Признание Есенина
От длинного стола, уставленного никелированными вёдрами с бутылками «Шампанского» – за ним веселится шумная гоп-компания, – вдруг резко, опрокинув стул, вскакивает светловолосый молодой человек, стриженный «под скобку».
Он бросается к ним наперерез, хватает руку Оцупа, трясёт её.
– Оцуп! И вы тут! Вот здорово! – громко приветствует он его. – Идём, идём скорее к нам. С девушкой вашей…идём!
Оцуп, несмотря на всю свою европейскую самоуверенность, заметно теряется под таким бурным натиском. Ирина понимает, что этот блондин не тот «интересный» объект предполагаемого знакомства, а другой, неожиданный персонаж.
Оцуп, между тем, немного приходит в себя.
– Здравствуйте, Сергей Александрович. Э…э…э… – тянет он, как всегда, в минуты сомнения. – Мы, собственно, хотели…э…э…э…пообедать. – И уже овладев собой, более уверенно говорит: – Рад вас видеть, Есенин!
Ирина с любопытством разглядывает налётчика. Так вот это кто! Вот он какой, неистовый скандалист Есенин. И правда, какой он напористый, налетающий, как вихрь, как смерч. Попадись такому, – голову оторвёт!
Пожав руку Оцупа, Есенин решительно берёт поэтессу под локоток.
– Идём!
Оцуп идёт сзади, что-то невнятно бормоча. Непонятно, то ли он соглашается, то ли протестует.
Сидящая за столом гоп-компания с любопытством обозревает Ирину с Оцупом, отдавая предпочтение красивой женщине.
Есенин представляет Оцупа, как «стихотворных дел мастера», а Оцуп, в свою очередь, представляет Ирину.
– Ирина Одоевцева! – громко говорит он.
Есенин широким взмахом руки показывает на всех сидящих за столом:
– А это моя кувырк-коллегия. Nomina sunt odiosa (имена ненавистные, одиозные – лат.)…Да, настоящих имён среди них ещё нет. Но со временем, как нас учили, они все – так или иначе – прославятся. В разных областях, конечно, кто в литературной, а кто в уголовной…
Есенин решительно освобождает место за столом от своего приятеля, усаживает Ирину и садится рядом с ней.
– Вот вы какая, – говорит он, внимательно разглядывая женщину, как предмет, выставленный на витрине магазина.
– Да уж такая, какая есть! – дерзко отвечает Ирина.
Есенин смеётся и переходит к комплиментам. Ирина любит комплименты и постепенно смягчается. У них завязывается интересный разговор о поэзии и о превратностях жизни. Есенин вспоминает, как его холодно приняли в поэтическом сообществе России. Высокомерного Николая Гумилёва (учитель Одоевцевой) он называет «вороньим пугалом», Зинаиду Гиппиус – «злой осой». Ахматова тоже ему крови изрядно попортила. Все, кроме Блока и Городецкого, его в штыки приняли…
Ирина вспоминает, как в 1912 году Есенин, крестьянский самородок, приехал покорять Петербург. На каком-то чопорном приёме Гиппиус, наставив лорнет на его валенки, громко одобрила их: «Какие на вас интересные гетры!». Все так и покатились со смеху.
Есенин не забыл обиды…
Он смотрит на Ирину своими васильковыми глазами доверчиво и наивно. В нём проглядывает что-то не по годам молодое, даже мальчишеское, совсем не вяжущееся с его хулиганской репутацией.
Есенин наливает ей рюмку водки. Ирина качает головой:
– Не пью.
– Напрасно! Вам необходимо научиться. Водка помогает.
– От чего помогает?
Есенин неожиданно признаётся:
– От тоски…От скуки. Если бы не водка и вино, я уже давно смылся бы с этого света! Ещё девушки, конечно…Влюбишься, и море по колено! Зато потом, как после пьянки, даже ещё хуже. До ужаса отвратительно…
Есенин не первый, кого внимательно слушающая Одоевцева расположила к таким откровениям. Признаться в глубокой затаённой тоске, признаться в своих слабостях перед милой женщиной всего лишь через полчаса знакомства – это воздействие на собеседника большого природного таланта Ирины Одоевцевой – умения слушать.
С первых дней своего вхождения в поэтическое сообщество Петербурга юная Ирина много слушала и мало говорила. Её умение слушать заметил Николай Гумилёв – друг и учитель. Его откровения заходили порой слишком далеко: он не стеснялся Ирины, когда перепрятывал при ней свои подпольные материалы, и не скрывал своего участия в антибольшевистской тайной организации.
В мемуарной книге «На берегах Невы» Гумилёву посвящены более половины страниц воспоминаний. Есть там также интересные откровения Андрея Белого, Осипа Мандельштамма, Блока, Игоря Северянина и других поэтов.
А сегодня, в берлинском ресторане, Ирина внимательно слушает Сергея Есенина. И этот разговор, и встреча с Айседорой Дункан войдут потом в другую мемуарную книгу.
Есенин рассказывает Ирине о своей деревенской жизни, о грубом отношении крестьян к домашней скотине, о своей дружбе с лошадьми, коровами, собаками…Вспоминает Айседору Дункан и её большие печальные глаза...
– А шампанею, – пребивает он сам себя, – вы непременно должны выпить. За нашу встречу! Хоть один бокал.
Ирина не может ему отказать. Она чокается с ним и пьёт.
За столом идут шумные разговоры, но Ирина слушает только Есенина. Она не может поверить, что перед ней тот самый хулиган-скандалист. Он так нежен и очарователен.
Долго тогда сидели в ресторане, до закрытия…Лакей принёс на подносе счёт с многозначным числом в конце перечня выпитого и съеденного. Есенин бегло просматривает счёт и решительно вычёркивает несколько строк.
– Никакого омара не было!...И шампаней не семь, а шесть бутылок… – Он снова вычёркивает что-то, затем скрупулёзно подсчитывает и, вынув толстую пачку ассигнаций, рассчитывается. На чай он, видимо, оставил прилично, ибо лакеи до самого выхода с поклонами провожают гоп-компанию.
Пока они выходят, автор на секунду задаётся вопросом: а на какие шиши гуляет по берлинским ресторанам крестьянский сын Сергей Есенин? Неужели на гонорары от издания стихов? Вполне возможно. Ведь он нынче в зените славы. Да и тоска его гложет…Надо как-то развеяться. На свои гуляет, на заработанные трудом…Да я и не против, пусть гуляют. Творческим личностям это необходимо…
Так, просто спросил, для общего развития...
Свидетельство о публикации №215070101464