Бегство из Ура Халдейского

Бегство из Ура Халдейского. Пролог. Глава 1. Библейский цикл.

Пролог.

В те далекие времена, через десять поколений после всемирного потопа,  в Араме, в царствование шумерского правителя Абарги, жил в Уре Халдейском негоциант, добрый и щедрый, всеми уважаемый достопочтенный  Фарра. Он владел неисчислимыми стадами овец и верблюдов и вел обширную торговлю с городами Эриду, Муру, Ларнак, его караваны доходили до самого Вавилона. Был Фарра человеком высокой культуры, наряду с идолами, которые в те поры были предметом веры в неопознанное, хранил таблички с клинописными текстами законов государства и торговыми записями. Было у него три сына  Аврам, Аран и Нахор. Все три сына были прекрасны лицом, сильны телом и образованы. Но Аврам среди трех отличался необыкновенной проницательностью. Ещё трёхлетним ребёнком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он осознал наличие Творца, сказав: «Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои».  Тогда же он сделал первую попытку уничтожить идолов отца, но вера его была еще недостаточно крепка и ему пришлось отказаться от своего намерения. Но от идей своих он не отказался и проповедовал их среди своей родни и друзей. И вот пришла пора ему найти себе подругу, достойную его веры. У его отца, Фарры, была дочь, Сарай, девушка необыкновенной красоты, ума и обаяния, обладающая даром пророчества. Она была на десять лет младше и в те времена женитьба на сестре от другой матери не выглядела кощунством. На ней то и остановил свой выбор Аврам. Жители Ура Халдейского отнеслись неоднозначно к миссионерской деятельности Аврама, начались преследования и род Фарры разделился: семья его сына Нахора осталась в Уре, судьба семьи, рано умершего, Арана, неизвестна, а вот Аврама и Сарай ждали необыкновенные приключения.

Глава 1 Посвящение в Уре.

Аврам сидел на пороге своего дома и пристально вглядывался в краски багрового заката. Дневная жара спала и низкое солнце окрашивало все в кровавые тона. До наступления темноты скот надо было убрать в загоны и город был наполнен блеяньем овец. резкими криками верблюдов, акадской гортанной речью пастухов и напевными командами погонщиков. С востока надвигалась густая темнота и на ее фоне ярко выделялся Зикурат, на башни которого уже поднимались жрецы для священного общения с ночным небом. Аврам вспомнил, как еще в детстве осознал, что все вокруг должно иметь создателя своего. Как не может ягненок появиться на свет без отца, так и солнце, луна и звезды должны иметь своего создателя. С того момента этот "некто", огромный, могучий и невидимый, стал его Богом, которому он возносил молитвы. Люди боятся непознанного, боятся будущего. Они создают себе идолов, их то они и обожествляют. Нет, не очищение и святость было целью молитв и молений! Люди, как черви, просили хороший урожай, победу в частых и опустошительных войнах. Аврам не любил войны, считал, что они ничем не отличаются от грабежей и убийств на большой дороге. Он с неудовольствием посмотрел в сторону жертвенника, где совсем недавно были совершены многочисленные человеческие всесожжения. Да, у людей были причины   просить защиту. Но у кого? Небо, море, солнце, луна, ветер. Аврам понимал, что кроме этих могущественных сил, есть многое, что не поддается пониманию. Он еще раз посмотрел на закат. Солнце почти село и облака на горизонте приобрели зловещий серо-лиловый оттенок. Аврам подумал о завтрашнем дне: "Что может сулить такой закат?" Он вновь вернулся к богам. У его отца, Фарры, был целый пантеон "богов"! Главным отец считал бога Энки, бога мудрости и моря. Авраам с презрением пожал плечами: что зто за боги? Живут, как люди. Отец с пафосом говорил, что на горе небес и земли Ану, бог неба, зачал союз богов, Ануннаков. От этого союза родился и бог воздуха - Энлиль, разделивший небо и землю. И опять таки, когда воины Ниппура, богом которого считался Энлиль, стали одерживать победы, именно он вознесся среди богов. Нет, Бог творец не таков! Интересно, если он сотворил все сущее, то с чего все началось? Не с потопа же, о котором Аврам знал из рпзговоров о Гильгамеше. Но ничего о тайне сотворения мира люди не знали. Но его Бог так ему ничего и не сказал. Было у него видение. Во сне явился некто, Авраам сознавал, что он видел ЕГО. Видение было настолько ясным, то он мог поклясться, что разглядел каждую черточку Создателя, мелодию голоса. Но проснувшись, он не мог вспомнить ничего, даже голос, если бы услышал, то вряд ли бы узнал!

А голос Бога возвещал о вечном,
И небеса тихонько громыхали,
И голоса так сладко напевали,
О мире  Бога бесконечном.

И рёк Господь:"Ты избран Мною
Быть праотцом народов многих,
И после испытаний строгих
Ты подчинишься мне судьбою.

Ты братство верных соберешь,
И посвятишь их в нашу тайну,
Тебя я выбрал не случайно
И ты Ученье понесешь!

Тот день, когда тебе открою,
Суть сотворения миров
Он будет празднично суров,
Завет мы заключим с тобою.

И помни, я в любом дыханьи,
В любой былинке на земле,
Я в небе, в море- я везде
И в радости, и в состраданьи,

Молись и соблюдай аскезу
И я в урочный час явлюсь,
Кустом горящим обернусь,
И дам Закон, сродни железу!

Аврам долго лежал тогда на тростниковой цинновке не открывая глаз. Перед его мысленным взором теснились неведомые народы, которым он должен был стать отцом. А его собственный народ? Он подумал о Сарай, своей любимой, мудрой жене, а что она? Ведь уже более десяти полных оборотов Солнца, а у них еще нет детей. Это было странно, Бог предрёк ему отцовство, и он свято верил в пророчество. Сарай была его сестрой по отцу от арамейской жены Айи. В семье Айю не любили из-за склочного характера. Но у Аврама с ней сложились прекрасные отношения. Она была умна, знала языки- акадский, шумерский, арамейский и язык Аврамового племени. Она знала людей, их слабости и была незаменима при торговых сделках. Мать Аврама, Аруру, была соплеменницей своего мужа, женщиной властной и непреклонной. Она, как и Фарра, поклонялась местным божкам, идолам, как их называл Аврам, и, поэтому, между ним и матерью существовало некоторая отчужденность. Как раз Айя, да и Сарай, еще будучи ребенком, увлеклись его идеями о едином Боге и вдохновенно слушали его проповеди и разделяли молитвы. Неудивительно, что Аврам был влюблен в девочку с детсва. Его привлекали ее необыкновенная красота, живой ум. Порой она была не по детски мудра, что иногда пугало Аврама. Тем не менее, он решил еще когда она была ребенком, взять ее в жены. Будучи на десять лет старше, он ждал срока. Он опять подумал о детях и сердце его наполнилось печалью, что его Бог, такой всемогущий, не дает ему и Саре детей. Тьма стерла с западного края небес остатки закатных красок и огромные, мохнатые звезды высыпали на темный небосвод. Аврам решил, что пора идти на встречу с единоверцами. Он поднялся, и, запахнув длинную, почти до ступней, богато отделанную бахромой. тунику- канди, позвал раба с факелом. С моря тянул ночной, прохладный бриз. Идти было недалеко. Братья собирались у городской стены, у выхода к гавани. Аврам понимал, что место для проповеди выбрано неудачно, слишком много разного люду, в том числе царских шпионов, толчется рядом, но другого выхода не было. Это было единственное место, разрешенное властями для собраний. К ним уже давно присматривались машкимы, подобие судебных исполнителей «на общественных началах».  Один раз на братьев было устроено нападение с поножовщиной. В результате один нападавший был убит и двое ранены. Двое братьев были взяты под стражу, но после долгого разбирательства, их неохотно оправдали. Как бы там ни было, приходилось сохранять чрезвычайную осторожность! Аврам внезапно вспомнил, что оставил дома свой талес, накидку, которой он накрывался при обращении к Богу. Он решил вернуться к дому. Одноэтажное строение из необожженного кирпича, без окон, возникло внезапно в дрожащем свете факела.
Дверной проем уже был заслонен щитом из грубой тесины и Авраму пришлось стучать, чтобы разбудить привратника, в обязанности которого входило не только сторожить вход, но и поддерживать огонь в жаровне при входе. В доме оставались только несколько слуг и немногочисленные рабы. Все остальные домашние, а также Сарай и Лот, племяник Аврама, с семьей, были уже там, на собрании. Аврам прошел через внутренний дворик к своей комнате. Дворик, окруженный со всех сторон жилыми помещениями, днем оживал. Здесь готовили пищу, трапезничали, решали хозяйственные и торговые дела, справляли праздники и хоронили усопших. Угловое помещение с восточной стороны занимала усыпальница, которой было столько же лет, сколько и дому. Сейчас вышел новый закон запрещающий погрнбальный обряд в жилом пространстве, и, ходят слухи, что для погребения усопших власти выделят место за городской стеной, но земля принадлежала храму и царскому роду, так, что намечалась война. Аврам усмехнулся. Никто не хочет отдавать свое, но угроза болезней и смертей после похорон заставляла торопиться. Он сделал знак факельщику остаться снаружи и вошел в комнату. Внезапно он почувствовал приближение Бога. Комната осветилась голубоватым сиянием и перед ним закачалась фигура Ангела, Божьего посланника. Аврам узнал его! Где-то, в небесах, тихо звучал лилис*, затем Аврам услышал уб и мези. Через некоторое время к ним присоединилась ала. Небесная мелодия была ему не знакома, хотя он играл на лилис и сопровождал игрой свои проповеди и молитвы.
----------
* лилис- лютня 
   мези- свирель.
   ала,-ударные.

Ангел заговорил. Тихо, потом все громче. Он говорил, что Господь готовит  Авраму и Саре испытания, что первым и главным на сегодняшний день будет переезд общины в землю обета, в Ханаан с остановкой в Харане, Что земле обетованной он должен будет укрепить веру в молитве, святости и аскезе, укреплять и расширять общину. Он говорил, что Сарай будет его главной опорой в грядущем подвиге его. Наконец он начал повествовать о Сотворении Мира, о том, что Аврам молил Бога поведать. Слова Ангела звучали, как набат, навсегда оседая в памяти Аврама:
1.
Пространства не было и не было времен,
Лишь дух Господен в Космосе носился,
Усильем воли новый мир родился,
И Свет от  Тьмы, кинжалом отделен.
И свет был назван днем и ночью тьма
И шла к концу адронов кутерьма.
**И был вечер, и было утро: день один.
2.
Еще квазарам, звездам не гореть,
А водород уже закон диктует,
В пространстве воду формирует,
Другие атомы- небес и суши твердь.
И твердь над нами небом названа.
И сушей среди вод лежит она.
**И был вечер, и было утро: день второй. 
3.
И суша среди вод наречена землею,
Морями вОды плещут и шумят
Саванны и леса и степи колосят,
Цветет земля, прекрасная собою!
И сладок плод, обилен и красив,
И славит щедрости мелодии мотив!
**И был вечер, и было утро: день третий.
4.
Галактик вещества  настала эра,
Блуждающих в космической пыли,
Их трения так много Солнц зажгли,
Планет таинственных взошла химера.
Луна и Солнце, стройный ряд планет
В движении своём механики расцвет.
**И был вечер, и было утро: день четвёртый.
5.
И зародилась жизнь. Зверье и птицы.
И мезозойских ящеров могучие стада,
И крокодилы в реках, где была вода
И гады мерзкие, все начало плодиться!
И Бог благословил цветущей жизни пир
И возлюбил Господь им сотворенный мир.
**И был вечер, и было утро: день пятый.
6.
Вот, наконец, настало утро дня шестого.
И к завершению трудов Бог приступил
Он создал скот и злаки, чтобы хлеб родил,
И Человека по себе, но лишь пока, нагого.
Он размножаться Человеку дал наказ,
Работать и творить, как на заказ!
**И был вечер, и было утро: день шестой.
7.
Устав от стройки непосильных тЯгот,
Господь, благословив сей день,
Ушел в смоковницы густую тень,
И назван был седьмой день шаббат.
С тех пор один день из семи
Для отдыха назначен меж людьми.

Аврам стоял прислонившись к стене, губы его шевелились: он повторял услышанные им слова. По телу его прошла дрожь, чело покрылось потом. Он в изнеможении опустился на лежанку и начал погружаться в оцепенение, когда невозможно пошевелиться, но голова приобретала прозрачную ясность. Ему казалось, что открылся огромный мир созвездий в серебряных небесах, в воздухе плавал огромный диск, в центре которого стоял раскошный шатер. Он раздвоился, недвижное тело его лежало в комнате на лавке, а сам он с женой и домочадцами находился в шатре, прозрачном настолько, что он мог наблюдать и серебряный мир и звезды. И вот, свершилось:

В расколах неба глас воззвал:
И грянул гром сгустились тучи
И вихрь шатер рванул могучий,
И прах поднялся, словно вал,

"Падите ниц, внемлите Богу!
Вы избраны служить ему,
По чувствам  вам и по уму
Быть вечно у его порога!

Сим имена я вам меняю:
Ты Авраам и Сарра ты
Здесь правила весьма просты:
Я в имена по букве добавляю.

Даю на Пост вам сорок дней,
Прощанье с близкими и домом,
К друзьям визиты и знакомым,
И в путь дорогу поскорей.

Аврам, теперь уже Авраам, постепенно возвращался к жизни. В начале он почувствовал пальцы рук, потом ног. Затем, постепенно, тепло вернулось в онемевшие члены, и, румянцем зарделись побледневшие было щеки. Он позвал слугу и приказал ему идти на место встречи и сказать, что молитвы и проповеди сегодня не будет и Сарай и Лот чтобы немедленно возвращались домой.

Глава 2 Бегство.
Большая семья Аврама собралась в ..............


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Александр! Прочитал Ваш роман. Спасибо. Живо и ярко описаны события, как-будто фильм посмотрел.
Вопросы будут неуместны с моей стороны, если Ваш труд - художественное произведение без претензии на историю - как науку.
Итак, Вы уверены в том, что Нахор остался в Уре Халдейском, когда Фарра покинул его? Это из Библии разве?
Второе и главное: сколько же лет было Фарре, когда родился у него предок Иисуса Христа Авраам, и сколько было лет Фарре в год его кончины? Эти две даты взаимосвязаны - не мне Вам говорить.
С уважением, Попов Евгений.

Евгений Попов-Рословец   07.07.2015 13:41     Заявить о нарушении
Уважаемый Евгений! Для начала это еще находящееся в разработке художественное произведение. Я не историк, не библиист. Источники, которыми я пользуюсь противоречивы, в том числе Билейские. И я поставил перед собой две задачи. Первая, это должна быть этнографически приключенческое повествование. Вторая, основная, задача показать свою точку зрения на рождение единобожия. Для решения первой задачи я привлекаю историю, достаточно изученую, шумеров. Второе, это то, что мне даст моя фантазия и мировоззрение. Путь далек и остановка будет не нажертвоприношении Исака, а всего лишь на событиях у египетской таможни. С уважением, А.Г.

Александр Гейфман   07.07.2015 13:56   Заявить о нарушении
Тогда мои вопросы не уместны. Успехов Вам.

Евгений Попов-Рословец   07.07.2015 13:58   Заявить о нарушении
Спасибо. С уважением, Александр Гейфман

Александр Гейфман   07.07.2015 14:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.