Имплементация как способ воздействия европейского

Имплементация как способ воздействия   европейского  права на российское законодательство.


Проблема имплементации европейского права в отечественную правовую систему вызывает неподдельный интерес в научных кругах России. Этимологически  термин «имплементация» происходит от латинского слова «impleo», что означает «наполнять», «исполнять».                И поныне не прекращаются   горячие споры  по определению  понятия «имплементация», а также  по поводу стадий, методов и средств ее реализации. 
Одни ученые трактует имплементацию как осуществление международно – правовых и внутригосударственных норм.
Другие - как фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне.               
Третьи - как совокупность международных средств интегрирования норм международного права в правовое пространство государств.
Несмотря на разновекторность упомянутых трактовок понятия «имплементация» по смысловой нагрузке они близки.
На наш взгляд, имплементация -  это изъятие  принципов и норм международного права с целью их внедрения  в национальную правовую систему.
Рассматривая проблему имплементации в контексте европейского права, следует отметить, что ее целью является наполнение национальных правовых систем новыми по содержанию и значимости юридическими предписаниями. Как известно, механизм имплементации осуществляется через определенные стадии посредством  специальных процедур с использованием характерных только ей приемов и средств реализации. Имплементация  проводится не по желанию какого – то субъекта международно – правовых отношений, она, как правило, инициируется при накоплении в государственном «организме» определенного объема политических, социальных и юридических факторов, требующих новых правовых веяний.
При исследовании проблем имплементации часто приходится сталкиваться с такими понятиями как «заимствование», «интегрирование», «стандартизация, «трансформация», «адаптация» и «диффузия». На первый взгляд, кажется, что эти термины близки по смысловому содержанию, на самом деле,  это не совсем  так.  Процесс имплементации означает изъятие нормы европейского права с целью ее вмонтирования в национальное право. Процедуры заимствования, интегрирования, трансформации или  адаптации, в отличие от механизма имплементации, предполагают эволюционное проникновение европейского  права в национальную юридическую систему  на протяжении длительного времени.
Такие юридические процедуры как стандартизация (унификация) в большей мере используются при реформировании национальных правовых систем государств, входящих в какие – то союзы, например, – членов европейского союза (ЕС), где существуют жесткие общеобязательные юридические требования. Приведение национального права в соответствие с правовыми  моделями сообщества является обязанностью государств – членов ЕС. Но это вовсе не свидетельствует о том, что при развитии европейской правовой системы игнорируются более гибкие, альтернативные формы заимствования права.
Следует иметь ввиду, что процесс имплементации вызван как объективными, так и субъективными факторами. К объективным причинам  относятся исторические предпосылки, характерные для определенного этапа развития общества и государства, а к субъективным -  действия субъектов политической власти, их приверженность тем или иным идеалам и ценностям,  исходя из которых будет сделан выбор имплементируемых норм. Система имплементации норм  европейского  права включает в себя  две подсистемы – международную и внутрироссийскую. Она складывается из создаваемых на основе межгосударственных соглашений универсальных, региональных международных организаций, специализированных и их вспомогательных органов, обладающих в соответствии с их уставами и положениями правомочием непосредственно или опосредственно участвовать в имплементации норм европейского права. К имплементации  во многих случаях прибегают при необходимости конкретизации и детализации  европейского законодательства на уровне национального законодательства,  создания межгосударственных органов сотрудничества, консолидации усилий государств для разрешения юридических проблем, представляющих общий интерес. 
Каждая ветвь европейского права имеет свой специфический механизм, методы, средства и приемы имплементации.
Когда в начале 90 -  х годов в России начались кардинальные изменения в социально – экономической, политической и правовой сферах, для их юридического сопровождения возникла потребность активной имплементации и  трансформации норм ряда отраслей зарубежного права в различные спектры российского права, находящегося в стадии становления. Для цельного формирования мозаично  развивающегося  российского права и  реализации его норм потребовалось бы значительный период времени, потому выборочное заимствование европейского права, его более продвинутых правовых компонентов для усовершенствования российской правовой системы, было объективной  реальностью.  Правовая доктрина России ретроспективно всегда была ориентирована на Европу, которая являлась законодателем, неким эталоном  развития правовых систем. Европейское право по сравнению с национальными системами права  развивалось с опережением, в свою очередь, активно впитывая в себя новые, юридические веяния правовых  систем других европейских государств.  В разные периоды степень  правового взаимодействия Европы и России во многом зависело……… от уровня политического сотрудничества. Стандартизация европейского законодательства, формирование единого правового пространства послужили серьезным толчком для межевропейского интегрирования юридических структур, эта тенденция не могла не вызвать  усиления процесса проникновения европейского права в систему российских правовых ценностей.
Следует иметь ввиду, что для глубокого осознания процесса имплементации необходимо скрупулезно изучить специфику взаимодействия европейского и российского правовых систем,  особенности их связующих и адаптивных  звеньев. Необходимо отметить, что в теоретических работах отечественных ученых, посвященных проблемам имплементации норм европейского права, вопрос о юридическом содержании механизма (средств и приемов) подключения национального права к обеспечению процесса достижения целей, заложенных в нормах европейского  права, фундаментально не исследован. Однако в рамках обсуждения таких центральных межотраслевых вопросов европейского права как реализация его правовых предписаний и соотношение европейского и российского национального права, этой проблеме в научных трудах отводится значительное место. 
 В процессе реконструкции российской правовой системы влияние европейского права традиционно было весомо, оно, не в малой степени объяснялось географической близостью России к развитым европейским государствам, национальной ментальностью, особенностью правовой культуры.
Помимо этого исторически европейское правовое пространство было более продвинутым, динамичным и восприимчивым на изменения, продуктом детальной проработки и дотошных согласований юридических сил государств, входящих в европейское сообщество, где достаточно высокий уровень юридического образования, законотворчества, привлекательное  состояние общей правовой культуры.
Анализ заимствования европейского права следует вести с учетом также различных факторов, действующих в европейском правовом пространстве и российской юридической системе. При этом следует  учесть то, что именно высокий  уровень  развития интеграционных процессов между европейскими государствами,  сильное переплетение юридических связей между ними привело к возникновению  цивилизованного европейского права.
Качественные изменения в системе российского права в немалой степени произошли  и под воздействием законодательства США, развитых стран Азии. Но, тем не менее, следует отметить, что превалирующее влияние на российскую правовую систему европейского права сохраняется и поныне.
Это естественно, так как высокая степень взаимопроникновения европейских правовых систем позитивно сказывалось на качестве законотворческой работы, как европейского права, так и национального права отдельных государств.  Нет надобности,  доказывать, что влияние европейского права, как коллективного юридического продукта, на российское национальное право все более и более обретает характер некой тенденции.
По поводу соотношения европейского права и российского права, степени их воздействия друг на друга,  среди ученых не утихает полемика. Одни авторы считают, что общепризнанные нормы европейского права не обладают приоритетом по отношению к российскому  праву, другие утверждают обратное.
Так, согласно статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя России. Таким образом, буквальное и логическое толкование упомянутой нормы позволяет утверждать, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, если их нормативное содержание определяется общепризнанными принципами  и нормами  европейского права.  Из данного правового постулата напрашивается резюме - нормы национального права обладают не меньшей юридической силой, чем общепризнанные принципы и нормы европейского права. 
Органы государственной власти Российской Федерации при применении норм  европейского права должны исходить из того, что  они обладают такой же юридической  значимостью в рамках правовой системы России, как и договорные нормы. В случае,  если норма европейского права будет иметь юридическую силу меньшую, чем закон, то это может привести к нарушению Российской Федерацией своих международных обязательств.
Конституционные процедуры имплементации норм европейского права в российскую правовую систему отягощены консервативностью и стабильностью конституционных норм, и  их многоступенчатой защищенностью.
Касательно вхождения России в европейское правовое пространство  нормы Конституции необходимо интерпретировать с учетом европейских правовых стандартов,  особенно в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. При этом не следует забывать о том, что норма европейского права – договорная или обычная – обретет  характер общеобязательной лишь при условии согласия государства как суверенного участника международных отношений. 
Конституционно установлено, что общепризнанные принципы и нормы европейского права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России. В отечественном праве под «общепризнанными принципами и нормами европейского права» понимаются как обычные, так и императивные нормы, признанные европейскими государствами, действующие во всех без исключения сферах международно – правового регулирования. В европейском праве не существует акта, который содержал бы исчерпывающий перечень общепризнанных принципов. Такие принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах дружественных  отношений и сотрудничества между государствами, Хельсинском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года. В этой связи следует отметить, что не существует единого мнения относительного того, какие принципы европейского права являются общепризнанными. Поэтому российский законодатель включил в Конституцию только те общепризнанные принципы, которые Россия признает в качестве таковых. Упомянутые  принципы представляют собой разновидность норм европейского права, так как носят универсальный характер,  имеют наиболее общую форму выражения и признаны всеми европейскими государствами в качестве обязательных.
Более узкую группу общепризнанных,  основных  принципов европейского права составляют те принципы, которые отражают коренные, фундаментальные интересы государств и народов Европы.  Данные принципы составляют нормативную базу европейского права. Потому одним из главных признаков  этих принципов является императивность.  Отклонение от императивных норм, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормам европейского права, признается европейским сообществом как недопустимое, поскольку нарушение такой нормы может причинить ущерб правам и интересам всех европейских государств.  К общепризнанным  принципам европейского права, например,  относятся принципы всеобщего уважения прав человека и добросовестного выполнения международных обязательств. Упомянутые принципы - нормы устанавливают  одинаковые правила  для европейского и российского права, которые изначально не могут порождать каких – либо коллизий. Иное дело международные договоры, способные вносить конкретные и далеко идущие изменения в российское законодательство.   
Так,  Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. была ратифицирована Российской Федерацией лишь 5 мая 1998 г. Ратификация  является своеобразным процедурным инструментом имплементации сегментов европейского права в «ткань» российской правовой системы. Содержащиеся в Конституции России положение о приоритетном применении положений международного договора в случае его расхождения с законом нельзя понимать как некий примат договора в отношении закона. Смысл этого положения заключается в том, что, если невозможно путем толкования согласовать содержание правил договора с правилами закона, то подлежат применению правила международного договора.  В этом контексте следует отметить, что это правило неприменимо в отношении  Конституции России. В статье 22 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» предусмотрено, если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, решение о согласии на его обязательность  для Российской Федерации возможно в форме федерального закона и только после внесения соответствующих конституционных поправок.
В этой связи необходимо отметить, что при возникновении коллизии между нормой европейского права (международным договором) и Конституцией России действует правило о высшей юридической силе конституционных норм. Руководствуясь данной аксиомой,  необходимо иметь ввиду следующие условия: а) органы государственной власти России и должностные лица не вправе заключать договора, противоречащие Конституции; б) в случае противоречия международного договора федеральному закону, то такой договор вступает в силу после его ратификации парламентом. Реализация норм европейского права – обязанность государства, гарантируемая Венской конвенцией о праве  международных договоров 1969 г., устанавливающая, что государство не может ссылаться на положение своего внутреннего права для невыполнения международного договора (статья 27). В случае отсутствия ясного решения вопроса в договоре действуют общие конституционные принципы.
Процесс трансформации  европейского права в правовую систему России происходит не всегда гладко, порой болезненно. Любое государство обычно пытается защитить свой правовой суверенитет от влияния зарубежного права и стать верховным правовым вершителем в своей национальной юридической системе. В этом плане Россия не является исключением. Российский законодатель к процессу интеграции норм европейского права в отечественное право относится сдержанно, осторожно, действуя консервативно по врачебному принципу «не навредить», не размывая  сути российского права, стремится к осовремениванию  его правового ландшафта.
Российские законодатели  попытки имплементации норм европейского  права  иногда воспринимают как некую угрозу  суверенитету и независимости национального права.
Анализ воздействия норм европейского  права на российскую юридическую систему  показал, что  процесс имплементации на различные отрасли права носит неоднородный характер. Проникновение норм  европейского права в правовую  систему России осуществляется неоднозначно. Незначительно влияние процесса имплементации европейского законодательства на нормы российского конституционного права в силу особенности  самой природы конституционных норм.              Наиболее восприимчивыми к  нормам европейского  права являются такие отрасли как финансовое, налоговое, избирательное, уголовное, уголовно – процессуальное, гражданское и гражданского – процессуальное, экологическое, семейное и  особенно уголовно – исполнительное право.
В целом влияние имплементации европейского права на российское законодательство не столь велико, если сравнить со всем существующим массивом российского права.  В одни отрасли российского права его проникновение -  точечно, лоскутообразно, в другие - системно, подсистемно. Характер его трансформации носит разновекторный и разнообъемный характер, оно, как правило, воздействует на недоработанные, уязвимые и пробельные  зоны российской правовой системы. Степень  реализации норм европейского права во многом зависит от качества его имплементируемых правоположений, их востребованности и  адаптивности.  Имплементация как метод воздействия и проникновения европейского права в российское законодательство, без сомнения, обогащает российское право  новым содержанием, развивает его структурно, совершенствует механизм его реализации, корректирует всю национальную юридическую иерархию  в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами европейского права, делает его более эффективным и более привлекательным. Не менее важно, что через механизм имплементации законодатель способствует избавлению российской правовой системы от рудиментов советского права, неэффективного юридического балласта,  а также содействует формированию  благоприятных условий для развития и становления  в России цивилизованного права европейского типа.


Судья Конституционного Суда
Республики Дагестан,
доктор юридических наук                Х.У. Рустамов


Рецензии