приспособил пластмассовую крышку от сметаны и решил, что мой мотоцикл будет называться "Сметана" (видно, какого-то западнославянского производства).
Некоторое время предполагал (лет в 5), что автомобили "Лада" производят на Ладовском автозаводе. Вообще, некоторое время, пока не дошло, что Лада - всего лишь экспортное название Жигулей, Ладу с Жигулями не ассоциировал, считая, что это какая-то отдельная марка легковых автомобилей, не очень в это заглубляясь, но из разговоров сверстников вроде понимал, что "Лада - это круто!" В более раннем возрасте (года в 4) даже предполагал, что Лада- это Москвич-403 или подобные, т.к.в марках автомобилей по малолетству разбирался слабо, а название Лада, мне казалось, подходило к задним фонарям таких малолитражек - огоньки мне казались довольно красивыми.Ещё на фоне детского представления о слове Лада - оно тогда в моем понимании ассоциировалось прежде всего с автомобилем - у меня была версия, что песня "Хмуриться не надо, Лада" - это певец в том числе поет про свою машину, т.к. исполняли не очень часто и слушал в пол-уха. Просто слышал, что про Ладу поёт, а что именно поёт - не очень расслушивал. Возможно, повлияла сцена из фильма про Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну, где они сидят на фоне белых Жигулей, играют в ладушки и поют "Ладушки - ладушки". А Жигули- это ведь тоже Лада.
Разболелся живот в 4 года. Вызвали врача. Молодой мужчина спрашивает:"Стул был?" А я говорю, показывая пальцем на свой стульчик "У меня есть стул маленький."
Года в 3-4 изобрел прилагательное "Сунгудное" (ударение на второе У) Было 2 варианта - сунгудное и несунгудное. Толком что это значит объяснить не мог, а сам что значит, понимал очень туманно. Ложка с ручкой формы близкой к ромбовидной считалась сунгудной, а с ручкой овальной формы - несунгудной. Также связывал это слово с эстетикой задних фонарей Волги ГАЗ-24.
Года в 3 мечтал,, чтобы из свёрнутого в рулон ковра (папа принес домой - он выбивал его на снегу) - выехала маленькая машинка "Москвич" -(Москвич-400 в моем тогдашнем представлении в масштабе где-то 1:43) и поделился своей мечтой с папой, а папа ответил:"Хитренький вы, Алексей Геннадьевич."
Автомобили "Москвич" именовал "Москвичкой - это большей части касалось старых Москвичей моделей 400,401, а также 402, 403, 407 потом папа меня поправлял.
Как-то шли с группой по двору детского сада - воспитательницы куда-то перегоняли толпу детей, может с прогулки на ужин, и в разговоре с приятелем Сергеем Коршакевичем, увидев стоявший за забором подобный светло-голубой "Москвич-400", я стал развивать идею, что когда вырасту, сделаю автомобиль, который будет громко пукать. А Сергей мне в ответ стал с жаром говорить, что он сделает такую машину, что ещё громче моей будет пукать, "Такую, говорит, пукалку изобрету, что еще громче твоей будет, вообще, самая-пресамая!"
Попутная машина
Когда только что исполнилось 5 лет, подцепил из разговоров бабушки словосочетание "попутная машина". Бабушка говорила вроде какой-то своей знакомой или моей сестре по телефону "только ты не езжай на попутной машине" А потом еще она рассказывала что-то вроде про себя или про знакомых "Шла машина попутная". Мне словосочетание понравилось, в нём для меня была новизна и из разговоров бабушки я воспринял, что оно связано с какой-то опасностью, но смысла слова "попутная" я не понимал и вроде даже не расспрашивал, может, уже зная, что взрослые не всё могут объяснить понятно, а иногда даже пытаются уйти от прямого ответа. И сразу включил его в игру. Играя с недавно подаренной на День рожденья игрушечной машиной-амфибией, я говорил:"Эта машина - попутная!", считая, что попутная - это какое-то свойство непосредственно самой машины, возможно особенность её конструкции или предназначение. В общем слово "попутная" было овеяно какой-то непонятной новой тайной и этим было интересно. Мне тогда почему-то и в голову не приходило, что это от слова "путь", "по пути". Может, скорее от слова "попутать"? А бабушка видя эту мою игру, поняла, что слово "попутная" я трактую как-то по-своему и не так. Через может пару дней мы с мамой ранним вечером шли по двору, на стояке стояли автомобили жильцов, "Жигули" там всякие и т.п., я показывал на стоящие машины пальцем и спрашивал у мамы: "Эта машина попутная? (потом на другую) А эта машина попутная?" (Т.е.я полагал, что машины сами по себе бывают попутные и непопутные и что мне открылось прежде скрытое от меня неведомое мне доселе свойство, которое бывает присуще машинам, правда мне не до конца ещё понятное.)Потом, понятное дело, через некоторое время общепринятый смысл слова дошел.
В СССР в кинотеатрах регулярно появлялись новые фильмы и на их стенах к премьерам вывешивались нарисованные художниками афиши. Классе в 3 или 4 мы шли с кем-то (может, с мамой) по городу и, проходя мимо кинотеатра, я увидел большую киноафишу, там был нарисован человек в зеленой гимнастёрке с телефонной трубкой в руке. Т.к. мы шли мимо и не останавливались, человек мне показался похожим на артиста Владимира Басова, а название фильма я прочел как "Срочно, секретно. Губочка". Мы пошли довольно быстро дальше, но смысл прочитанного меня заинтриговал, я это стал непроизвольно обдумывать. Я думал, кого это он так ласково называет - Губочка, может свою любимую женщину? "Ну всё, клади трубочку, целую тебя в губочку." Хотя у меня тоже были сомнения, правильно ли я прочитал афишу, и решил по возможности проверить ещё раз. Фильм этот продолжал идти, и при перепроверке оказалось, что он назывался "Срочно. Секретно. Губчека."
В 1970-е-начале 1980-х у нас был пылесос "Чайка3", название которого я также рассматривал как "Чайказ" (типа почти "Кавказ", там между "Чайкой" и тройкой не было пробела).
В 7 лет в Воложине на геобазе у меня появился друг-сверстник, который сказал, что он в Минске живет на улице Веры Хоружей, название улицы я тогда воспринимал как "Верых оружий".
Лет в 5, а может даже немного раньше, меня папа стал понемногу учить играть в шахматы. Были у нас точеные деревянные, доска поначалу была картонная. И там от папы я впервые услышал слово "мат". В смысле, шах и мат. Потом, когда уже с этим был знаком, как-то вышел на улицу, была кажется весна и капель, солнечный день, и два сверстника-приятеля из подъезда мне со смехом стали говорить про кого-то, как он матом ругался. А мне слово "мат" к тому времени мне было знакомо только в шахматном смысле, я недопонял и переспросил, они повторили "Там такой-то матом ругается!" Я думал "как это матом можно ругаться? Матом можно угрожать", и в голове у меня строились при этом немыслимые комбинации из шахматных коней и других фигур. Второе значение слова "мат" дошло до меня может только после первого класса.
Довольно продолжительное время, лет до 17, предполагал, что композитор Давид Тухманов - участник Великой Отечественной войны на том основании, что он автор музыки к песне "День Победы", а также выпустил пластинку "По волне моей памяти" (с содержанием пластинки знаком не был и не знал, что песня про студента "Из Вагантов" - оттуда). Раз тут про память, думал я, значит, наверняка про войну. Потому что слово "память" в песнях и стихах той эпохи использовалось в основном по этой тематике. "Что-то с памятью моей стало - всё, что было не со мной - помню", "Не спится только ветерану, войны минувшей партизану, ночь растревожила в нем раны и память сердца говорит", "Через года, через века - помните!", "И летят снегири, и летят снегири через память мою до рассвета". Пока году в 1990 в энциклопедическом словаре не прочел год рождения композитора - 1940. Ну, а после ознакомился еще с многочисленными его песнями, написанными в основном в эпоху Битлз или немного позже.
Огонь, вода и медные трубы. Когда от домашних в дошкольном детстве услышал, что в кинотеатре идет сказка "Огонь, вода и медные трубы", представлял себе что-то вроде змеевика, как у нас в ванной комнате. Ну, в смысле, огонь нагревает воду и она течет по медным трубам. Змеевик, покрашенный масляной краской темно-зелёного цвета, и всё это имеет довольно мрачный вид. И во всем этом процессе снимаются в том числе Наталья Седых и Георгий Милляр. Значение словосочетания "медные трубы" в смысле "триумф" узнал гораздо позднее, где-то в средних классах школы, и название фильма тогда уже понял в том смысле, какой был заложен его создателями.
В дошкольном детстве предполагал, что когда хоронят какого-нибудь человека, оркестр проигрывает всю его жизнь от рождения до конца, представленную в виде музыки, причем у каждого человека по идее музыкальная композиция должна быть своя, отличная от других. Позже, где-то в начальных классах школы дошло, что здесь набор музыкальных произведений более-менее стандартизирован и всё это похоронные марши (возможно, на переосмысление повлияла череда правительственных похорон в начале 1980-х).
В дошкольном детстве додетсадовского периода фамилию знакомых Постоленко из разговоров воспринимал как Пистоленко, в смысле от слова пистолет, и представлял себе свой игрушечный пистолет с присоской.
А фамилию соседа - ровесника Антона Юзефовича интерпретировал как Языкович.
Свидетельство о публикации №215063001899