Про Оксану, трембиту и украиньску мову...

   "Весёлые песни поёт Украина..."
 (из стихотворения-песни про матроса Железняка,
  который "шел на Одессу а вышел к Херсону".

  Конец 40-х - начало 50-х годов. За границей успешно
 ликвидировали С.Бандеру, внутри страны бандеровцев, в
 основном, выловили. Одних расстреляли,других посадили,
 третьих сослали. Пришла пора укреплять дружбу народов.
  На ВСХВ соорудили фонтан "Дружба народов",по радио
 звучат бодрые песни народов СССР. Карело-финская ССР
 даже захотела воспользоваться своим конституционным
 правом и выйти из состава СССР, на что получила ответ:
    -Ах,вы так? А мы вот так! Вы будете не союзной
  республикой с правом выхода,а автономной в составе
 РСФСР без права выхода! Что б другим не повадно было!

   Зарубежные радиоголоса старательно глушились,и за
 слушание их полагалось суровое наказание. Зато советские
 голоса старались во-всю. Сладкоголосый Рашид Бейбутов
 и пел и снимался в кино и расходился на пластинках...
  Трио "Маренич" - кто в нём был - не видел, но голоса
 были явно женские, мягко-обволакивающие, как будто
 сразу три няньки поют колыбельную. Чаще других звучала
 песня с таким припевом:
    "Гуцулка Ксаню,я тоби на тримбите
     Лышь одний в цилим свити
     Расскажу про любовь"
  (Прошу прощения за орфографию)

 Тогда я впервые услышал слово трембита и подумал,что
 это некая бренчалочка\дуделочка,с которой ихние парни
 ходят на вечёрки,ну как наши с гармошкой\гитарой.
   Потом в конофильме "Трембита" разглядел: эта "дуда"
 длиной до трёх метров,толще литровой бутылки и на конце
 с раструбом,как у граммофона. В старину использовалась
 гуцулами (жители Прикарпатья) для передачи информации
 с одной горы на другую,например,о нападении врагов.

  У меня возникли смутные сомнения: как же её использовать
 для обьяснения в любви - ведь это же интимный процесс -
 "лышь одний в цилим свити"?
   Постепенно сложилась такая картина.
 
  Некто Грицко говорит Оксане:
    (далее звучит голос переводчика с прищепкой на носу)
 - Как стемнеет,приходи вон к той цветущей вишне,я тебе...
        и далее по тексту песни.
   Смеркалось. Оксана вся в ожидании... Чу! Скрип колёс!
 Это Грицко везёт трембиту на двуколке с двумя волами.
 Подъезжает,разворачивает раструбом к Оксане,сам с другого
 конца дует: Гу-у-у - эхо пошло гулять по горам. Оксана с
 визгом убегает,зажав уши руками. Грицко в сердцах:
 -Ну вот,и эта сорвалась! Мабуть,в песне что-то напутали!

     Прошли десятилетия...Мой первый визит в СЕРЕГЕМ.
 Ложусь на кровать,подходит Оксана (консультант),обьясняет,
 что и как,и сидит рядом минут 10,разговаривая со мной.
  Я в недоумении - что,я так ей понравился?
  На другой день вижу,что она так же и с другим новичком.
 А-а-а,это у них такое правило,следить,чтобы новички всё
 делали по правилам! Ну как у английской аристократии -
 в первую брачную ночь слуга должен с зажженной свечой
 следить,чтобы всё делалось по правилам!

     И я написал эпиграмму на Оксану:

        Как увижу я Оксану,так пою
        На трембите эту песенку мою.
        До чего же ты мила и хороша!
        У тебя такая добрая душа!


Рецензии