Йозеф Судек. И музыка играет
В них Йозеф Судек волшебным образом соединяются сон и явь, и КАК они соединяются – тоже загадка. Магическая сила искусства Мастера реальна и ощутима сразу, как только видишь его работы.
Фотография – это особый мир, в котором много технических нюансов, но результат и воздействие на зрителя кроется все-таки не в них, а во внутреннем мире фотографа, его особом взгляде на мир, в уровне его культуры и кругозоре.
Здесь результат больше зависит от философии и личности, чем от фотоаппарата. Гуманитарная составляющая гораздо более значима, чем техническая, как, впрочем, и в любом другом искусстве: техническая сторона не более чем способ выразить свой взгляд на мир.
Подтверждением тому является искусство чехословацкого фотографа Йозефа Судека, родившегося в конце XIX века, творившего почти весь XX век, чей взгляд на мир поражает, удивляет и привлекает и всегда будет удивлять, как всегда удивляет искусство большого и настоящего Мастера.
Его стиль больше похож на живопись сюрреалистов, импрессионистов, символистов и магических реалистов, чем на стиль популярных фотографов его времени. Йозеф Судек был одиночкой, посвятившим свою жизнь самоанализу и исследованию собственной души.
Он считал, что внутренние эмоции лучше всего может выразить символическая форма и его работы – это символическое выражение чуда: чуда природы, зданий, площадей, трамваев, обычных предметов. В своих городских фотографиях первого периода творчества он сосредоточен на исторических зданиях, площадях и церквях Праги.
Фотограф фокусирует свое внимание на архитектурных деталях, которые высвечиваются в особые моменты, которые он мог ждать часами. Йозеф Судек всегда ждал нужное время и нужного момента, когда объект, лицо или листва оказывались в особой атмосфере. На его фотографиях - скрюченные ветки деревьев, похожие на кружева, густо растущие кусты, купающиеся в лучах света или наоборот - создающие мрачный силуэт, но они всегда необычны и таинственны.
Йозеф Судек никогда не отвлекался на мелочи и суету, никогда не заботился об общественных приличиях в одежде, еде, обстановке квартиры, его не привлекали успех и карьера. Он был полностью сосредоточен на мире своей собственной души.
Оккупация Чехословакии фашистами стала для Мастера большим эмоциональным потрясением. Он затворился в своей мастерской, и в работе наступила длинная пауза. В результате затворничества Йозеф Судек ограничивался видами из окна в своей студии.
Окно становилось отражающим фоном, обрамляющим искусно расположенные предметы, такие как яйцо, тарелка, галька или цветы. Особенно Судек любил фотографировать стеклянные предметы и преломление в них.
Он часто фотографировал внешний мир через сумеречную завесу дождя, росы, льда или запотевшего окна, создающую атмосферу неопределенности в отношении между внутренним и внешние мирами. Это было похоже на тайну, разделяющую наблюдателя и наблюдаемого. Но в его новых циклах «Окно моей студии», «Натюрморт», «Память», «Лабиринты» уже нет того тепла, что было в работах раннего периода.
Найдя свой взгляд на мир и свою философию, Йозеф Судек всю свою долгую жизнь был им верен. Его эмоциональный стиль с использованием смазанных изображений, рассеянным светом, игрой света и тени, похожей на Рембрандтовскую, узнаваем безошибочно.
Йозеф Судек оставался верен собственному внутреннему видению, желанию изобразить мир таким, каким он был создан внутри себя. Стремление к уединению, потребность быть ближе к природе, внимание к деталям видны на всех его фотографиях. Особенно поразительно его терпение: создание некоторых его циклов часто занимало не менее десяти лет.
Его интересовала не сама по себе природа, а ее Тайна, Магия и музыка, в поисках которых он мог находиться годами. Йозеф Судек любил музыку, она всегда звучала в его мастерской и слышна во всех его работах. Не зря любимой фразой фотографа была: «И музыка играет».
Судек родился в 1896 году и умер в 1976 году, прожив долгую жизнь, большей частью в уединении и почти затворничестве. В Первую мировую войну он потерял правую руку, что делает его работу подвигом даже с технической точки зрения, не говоря уже о его умении терпеливо ждать и точно уловить тот момент, когда предмет словно растворяется, теряя материальную оболочку и обнажая свою душу.
Не зря лучшим временем для Йозефа Судека было утро и наступающие вечерние сумерки, когда свет начинал рассеиваться или чуть брезжить. В этом свете предметы становились невесомыми, нереальными, почти фантомными.
Размытые фигуры растворялись в дымке, застывая во времени, а лучи света создавали сказочное настроение, как будто наблюдатель забрел в таинственный и нереальный мир фантазий и теней.
Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/jozef-sudek/
Свидетельство о публикации №215070101282