Вилка коробки передач

                Первая серьёзная поломка мотоцикла произошла в конце мая 1970 года.

                Причина самая банальная отец с матушкой поехали в станицу и уже возвращались домой,  у обочины грейдера их окликнула одна из наших родственниц.

              Отец  ещё толком не освоил мотоцикл, а тем более поездка в станицу стоила ему нервов, решил остановиться, узнать дела родственные.

               Скорость то была не большая, от силы километров пятьдесят, а так как встреча оказалась неожиданной, то слегка растерялся и вместо тормоза резко нажал рычаг переключения передач, внутри мотора что - то заскрежетало с металлическим привкусом.

             Мотоцикл удалось остановить метров через пятьдесят.

              Новости станичные были настолько пустяшными, что отец потом много раз пожалел о своей остановке.

              А вот когда собрались следовать далее в хутор, то рычаг переключения проворачивался, но уловить момент нейтрального положения не удавалось.

             Ножной рычаг вообще никакой роли уже не играл, коробка зациклилась на третьей передаче, это уже потом догадались, когда мотоцикл  подталкивая сзади,  и работая ручной муфтой, сумели разогнать его до нужной скорости и  с божьей помощью доехали до дома.

           Отец негодовал, вот так по глупости сломать мотоцикл в самый разгар заготовки сена.

             Заниматься ремонтом не позволяло время, да и вообще к технике относились с предрассудком, полезешь делать одно, сломаешь другое. 

            Никогда ремонтом мотоцикла не занимались, и лезть туда -  куда не знаешь, не стоит.

                Время сенокоса, дорогое время, даже за несколько часов могут выкосить у тебя под носом, то что было тобой найдено с трудом в наших степных лесополосах.

            Поэтому по раньше с утра, сложив косы и уложив в коляску, прихватив воды, выкатили мотоцикл на дорогу у дома.

           Усадили в коляску матушку, отец,  удерживая рычаг муфты на руле,   завёл мотоцикл.

               Растолкали мотоцикл, отец запрыгнул на сиденье, стал при помощи муфты помогать мне, набирать скорость и обороты мотоцикла, когда я чувствовал, что уже не успеваю бежать за мотоциклом, запрыгивал в рывке на заднее сиденье.

              Вот на одной передаче передвигались по нашим дорогам, было два неудобным поворота, это у магазина в конце улицы в девяносто градусов и при выезде на грейдер, дальше было ехать проще.

                Сено косили на территории соседнего района, это выше распределителя на каналах, там,  где в степь на север уходила лесополоса.

           В три косы, за несколько часов, свалили приличное количество травы, матушка махала косой и в темпе не уступала отцу.

            Чтобы уехать домой, поступили проще, докатили мотоцикл до моста,  это метров восемьсот под небольшой уклон, на границе двух районов в нашу сторону мост имел довольно крутой спуск.

             Матушку усадили в коляску, отец завел мотоцикл и сел, а мне оставалось только подтолкнуть и запрыгнуть на сидение.

              Вот таким образом ездили на сенокос и не только, возили траву коровам, и лето в делах пролетело не заметно.

              Кому теперь доверить ремонт мотоцикла, были мужики специалисты, но у них самих времени в обрез, умельцы были на примете, но те любили залить за воротник и в таком дворе, где имелось вино в огромных количествах, навряд ли быстро починили, а им то куда спешить, а без стакана и винт не выкручивается.

                На второй улице проживал один дедуля с болгарской фамилией Ккакал,  недавно приобрёл хату в нашем хуторе, местные остряки, как только не склоняли его фамилию, уж очень старались.

             Это дедуля того самого внучка Юрки у которого имелись ласты с маской, и которому я заливал про немецкий пистолет.

              Дедуля довольно преклонных лет, но продолжал бороздить не только пыль местных дорог, но и асфальт соседних республик.

             В двигателях разбирался мастерски и когда его отец пригласил посмотреть и проконсультировать, то старичок слегка похожий на Айболита, сразу подтвердил диагноз, нужно колоть мотор пополам и смотреть коробку изнутри.

          Договорились на завтра ближе к вечеру, а мы до этого должны были снять двигатель и помыть.

              Под вишней у глухой стены дома у ворот гаража установили на детский дубовый столик, который нам отец смастерил, когда мы ещё жили в пристройке.

            Накрыли клеёнкой и сюда водрузили вымытый двигатель со слитым маслом.

                Мне было задание после школы дождаться дедулю, сопроводить его до двигателя и помогать: поднести,  подать, сбегать, найти, подержать. 

         Двигатель с ещё не заржавевшими болтами, шпильками и гайками, раскрутили быстро, поддев в нескольких местах по стыку отвёртками двигатель раскололи пополам.

           Причина поломки самая не значительная,  двух рожковая вилка, которая перебрасывает соединительное кольцо на шестерни третьей и четвёртой передачи, сломалась, отломалась одна половинка.

             Сняли вилку и отыскали поломанную часть, дедуля спросил, нет ли в запасе точно такой, то двигатель соберём сегодня же.

              Но данной запчасти не оказалось, ни дома, ни у местных мотоциклистов.

             Дедуля ушёл, оставив мне сломанную деталь, на прощание сказал, что завтра придёт собирать двигатель.

           С утра отец съездил в станицу, новой детали не купил, потому что не было, зашёл в гости на работу к родственнику дяде Лёне, там вилку восстановили самым лучшим образом, колхозное ремонтное предприятие солидная организация.

               После уроков я уже вертел в руках вилку и дожидался прихода дедули.

             У разобранного двигателя мне дедуля наглядно показал и рассказал,  как работает коробка передач.

           А вот для чего он принёс коробку от стирального порошка, понял после того, как из плотной бумаги выбивали молотком новую прокладку, заводская прокладка порвалась в нескольких местах,  когда вскрывали коробку передач.

            Стали собирать двигатель, и вот когда закручивали гайку  шестерни цепи, потребовалась моя помощь придержать двигатель, вот тут я едва  не лишился части пальцев.

          Чтобы  крепче держать двигатель сунул пальцы правой руки в окно выхлопа газов, не сообразив, что поршень может  двигаясь по цилиндру легко защемить пальцы.

          Как получилось, но провернулись шестерни, кривошип погнал поршень вверх и только его сферическая форма, обеспечила вовремя выдернуть мне пальцы, было больно, но я не подавал вида, даже дед не заметил, что вот так легко я отделался, с техникой надо быть по аккуратней.

                К вечеру двигатель был готов, дедуля продемонстрировал работу коробки передач отцу, дал гарантию: будет работать, пока не поломается.

            Поставили мотоцикл на раму, закрепили, дольше промучились с цепью, регулируя колесо и натяжку цепи, а утром отец уехал на нём на работу.

               Без мотоцикла поняли насколько трудно без него в хозяйстве.

               Коробка многие годы работала без поломок, никогда не подводила и оставалась в рабочем состояние даже тогда, когда мотоцикл стал на вечную стоянку.

29 июнь 2015 г.


Рецензии