Очарование

Вчера один рецензент попытался разобрать по косточкам несколько строк из моего стихотворения
«Единственная, радостная, чудная».
В его изложении, с применением методов формальной логики, получилась абракадабра.
Я сначала огорчился. Даже руки опустились.
Потом начал размышлять. И кое-что для себя уяснил.

Попробую высказать свои соображения, кстати, далеко неновые, вслух.
Я ответил рецензенту вежливо, но категорически возразил в том смысле, что ещё Пушкин
шутливо заметил: поэзия должна быть глуповатой.
От себя же добавил: нельзя читать стихи с очень умным лицом.
К сожалению, есть немало охотников проверять алгеброй гармонию.
Почему?
Всё дело в недочётах эстетического воспитания.

Существуют две категории людей – поэты и умники.
Борис Слуцкий писал о физиках и лириках. Это близко.
Поэты мыслят и живут образами, что является их особенностью.
Умники пытаются разрушить образы путём логического скальпеля
и при этом недоумевают: как можно?
Можно, дорогие! Учитесь слушать и воспринимать.

Искусство – совсем другой мир, отличный от формально логического.
Я много лет сочиняю стихи. Хотя не могу дать им оценку. Это дело времени.
Поэтому нет смысла ссылаться на своё творчество.

Обратимся к великим.
Вот один из шедевров поэзии, стихотворение моего любимого Лермонтова «Парус»
Попробуем применить к нему метод скальпеля.
Одинокий парус в тумане моря голубом – уже несоответствие – туман и голубизна.
Но дальше: играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.
Что это? Не иначе, как буря. Однако, нет.
Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
Буря ещё предвидится, ещё ожидаема.

Несоответствие? Явное. Начнём работать скальпелем, и исчезнет колдовство.
Что же такое поэзия?
Это определённый, неповторимый порядок слов в цепи образов, при которых создаётся ОЧАРОВАНИЕ.
Переставьте слова местами, попробуйте препарировать образы, и получите абракадабру.

Поэзию создают люди, наделённые особым даром слышать и понимать слово.
Нужно просто поверить этим людям и наслаждаться красотой необычных сочетаний,
которые находятся на грани волшебства.

И ещё об одном я хотел бы сказать – о словаре поэта.
Слово, стоящее в поэтическом контексте, даже, на первый взгляд, случайное – часть ОЧАРОВАНИЯ.
Его невозможно заменить, не разрушив волшебства.

Прошу, доверяйте поэтам, они беседуют с богами.
И не препарируйте стихи, а просто наслаждайтесь.
Это великое счастье – наслаждаться прекрасным –
пусть и нелогичным на взгляд умников, поборников формальной логики.
               
Р.Маргулис
23 июня 2015г.               


Рецензии