Государственные символы. Конституционные поправки

Государственные символы.  Конституционные поправки.  Переходные положения.

Комментарий к главе 8  Конституции Республики
Дагестан «Местное самоуправление»

                Статья 98

Местное самоуправление в Республике Дагестан обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление в Республике Дагестан – демократичная форма реализации населением народной власти в процессе решения вопросов местного значения в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Республики Дагестан.
В связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года                № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началась двухуровневая реформа органов местного самоуправления. Первый уровень – поселенческий, т.е. осуществление местное самоуправление в границах городских и сельских поселений. Второй уровень предполагал решение вопросов местного значения, отнесенных к компетенции муниципального района либо городского округа.
Непосредственное решение населением местного самоуправления различных задач экономического и социального характера должно основываться на принципах законности и добровольности.
Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать населению в непосредственной организации населением местного самоуправления и  в претворении в жизнь проблем местного значения.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.
Порядок формирования, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В Республике Дагестан вопросы местного самоуправления регулирует
Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. N 43
"О местном самоуправлении в Республике Дагестан"
(с изменениями от 6 июня, 8 декабря 2005 г., 3 февраля, 4 апреля, 3 ноября, 29 декабря 2006 г., 8 февраля, 3 октября 2007 г., 1 февраля, 10 июня, 29 декабря 2008 г., 11 марта, 6 июля 2009 г.)
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан устанавливает правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Республике Дагестан, обеспечивает государственные гарантии его осуществления.
Согласно данного закона местное самоуправление признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Республики Дагестан.
Помимо этого местное самоуправление в Республике Дагестан - форма осуществления народом своей власти, исходя из интересов населения, с учетом его обычаев, адатов и традиций.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" используются следующие основные термины и понятия:
сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, сельсоветов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
поселение - городское или сельское поселение;
муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан;
городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан;
муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ;
межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений;
вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;
органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа;
должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;
член выборного органа местного самоуправления - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах;
муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер;
административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом Республики Дагестан находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
В законах и иных нормативных правовых актах Республики Дагестан слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации  на территории Республики Дагестан осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, а также в иных формах волеизъявления народа.
          Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
           Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Конституция Республики Дагестан не содержит исчерпывающего перечня форм прямого волеизъявления граждан, но в федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления» дается их расширенный перечень.
Так, помимо муниципальных выборов и местного референдума могут использоваться такие формы волеизъявления граждан, как голосование по отзыву депутатов, члена выборного органа местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ местного самоуправления, преобразования местного самоуправления; сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания граждан, конференции граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления.
          Референдум Республики Дагестан проводится в соответствии с Законом от 29 декабря 2005 года № 76 «О референдуме Республики Дагестан» (с изменениями от 3 ноября 2006 года, 7 мая 2007 года, 29 декабря 2008 года.) Референдум Республики Дагестан - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, место жительства которых расположено на территории Республики Дагестан, по вопросам государственного значения, находящимся в ведении Республики Дагестан или в совместном ведении Российской Федерации и Республики Дагестан, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
          Правовую основу назначения, подготовки и проведения референдума составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другие федеральные законы, Конституция Республики Дагестан, настоящий Закон, другие законы Республики Дагестан, нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Избирательной комиссии Республики Дагестан, принимаемые в пределах их полномочий, установленных федеральными законами, настоящим Законом и другими законами Республики Дагестан о выборах и референдумах, иные нормативные правовые акты Российской Федерации о референдумах. В случае принятия в период кампании референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения референдума. 


                Статья 99

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Органы местного самоуправления Республики Дагестанне входят в систему органов государственной власти. Это положение означает, что местное самоуправление отделено от государственной власти структурно и организационно.
Органы местного самоуправления в Республике Дагестан формируются самостоятельно, в соответствии с Законом от 29 декабря 2004 года № 43               «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» и уставом муниципального образования с учетом исторических особенностей республики и местных традиций.
Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными и региональными органами государственной власти в отношении муниципальных образований допускается только в случаях и порядке, установленных Конституций Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Дагестан.
Несмотря на то, что органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти, они должны рассматриваться в системе публично-властных отношений, поскольку связаны с ней функционально.
Так, определение общих принципов местного самоуправления, правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления, прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления Республики Дагестан и их должностных лиц отнесено к компетенции федеральных и республиканских органов государственной власти.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Местная администрация обладает правами юридического лица.
Кроме наличия в обязательном порядке в структуре местного самоуправления вышеупомянутых органов, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и такие органы, как контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Изменение границ местного самоуправления  осуществляется по инициативе населения, органов государственной власти Республики Дагестан, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления и органов государственной власти.
Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений или населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, а также изменение границ поселений, влекущее изменение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений или населенных пунктов, выраженного путем голосования.
Голосование считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений или населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органам местного самоуправления предоставлены финансовые права:
1) самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
2) в пределах, имеющихся у них средств, увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на со¬держание жилищно-коммунального хозяйства, учрежде¬ний здравоохранения, народного образования, социаль¬ного обеспечения, правоохранительных органов;
3) устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным малоимущим категориям населения.
Федеральные органы государственной власти, органы го-сударственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, по¬селкам, селам) минимальные местные бюджеты.
Минимально необходимые расходы местных бюджетов ус-танавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Доходная часть минимальных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным за¬коном и законами субъектов Российской Федерации доходных источников.
Закон устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдель¬ных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Российской Федерации. Кроме того, увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Россий¬ской Федерации, компенсируются органами, принявшими ре¬шения. Решения этих органов реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компен¬сации средств.
Местные финансы включают средства местных бюджетов, местные вне¬бюджетные и валютные фонды, средства, мобилизуемые на фи¬нансовом рынке. Формирование и использование местных фи¬нансов основывается на принципах самостоятельности этих фи¬нансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
Каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов.
Вопросы местных бюджетов нашли отражение в ст. 15 Налого¬вого кодекса РФ, где установлены виды местных налогов и сборов.                Компетенция органов местного самоуправления в бюд¬жетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено:
1) установление порядка составления и рассмотрения про¬ектов местных бюджетов, утверждения и исполнения ме¬стных бюджетов, осуществления контроля за их исполне¬нием и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
2) составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отче¬тов об исполнении местных бюджетов;
3) определение порядка направления в местные бюджета до¬ходов от использования муниципальной собственности, ме¬стных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
4) определение порядка и условий предоставления финан¬совой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
5) предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд
из местных бюджетов.
Органы местного самоуправления вправе предоставлять на¬логовые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым кодексом.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

                Статья 100

           Местное самоуправление в Республике Дагестан гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
 
Местные представительные органы обладают самостоятельным мандатом, полученным от избирателей, собственными финансовыми источниками, компетенцией, закрепленной за ними законодательно. Но, тем не менее, для эффективного решения задач местного значения органы местного самоуправления должны взаимодействовать с органами государственной власти.
Это взаимодействие  осуществляется по нескольким направлениям, которые получили в юридической науке наименование структурно функциональных связей. Исходя из специфики организации государственной власти и местного самоуправления, взаимоотношения между их органами будут осуществляться: 1) сверху вниз; 2) снизу вверх; 3) по горизонтали.
При возникновении противоречий между органами государственной власти и органами местного самоуправления существуют механизмы их разрешения. Одной из наиболее эффективных моделей разрешения противоречий является судебная.
Орган местного самоуправления вправе обратиться в суд в установленном законом  порядке с целью компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами  государственной власти, запретом на ограничение  прав местного самоуправления.
Помимо обращения в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд, в соответствии с Законом Республики Дагестан «О Конституционном Суде Республики Дагестан» органы местного самоуправления обладают правом обращения в Конституционный Суд Республики Дагестан по вопросам соответствия  Конституции Республики Дагестан законов Республики Дагестан и иных нормативных правовых актов.
Судебная защита является одной из важнейших гарантий защиты законных интересов органов местного самоуправле¬ния. Причем, если для граждан защита нару¬шенных прав и законных интересов в сфере местного самоуправления является конститу¬ционным правом, то для органов и должност¬ных лиц, как представляется, это конституци¬онная обязанность. Следовательно, граждане, осуществляя свое право на местное само-управление, одновременно имеют право на судебную защиту такого права, а органы и должностные лица местного самоуправления не просто имеют право, а обязаны защищать право граждан на местное самоуправление всеми легитимными способами и средствами, в том числе, в судебном порядке.
Анализ судебной практики показывает, что граждане весьма активно используют свое право на судебную защиту. Несмотря на рост количества обращений от органов местно¬го самоуправления, судебная защита пока еще не стала привычной практикой в муниципаль¬ных образованиях. Низкий процент обращения органов местного самоуправления в суд объяс¬няется следующими причинами:
1) органы местного самоуправле¬ния не всегда знают свои права и возможности;
2) квалификация юристов, рабо¬тающих в муниципальных образованиях, не позволяет полноценно осуществлять судебную защиту прав местного самоуправления по сложным, неоднозначным вопросам;
3) отсутствие у муниципальных образований достаточных финансовых средств для осуществления квалифицированной защи¬ты, требующей привлечения специалистов в области муниципального права, влечет до¬полнительные затраты для местных бюджетов;
4) длительные сроки рассмот¬рения дел не позволяют муниципальным образованиям тратить время на судебные споры в связи с необходимостью решения большого количества вопросов жизнеобеспече-ния населения;
5) нежелание органов местного са¬моуправления вступать в конфликт с другими муниципальными образованиями и государст¬венными органами власти субъектов Федера¬ции могут обернуться для дотаци¬онных муниципальных образований урезанием местного бюджета.
Указанные причины приводят к отсут¬ствию у муниципального образования заинте¬ресованности в исходе дела и порождают снижение их ак¬тивности в судебной защите нарушенных прав.
Эффективность судебной защиты права на осуществление местного самоуправления связана и с другими проблемами, среди кото¬рых следует особо выделить: постоянно ме¬няющееся законодательство в сфере местного самоуправления, имеющее не всегда необходи¬мый уровень юридической техники, отсутствие однозначной правоприменительной практики и качество подготовки судейского корпуса. В ча¬стности, у судей общей юрисдикции имеется ши¬рокая специализация, они чрезвычайно загру¬жены гражданскими и уголовными делами. На эти обстоятельства обращают внимание даже сами судьи Верховного Суда РФ.  Возможно, частично исправить ситуацию сможет опреде¬ленная работа по обучению судей азам муни¬ципального права, а также обобщение практики Конституционного Суда РФ, принятие соответствующих постановлений Пленумов Верховного Суда РФ.


Комментарий к главе  9  Конституции Республики Дагестан «Государственные символы. Столица Республики Дагестан»

                Статья 101

Республика Дагестан имеет свои государственные символы – Герб, Флаг и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливается законом Республики Дагестан.
Столицей Республики Дагестан является город Махачкала.
Статус столицы определяется законом Республики Дагестан.

Государственная символика отражает историю происхождения Республики Дагестан, ее традиции, этнические особенности, политическое, экономическое и  социальное свершения. Государственная символика – олицетворение родной земли, языка, культуры и духовности - важная атрибутика государственности, объединения народов Дагестана. Почитание государственных символов является проявлением патриотизма и гражданской позиции.
Государственный герб Республики Дагестан – это отличительный символ государственной и народной власти, который олицетворяет честь и достоинство народов, населяющих республику.
Орел на гербе означает власть, верховенство и государственную прозорливость.
Орел символизирует такие  черты национального характера дагестанцев как:  гордость, открытость, мужество, благородство, миролюбие и доброта.
Солнце в гербе олицетворяет жизнь, свет, богатство, плодородие, изобилие и процветания Дагестана.
Золотой цвет в гербе подчеркивает богатство и достаток. Золотой цвет считается самым благородным из всех цветов. Золото является признанным королем цветных металлов.
Изображение снежных вершин гор, равнины и моря свидетельствуют о климатических достоинствах республики.
Герб Республики Дагестан был принят Положением, утвержденным Верховным Советом Республики Дагестан  20 октября 1994 года.
30 октября 2003 года Народным Собранием был принят Закон                «О государственном гербе Республики Дагестан».
Государственный герб Республики Дагестан является официальным государственным символом Республики Дагестан.
Государственный герб Республики Дагестан представляет собой круглый геральдический щит белого цвета, в центральной части которого изображен золотой орел. Над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом. У основания щита расположены бело-золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море и в картуше - рукопожатие, по обеим сторонам, которых проходит зеленая геральдическая лента с надписью белыми буквами: "Республика Дагестан".        В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней - двумя орнаментальными кантами: слева - синим, справа - красным.
Государственный герб Республики Дагестан в многоцветном, варианте помещается на бланках: законов Республики Дагестан;
указов и распоряжений Главы Республики Дагестан;
(в ред. Закона РД от 04.04.2006 N 23, абзац 4 исключен. - Закон РД от 04.04.2006 N 23);
постановлений Народного Собрания Республики Дагестан Президиума Народного Собрания Республики Дагестан;
(абзац четвертый в ред. Закона РД от 11.03.2008 N 16)
постановлений и распоряжений Правительства Республики Дагестан;
решений Конституционного Суда Республики Дагестан;

Народного Собрания Республики Дагестан;
Правительства Республики Дагестан;
Конституционного Суда Республики Дагестан.
Государственный герб Республики Дагестан в одноцветном варианте помещается на бланках:
Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан;
(в ред. Закона РД от 04.04.2006 N 23)
Аппарата Народного Собрания Республики Дагестан;
Постоянного представительства Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации, представительств Республики Дагестан в субъектах Российской Федерации и в субъектах и административно-территориальных образованиях иностранных государств;
органов исполнительной власти Республики Дагестан;
Счетной палаты Республики Дагестан;
Избирательной комиссии Республики Дагестан;
органов, организаций и учреждений при Главе Республики Дагестан;
(в ред. Закона РД от 04.04.2006 N 23)
органов, организаций и учреждений при Правительстве Республики Дагестан;
мировых судей.
Государственный герб Республики Дагестан воспроизводится на документах общегосударственного образца, выдаваемых органами государственной власти Республики Дагестан.
Государственный герб Республики Дагестан помещается на печатях органов государственной власти Республики Дагестан, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.
Государственный герб Республики Дагестан помещается:
на фасаде здания официальной резиденции Главы Республики Дагестан, фасадах зданий Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, Конституционного Суда Республики Дагестан, Постоянного представительства Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации, представительств Республики Дагестан в субъектах Российской Федерации и в субъектах и административно-территориальных образованиях иностранных государств;
(в ред. Закона РД от 04.04.2006 N 23)
в залах заседаний Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, Конституционного Суда Республики Дагестан, а также в залах заседаний представительных органов местного самоуправления;
(в ред. Закона РД от 04.04.2006 N 23)
в рабочих кабинетах Главы Республики Дагестан, Председателя Народного Собрания Республики Дагестан, Председателя Правительства Республики Дагестан, Руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан, Руководителя Аппарата Народного Собрания Республики Дагестан, Председателя Конституционного Суда Республики Дагестан, Председателя Счетной палаты Республики Дагестан, Председателя Избирательной комиссии Республики Дагестан, руководителей органов исполнительной власти Республики Дагестан, а также глав муниципальных образований, Постоянного представителя Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации, представителей Республики Дагестан в субъектах Российской Федерации и в субъектах и административно-территориальных образованиях иностранных государств, мировых судей.
(в ред. Закона РД от 04.04.2006 N 23)
Государственный герб Республики Дагестан помещается на:
государственных наградах Республики Дагестан и документах к ним;
официальных изданиях Главы Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан.
(в ред. Закона РД от 04.04.2006 N 23)
Иные случаи использования Государственного герба Республики Дагестан устанавливаются Главой Республики Дагестан.
(в ред. Закона РД от 04.04.2006 N 23)
Гербы (геральдические знаки) муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Республики Дагестан.
Государственный герб Республики Дагестан не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и Государственного герба Республики Дагестан Государственный герб Республики Дагестан располагается с правой стороны от Государственного герба Российской Федерации, если стоять к ним лицом; при одновременном размещении более двух гербов (геральдических знаков) Государственный герб Российской Федерации и Государственный герб Республики Дагестан располагаются рядом. При одновременном размещении Государственного герба Республики Дагестан и герба (геральдического знака) муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный герб Республики Дагестан располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб Республики Дагестан располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра.
При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и Государственного герба Республики Дагестан размер Государственного герба Республики Дагестан не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Республики Дагестан не может быть размещен выше Государственного герба Российской Федерации.
При одновременном размещении Государственного герба Республики Дагестан и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба Республики Дагестан, при этом Государственный герб Республики Дагестан не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).
Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба Республики Дагестан устанавливается Правительством Республики Дагестан.
Использование Государственного герба Республики Дагестан с нарушением настоящего Закона, а также надругательство над Государственным гербом Республики Дагестан влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
Авторы  герба Республики Дагестан: заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств ДАССР, член Союза художников России Шабанов Магомед Магомедович; художник, заслуженный работник культуры Республики Дагестан, член Союза художников России Балиев Гамид Рубенович; историк и археолог, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Республики Дагестан Гаджиев Муртазали Серажутдинович; заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств ДАССР, член Союза художников России Мусаев Абдулзагир Бозгитович.
19 ноября 2003 г. был принят Закон Республики Дагестан № 27                (в редакции Закона РД от 04.04.2006. № 23) «О Государственном флаге Республики Дагестан».
Государственный флаг Республики Дагестан представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – зеленого, средней – синего, и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Зеленый цвет олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли и одновременно выступает как традиционный цвет ислама.
Синий – цвет Каспийского моря, символизирует красоту и величие дагестанского народа.
Красный цвет означает демократию, просветительскую силу человеческого разума в процессе созидания, храбрость, мужество, неустрашимость и жизненную энергию.
Государственный флаг Республики Дагестан должен быть  поднят постоянно на зданиях:
Главы Республики Дагестан;
Народного Собрания Республики Дагестан;
Правительства Республики Дагестан;
Конституционного Суда Республики Дагестан;
Счетной палаты Республики Дагестан;
Избирательной комиссии Республики Дагестан.
          Государственный флаг Республики Дагестан вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации и Республики Дагестан.
          Государственный флаг Республики Дагестан поднимается на:
здании Постоянного представительства Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации, зданиях представительств Республики Дагестан в субъектах Российской Федерации; зданиях представительств Республики Дагестан в субъектах и административно-территориальных образованиях иностранных государств - в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания.               
Государственный флаг Республики Дагестан установлен постоянно:
в залах заседаний Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, Конституционного Суда Республики Дагестан, а также представительных органов местного самоуправления;
в рабочих кабинетах Главы Республики Дагестан, Председателя Народного Собрания Республики Дагестан, Председателя Правительства Республики Дагестан, Руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан, Руководителя Аппарата Народного Собрания Республики Дагестан, Председателя Конституционного Суда Республики Дагестан, Председателя Счетной палаты Республики Дагестан, Председателя Избирательной комиссии Республики Дагестан, руководителей органов исполнительной власти Республики Дагестан, глав муниципальных образований, Постоянного представителя Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации, представителей Республики Дагестан в субъектах Российской Федерации и в субъектах и административно-территориальных образованиях иностранных государств, мировых судей.
 Государственный флаг Республики Дагестан поднимается и устанавливается во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления.
Государственный флаг Республики Дагестан может быть поднят и установлен во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств.
В дни траура в верхней части древка Государственного флага Республики Дагестан крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. Государственный флаг Республики Дагестан, поднятый на мачте (флагштоке), приспускается до половины высоты мачты (флагштока).
Флаги муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному флагу Республики Дагестан.
Государственный флаг Республики Дагестан не может использоваться в качестве геральдической основы флагов муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
При одновременном подъеме и размещении Государственного флага Российской Федерации и Государственного флага Республики Дагестан Государственный флаг Республики Дагестан располагается с правой стороны от Государственного флага Российской Федерации, если стоять к ним лицом;
при одновременном подъеме и размещении более двух флагов Государственный флаг Российской Федерации и Государственный флаг Республики Дагестан располагаются рядом.
При одновременном подъеме Государственного флага Республики Дагестан и флага муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения, организации Государственный флаг Республики Дагестан располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме  нечетного числа флагов Государственный флаг Республики Дагестан располагается в центре, а при подъеме четного числа флагов (но более двух) - левее центра.
При одновременном подъеме Государственного флага Российской Федерации и Государственного флага Республики Дагестан размер Государственного флага Республики Дагестан не может превышать размер Государственного флага Российской Федерации, а высота подъема Государственного флага Республики Дагестан не может быть выше высоты подъема Государственного флага Российской Федерации.
          При одновременном подъеме Государственного флага Республики Дагестан и других флагов размер флага муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного флага Республики Дагестан, а высота подъема Государственного флага Республики Дагестан не может быть ниже высоты подъема других флагов.
Изображение Государственного флага Республики Дагестан может наноситься на воздушные суда Республики Дагестан, зарегистрированные в установленном порядке.
         Изображение Государственного флага Республики Дагестан может быть использовано в качестве элемента или геральдической основы государственных наград Республики Дагестан, а также геральдических знаков-эмблем и флагов органов исполнительной власти Республики Дагестан.
         Государственный флаг Республики Дагестан и его изображение могут использоваться в декоративных и иных целях в качестве государственного символа таким образом, чтобы при этом не было проявлено неуважение к Государственному флагу Республики Дагестан.
В  июне  1996 года на заседании Конституционного Собрания Республики Дагестан тайным голосованием  из двух проектов гимнов гениальных дагестанских композиторов Мурада Кажлаева и Ширвани Чалаева в качестве государственного  гимна Республики Дагестан была выбрана музыка Ширвани Чалаева.
В основу гимна легло строки из стихотворения Расула Гамзатова «Дагестан. Слова гимна с аварского на русский язык перевела известный в Дагестане поэт и переводчик Марина Ахмедова – Колюбикина.

Дагестан, ты Отчизна святая!
Нет родней и привольнее края.
Горы твои — мудры, степи твои — щедры,
Древнего Каспия благодатны дары.

ПРИПЕВ:

Край наш вершинный!
Край наш былинный!
Верой хранимый,
Славный Дагестан!
Воля твоя непоколебима:
Жить в семье единой,
Вечный Дагестан!

Дагестан, перед силою вражьей
Не склонял головы ты отважной.
Сердце — скала, зоркость орла,
Кровь героев всегда в твоих жилах текла.

ПРИПЕВ:

Край наш вершинный!
Край наш былинный!
Верой хранимый,
Славный Дагестан!
Воля твоя непоколебима:
Жить в семье единой,
Вечный Дагестан!

Гимн был записан в исполнении хора Дагестанской государственной телерадиокомпании для использования на официальных мероприятиях.                В последнем формате гимн исполняется без слов, так как к тексту гимна, к гармонии музыки и текста гимна возникло немало вопросов у творческих работников республики.
30 октября 2003 года Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон  «О государственном гимне Республики Дагестан»
Государственный гимн Республики Дагестан является официальным государственным символом Республики Дагестан.
Государственный гимн Республики Дагестан представляет собой музыкальное произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Государственный гимн Республики Дагестан может исполняться в оркестровом либо ином инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко - и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
Государственный гимн Республики Дагестан должен исполняться в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией.
Государственный гимн Республики Дагестан исполняется:
при вступлении в должность Главы Республики Дагестан - после принесения им присяги;
(В редакции Закона Республики Дагестан от 04 апреля 2006 года                N 23)
при открытии и закрытии заседания Конституционного Собрания;
при открытии каждой и закрытии последней сессии Народного Собрания Республики Дагестан очередного созыва;
(Абзац 4 части 1 статьи 3 в редакции Закона Республики Дагестан от 11.03.2013 N 9)
при вступлении в должность глав муниципальных образований;
во время официальной церемонии подъема Государственного флага Республики Дагестан и других официальных церемоний;
но время церемоний встреч и проводов посещающего Республику Дагестан Президента Российской Федерации;
во время церемоний встреч и проводов, посещающих Республику Дагестан с визитами глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций - в соответствии с дипломатическим протоколом.
Государственный гимн Республики Дагестан может исполняться:
при открытии памятников и памятных знаков;
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации и Республики Дагестан;
во время иных торжественных мероприятий, провидимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.
Государственный гимн Республики Дагестан исполняется при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории Республики Дагестан - в соответствии с правилами проведения этих соревнований.
При официальном исполнении Государственною гимна Республики Дагестан присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.
В случае, если исполнение Государственного гимна Республики Дагестан сопровождается поднятием Государственного флага Республики Дагестан, присутствующие поворачиваются к нему лицом.
Использование Государственного гимна Республики Дагестан в других музыкальных произведениях и иных произведениях искусства допускается в случаях и порядке, устанавливаемых Главой Республики Дагестан.
(В редакции Закона Республики Дагестан от 04 апреля 2006 года               N 23).
Исполнение и использование Государственного гимна Республики Дагестан с нарушением настоящего Закона, а также надругательство над Государственным гимном Республики Дагестан влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.



                Столица Республики Дагестан

3 июля 1997 года Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон «О статусе  столицы Республики Дагестан»
В соответствии с Конституцией Республики Дагестан столицей Республики Дагестан является город Махачкала.
Столица Республики Дагестан - место нахождения органов государственной власти Республики Дагестан, территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации и иностранных государств.
Под статусом столицы Республики Дагестан понимается правовое положение города Махачкалы, обусловленное установленными настоящим Законом особенностями прав и обязанностей органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления города Махачкалы в связи с осуществлением городом Махачкалой функций столицы Республики Дагестан.
Территорией столицы Республики Дагестан является территория города Махачкалы. Границы города (городская черта) Махачкалы устанавливаются в соответствии с законодательством.
Город Махачкала является единым муниципальным образованием, на территории которого осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Дагестан "О местном самоуправлении в Республике Дагестан" и Уставом города Махачкалы.
Территория города Махачкалы может включать в себя территории районов в городе и других административно-территориальных единиц. Правовое положение указанных административно-территориальных единиц и территорий регулируется федеральными и республиканскими законами, Уставом города.
(В редакции Закона Республики Дагестан от 02 апреля 2001 года                N 11)
В связи с осуществлением городом Махачкалой функций столицы Республики Дагестан органы местного самоуправления города Махачкалы уполномочены развивать в установленном порядке столичный комплекс, обеспечивающий деятельность органов государственной власти Республики Дагестан, для чего:
участвуют в разработке и осуществлении целевых республиканских программ развития города Махачкалы - столицы Республики Дагестан;
предоставляют в установленном законом порядке органам государственной власти Республики Дагестан, Российской Федерации, представительствам субъектов Российской Федерации и иностранных государств земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;
обеспечивают необходимые условия для проведения республиканских, межрегиональных, федеральных и международных мероприятий;
участвуют в содержании и развитии систем связи, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на территории города Махачкалы.
Городские органы местного самоуправления несут ответственность за развитие и обеспечение качественного уровня архитектуры и градостроительства, застройки и благоустройства жилых районов, производственных и рекреационных зон, создание и поддержание здоровой и безопасной среды обитания населения города.
Город Махачкала осуществляет функции столицы Республики Дагестан путем участия:
в разработке и реализации целевых республиканских программ развития города Махачкалы столицы Республики Дагестан;
в строительстве, реконструкции и содержании объектов, необходимых для осуществления городом Махачкалой функций столицы Республики Дагестан;
в содержании и развитии систем связи, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, связанных с осуществлением городом Махачкалой функций столицы Республики Дагестан;
в развитии объектов коммунального назначения, обслуживающих общие потребности города Махачкалы;
в проведении совместных природоохранных мероприятий в городе Махачкале.
Затраты города Махачкалы, связанные с осуществлением им функций столицы Республики Дагестан, компенсируются за счет субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан и платежей за предоставляемые городом услуги.
Генеральный план развития города в части осуществления городом Махачкалой функций столицы Республики Дагестан согласовывается с Правительством Республики Дагестан.
Для решения вопросов реализации генерального плана развития и улучшения архитектурного облика города Махачкалы уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в сфере градостроительной деятельности образуется градостроительный совет, являющийся коллегиальным совещательным органом.
Здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся на территории города Махачкалы, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Республики Дагестан, носят статус административных и находятся в собственности Республики Дагестан, а вопрос о земле, занимаемой этими зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, решается в соответствии с действующим законодательством.
Земельные участки, находящиеся в ведении города Махачкалы, для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий органами государственной власти Республики Дагестан, а также для производственной и иной деятельности предприятиям, организациям и учреждениям республиканской собственности предоставляются городскими органами местного самоуправления в установленном законом порядке в бессрочное (постоянное) пользование или аренду в соответствии с генеральным планом развития города Махачкалы и программами развития отдельных городских территорий.
Здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся в собственности города Махачкалы, предоставляются органам государственной власти Российской Федерации и Республики Дагестан, представительствам субъектов Российской Федерации и иностранных государств в аренду целевым назначением в соответствии с действующим законодательством.
Собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и другие публичные мероприятия в городе Махачкале столице Республики Дагестан проводятся в соответствии с законодательством.





Комментарий к главе 10 Конституции Республики Дагестан «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»

                Статья 102

Предложения о поправках и пересмотре Конституции Республики Дагестан могут вносить Глава Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, а также группа численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан.

Общеизвестно, что изменения базовых пластов общественных отношений в Республике Дагестан  должны найти адекватное, юридически выверенное отражение в ее Конституции. Законодатель к конституционным изменениям  должен относиться ответственно, максимально  осторожно, даже несколько  трепетно. Поспешное обновление Основного Закона приводит к конституционной «качке», порождает пробельность, недоработанность и некую сыроватость конституционных норм, что не может негативно не  сказаться на развитии политической и правовой систем.  Необоснованные изменения в Конституции могут привести также к эрозии и размыванию конституционной конструкции, в конечном итоге, к конституционному кризису.
Изменение Конституции всегда - явление экстраординарное, вызывающее всплеск политических страстей или даже сдвиг в общественном сознании.
Но в то же время, следует иметь ввиду, что конституционное обновление – обычный правовой режим, который может быть задействован  с целью углубления личностных ценностей, совершенствования общественных и государственных институтов.
Конституция Республики Дагестан  является основополагающим политико-правовым документом. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определенности в отношениях между личностью и государством. Устойчивость Конституции Республики Дагестан выражается в особом, усложненном порядке ее принятия, внесения поправок и пересмотра.
Вместе с тем, стабильность Конституции вовсе не означает ее неизменности, она должна отражать изменения в значимых общественно – государственных сферах.
По способу изменения Конституция Республики Дагестан является жесткой, она принята без указания сроков и событий прекращающих его действие.
Конституция Республики Дагестан предусматривает две основные юридические процедуры изменения конституционных норм: пересмотр и внесение конституционных поправок.
Комментируемая статья устанавливает круг субъектов, которые вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции, в числе которых Глава Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, а также группа численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан. В данной статье строго ограничен состав субъектов, имеющих конституционные полномочия  внести предложения о поправках и пересмотре Конституции. Как видно, круг субъектов законодательной инициативы  значительно шире, чем перечень субъектов, имеющих согласно статьи 102  полномочия на внесения предложений об изменении фундаментальных  положений  Конституции, в частности, в главу 1 «Основы конституционного строя», главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и главу 10 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Это объясняется высокой степенью важности конституционного процесса, желанием законодателя максимально ограничить влияние на него текущей политической конъюктуры.


                Статья 103

Положения глав 1, 2 и 10 Конституции Республики Дагестан не могут быть пересмотрены Народным Собранием Республики Дагестан.
Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 10 Конституции Республики Дагестан будет поддержано двумя третями голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, то в соответствии с законом Республики Дагестан созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Республики Дагестан, либо разрабатывает проект новой Конституции Республики Дагестан, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от установленного числа его членов или выносится на референдум Республики Дагестан. При проведении референдума Конституция Республики Дагестан считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей Республики Дагестан.

Высокая степень защиты Конституции от различного рода конъюнктурных обновлений усилили ее неуязвимость. Этот тезис объясняется: во – первых, обусловленностью этой процедуры иерархией конституционных норм, различающихся по своей значимости; во – вторых, приведением этой процедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепленным статьями 1 – 5 Конституции; в - третьих, ограничением учредительной власти парламента и образованием нового органа – Конституционного Собрания, к исключительной компетенции которого отнесены разработка новой конституции, его окончательное принятие; в – четвертых, возможным использованием института референдума для принятия новой конституции.
По сравнению с предыдущими конституциями процедура внесения изменений в Конституцию Республики Дагестан  2003 года  подвержена существенной корректировке. В частности,  введены такие новые понятия как «пересмотр»,  «поправки»  (статья  102).  Глава  10 Конституции посвящена поправкам и пересмотру конституционных положений. Пересмотру, как конституционной процедуре, придана высокая степень значимости, так как  связан с изменениями ключевых положений глав 1, 2 и 10: («Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»). Положения этих глав  могут быть пересмотрены  Конституционным Собранием Республики Дагестан.  В соответствии с Конституцией предложение о пересмотре названных глав может получить дальнейшее развитие только в случае его поддержки двумя третями голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан. Только после выполнения этого условия может быть созвано Конституционное Собрание, которое может подтвердить неизменность Конституции или же может  двумя третями голосов от общего числа принять новый основной закон или же вынести этот вопрос на всенародное голосование.
Законодатель предусмотрел несколько усложненных вариантов  внесения поправок, пересмотра и изменений конституционных норм в зависимости от значимости объекта регулирования. Чем фундаментальнее, значимее и важнее конституционные принципы и нормы, тем сложнее процедура обновления Конституции Республики Дагестан. 
Предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 10 Конституции вносится в Народное Собрание Республики Дагестан субъектом права  конституционной законодательной инициативы в виде проекта закона. Данное предложение должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) Конституции.
Если поправка к Конституции требует внесения изменений в другие статьи глав 3 – 9 Конституции Республики Дагестан, то предложение о поправке должно содержать также текст новой редакции или предложение об изменении текста статей (частей, пунктов, статей) Конституции Республики Дагестан.
Если поправкой к Конституции Республики Дагестан из текста Конституции убирается  глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами "Исключен (исключена) поправкой к Конституции Республики Дагестан».
При этом номера и наименования исключаемых глав,  статей, частей или букв, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.
Вместе с проектом закона Республики Дагестан о поправке к Конституции Республики Дагестан представляются обоснование необходимости принятия данной поправки.
Поступившее в Народное Собрание Республики Дагестан предложение о поправке к Конституции Республики Дагестан направляется в комитет по законодательству, законности и государственному устройству, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Республики Дагестан.
По результатам проверки указанный комитет вносит предложение в Народное Собрание Республики Дагестан о принятии к рассмотрению проекта закона Республики Дагестан о поправке к Конституции Республики Дагестан либо предложение о возвращении проекта его инициатору в случае несоблюдения требований об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Республики Дагестан.

 
                Статья 104

Поправки к главам 3 - 9 Конституции Республики Дагестан принимаются двумя третями голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан.

В соответствии с упомянутым законом поправки к главам 3 – 9 Конституции (глава 3 «Республика Дагестан – субъект Российской Федерации», глава 4 «Народное Собрание Республики Дагестан», глава 5 Глава Республики Дагестан», глава 6 Правительство Республики Дагестан», глава 7 «Судебная власть», глава 8 «Местное самоуправление», глава 9 «Государственные символы. Столица Республики Дагестан») принимаются  двумя третями голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан.
 Как видно, процедура внесения изменений в главы 3 – 9 Конституции Республики Дагестан является более мягкой, так как конституционные нормы в упомянутых главах регламентируют не столь значимые и базовые вопросы, как предусмотрено в главах 1, 2 и 10.
10 июня 1994 года в Республике Дагестан принят закон                «О Конституционном Собрании», согласно которого Конституционное Собрание созывается для  принятия новой    Конституции     Республики     Дагестан, рассмотрения  предложения  о пересмотре положений глав  1 ,   2  и  10  Конституции  Республики.
Конституционное   Собрание  состоит  из  депутатов парламента  Республики  Дагестан  и  избираемых  представительными органами   местного   самоуправления   с   учетом   численности  национального состава населения данной  территории  представителей административно - территориальных образований Республики Дагестан. Каждый район,   город   избирает   в  состав  Конституционного своих представителей.
          Решение о  созыве  Конституционного  Собрания  принимается  не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения(в ред. Закона РД от 13.05.2002  N 22)
Конституционное Собрание правомочно при присутствии не менее чем 2/3 от общего  числа  его  членов. 
Каждый член Конституционного Собрания не позднее чем
за  десять  дней  до  начала  заседания  получает   проект   новой Конституции Республики Дагестан.
Проект   новой   Конституции  Республики  Дагестан
Конституционному      Собранию      представляет      Председатель Конституционной комиссии Республики Дагестан.
Обсуждение проекта   новой   Конституции   проводится    путем письменного внесения членами Конституционного Собрания постатейных поправок к тексту и голосования по ним. 
Поправки представляются в Конституционную  комиссию  не  позднее  чем  за  три дня до начала работы   Конституционного   Собрания.   
Поправка принимается  большинством  голосов  от  общего  числа членов Конституционного Собрания.
После окончания обсуждения и  голосования  поправок проект новой Конституции Республики Дагестан голосуется в целом.
Новая Конституция Республики Дагестан считается принятой, если за  ее  принятие  проголосовало более половины общего числа членов Конституционного Собрания.

                Статья 105

   В случае изменения в соответствии с законом наименования района, города республиканского значения или их упразднения новое наименование административно-территориальной единицы подлежит включению в статью (исключению из статьи) 57 Конституции Республики Дагестан указом Главы Республики Дагестан.
В случае изменения в соответствии с федеральным законом и законом Республики Дагестан наименований органов государственной власти, должностей, а также в случае признания компетентным судом в установленном порядке отдельных положений Конституции Республики Дагестан не соответствующими Конституции Российской Федерации, недействующими и не подлежащими применению соответствующие изменения в текст Конституции Республики Дагестан вносятся указом Главы Республики Дагестан.


Вопрос об изменении наименования района, города республиканского значения или их упразднения новое наименование административно-территориальной единицы регламентируется  Законом Республики Дагестан от 10 апреля 2002 года  № 16 (ред. От 04.04.2006) «Об административно-территориальном устройстве Республики Дагестан».
Помимо указанных выше жестких и строгих вариантов пересмотра Конституции и внесения в нее поправок в Конституцию Республики Дагестан существует еще более упрошенный порядок внесения в нее изменений, предусмотренный статьей 105, посредством издания Указа Главы Республики Дагестан.
Реализация этой модели внесения изменений в Конституцию возможна  в случае:
1) изменений наименований района, города республиканского значения или их упразднения;
2)  изменения наименования органов государственной власти и должностей;
3)  признания компетентным судом в установленном порядке отдельных положений Конституции Республики Дагестан не соответствующими Конституции Российской Федерации.   



Судья Конституционного Суда
Республики Дагестан,
доктор юридических наук                Х.У. Рустамов

               


Рецензии