Механизм взаимодействия Российского конституционно

Механизм взаимодействия Российского конституционного права с международным правом.

Международное право и национальное законодательство России: некоторые теоретические аспекты механизма взаимодействия.


Вопросы соотношения национального и международного права вызывают растущий  интерес среди ученых-международников, а также специалистов в области конституционного права и общей теории государства и права  (См. подробнее. Муромцев Г.И. Право и политика современной России. М., 1996).
Первой фундаментальной работой, посвященной этой проблеме,  явилась книга известного немецкого ученого  Х. Трипеля «Международное и внутригосударственное право». Однако еще раньше русские ученые                Л.А. Комаровский  и  Ф.Ф. Мартене отмечали несомненную связь и взаимное влияние международного и внутригосударственного права. Касаясь этого вопроса,  Л.А. Комаровский, в частности, писал: «Международное право относится к сфере права публичного, имеющим своим исходным пунктом и центром государство. Между трактатами и законами существуют многообразные  и живые связи».
Не подлежит сомнению, что национальное и международное право представляют собой две различные, самостоятельные, но взаимосвязанные системы права. Каждая из этих систем имеет как общие, так и особенные черты.
Но, если внутреннее право государства регулирует отношения внутри страны, на ее территории, то международное право есть совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами (Международное право: Учебник / Отв. ред. Колосов Ю.М.,  Кузнецов В.И.. М., 1996. С. 9).
Касаясь  международного права, Г.И. Тункин признал его как нормативную подсистему, часть «международной системы» (Международное право: Учебник / Отв. ред. Тункин Г.И.. М., 1982. С. 44-45). Данная интерпретация выглядела бы еще более убедительной, если бы международное право обозначили бы как подсистему, выполняющую специфические регулятивные функции в сфере международных отношениях.
Исследуя эту проблему, С.В. Черниченко отмечал, что международное право – часть права вообще (Черниченко С.В.. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.   С. 11).
Бесспорно, что все отрасли права являются неотъемлемыми частями права в целом. В связи с этим,  есть смысл занимается констатацией того, что в юридической науке вовсе не ставится под сомнение.
 Для распознания природы взаимовлияния международного и национального права необходимо исследовать такое важное связующее их звено, как  степень соотношения между ними, особенности соединяющих их нитей.
Между учеными и поныне не стихает спор о том, каковым должен быть баланс этого соотношения. Каковы критерии (или мерило) определения этой весьма подвижной, «ртутообразной» субстанции. Постоянное развитие национального и международного правовых систем, их всевозрастающее переплетение делает соотношение между этими категориями постоянно меняющимся.
 Одни ученые  - сторонники дуализма (Триполь, Цорн, Анцилотти)  указывали на примат международного права над внутригосударственным правом, другие  – сторонники монистической теории  (Мозер, Бергбом, Венцель) отстаивали доминирование национального права над международным.  Это соотношение в правовых системах  и поныне находится в динамичном состоянии.
В правоприменительной практике многих государств предпочтение отдается то нормам международного права, то -  нормам национального права.  Соотношение двух правовых систем зависит от политического режима, исторических особенностей страны, ментальности народов, от наличия устойчивых демократических традиций и других факторов.
Взаимодействие внутригосударственного и международного права можно определить как согласованное действие двух правовых систем, обусловленное существованием  общих для них целей и необходимостью взаимного совершенствования и  развития. Следует, иметь ввиду, что нормы международного права одномоментно не обретают черты внутригосударственного права. Прежде чем нормы международного права становятся частью внутреннего законодательства России, они проходят своеобразные «фильтры» (парламентскую процедуру ратификации и процедура рассмотрения их на предмет соответствия или несоответствия Конституции в Конституционном Суде), апробацию на предмет адаптивности.
Для российского права нормы международного права, несмотря на их инкорпоротивность, остаются «инородным телом», так как они не обретают статус норм национального права. В российском праве создаются нормы, максимально приближенные по своей сути к подобным международным нормам. Такой подход позволяет решить давно существующую проблему, которая заключается в том, что нормы  международного права изначально не создавались  для урегулирования внутригосударственных отношений, но содержали прогрессивные идеи, включение которых в национальное законодательство России смогло бы повысить эффективность урегулирования общественных отношений.
Так, в соответствии  с частью 6 статьи 125 международные договоры, противоречащие Конституции России, не подлежат введению в действие и применению.
 Пленум Верховного Суда в Постановлении «О некоторых вопросах применения Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»  от 31 октября 1995 г. указал, что суд в своей деятельности должен руководствоваться нормами ратифицированного  международного договора.
Необходимо помнить, что органической частью национальной правовой системы России являются только ратифицированные парламентом общепризнанные принципы и нормы международного права.
Как известно, в международном праве не существует акта, который бы содержал исчерпывающий перечень общепризнанных принципов. Такие принципы закреплены различных международно-правовых актах: в Уставе ООН, Декларации о принципах дружественных отношений и сотрудничества между государствами, Хельсинском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года.
Что касается норм международного права, то они формируются в результате повторяющейся практики государств и обретают этот статус  лишь после признания страны их в качестве таковых.
С точки зрения значительной части ученых – международников общепризнанные принципы представляют собой разновидность универсальных норм международного права. Это – нормы, отражающие коренные, фундаментальные интересы государств и народов. Они формируют нормативную основу всей системы международного права, на них базируется и национальные правовые системы.
Международное право – правовой сегмент созданный усилиями многих государств, международных организаций, в него, несомненно, заложены нормы – регуляторы, содействующие межгосударственному сотрудничеству в различных областях, взаимодействию в жизненно важных сферах.  При осуществлении интеграционных процессов невольно происходит рабочее соприкосновение национальной и международной правовой систем, их механизмов взаимодействия,  методов, средств и приемов регулирования общественных отношений. Механизм взаимодействия национального и международного права представляет собой целую систему интегрированных элементов – юридических феноменов. Основой для осуществления указанного взаимодействия выступают национальные  и международные правовые акты.
 В  механизм взаимодействия помимо специфического регулятивного инструментария входят и  специальные уполномоченные  субъекты (физические и юридические лица) внутригосударственных и международных органов. Целью механизма взаимодействия является создание благоприятных условий для интеграции и сближения правовых систем. Но следует, иметь ввиду, что  продуктивное взаимодействие национального и международного правовых систем возможно, если оно отвечает национальным интересам взаимодействующего государства, иначе оно может отказаться от инкорпорации в свое правовое «тело»  системы неугодных международных норм.
Для того, чтобы глубже осознать весь спектр взаимопроникновения указанных правовых систем необходимо исследовать общие тенденции развития процесса их взаимодействия. А они таковы:
1)  интеграция и унификация;
2) расширение сферы отношений,  которые могут быть урегулированы нормами национального и международного права;
3) развитие нормативного механизма взаимодействия;
4) создание новых, более эффективных механизмов взаимодействия;
5) модификация принципов международного права;
6) разработка международных документов, способствующих усилению этого взаимодействия (См. подробнее. Хижняк В.С. Конституционно-правовой механизм взаимодействия внутригосударственного права Российской Федерации и международного права: Автореферат дис. на соискания ученой степени док. юр. наук).
Каждое из названных направлений правового взаимодействия имеет свой механизм, состоящий  из специфических средств и приемов влияния.
Но если вычленить механизмы по юридическому и организационному основаниям, то можно определить нормативно-правовой и организационно-правовой механизмы взаимного правового воздействия, которые могут быть реализованы как на национальном, так и на международном уровне.
Структура национального нормативно-правового механизма включает в себя следующие элементы:
1) закрепление в национальном праве юридических средств обеспечения выполнения международных обязательств;
2) выработка национальной правоприменительной практики, ориентированной на реализацию норм международного права;
3) создание системы государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств.
Не менее важными элементами механизма взаимовлияния правовых систем являются такие организационные мероприятия как: проведение анализа национального законодательства с точки зрения его соответствия нормам международного права; проведение различного рода совещаний, семинаров, научно-практических конференций, распространение знаний о международном праве; создание в целях содействия процессу имплементации норм международного права национальных межведомственных комиссий или других органов  по координации деятельности министерств и ведомств, органов                государственного управления, предприятий, организаций и учреждений.
Основы соотношения национального права России и международного закреплены в главе 1 Конституции, которая посвящена основам конституционного строя. В данной главе содержатся нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность.
Анализ внутригосударственных конституционных предписаний показал, что они регламентируют:                1) положение норм и принципов международного права в национальной системе права (часть 4 статьи 15 Конституции РФ, статья 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации);
2) процедуры введения норм в правовую систему путем ратификации (пункт «г» статьи 106 Конституции);
3) дачу согласия на обязательность для Российской Федерации норм международного права (пункт «б» статьи 86 Конституции);
4) полномочия органов участвующих в процессе взаимодействия  (ратификация, согласование, применение).

5) случаи, когда можно совместно применять как нормы международного права, так  и  нормы национального права.
Следует иметь ввиду, что инкорпорируемая международно-правовая норма не изменяет своей сути, не становится нормой российского права, а всего лишь трансформируется в норму, применение которой возможно для урегулирования внутригосударственных отношений. Для российского права нормы международного права и после интегрирования остаются «инородным  телом». Упомянутые нормы действуют непосредственно, они применимы  лишь тогда, когда есть внутригосударственная потребность в их задействовании для регулирования определенной группы общественных отношений.
Не следует забывать, что особую роль в реализации норм международного права играют суды, органы прокуратуры  и следствия. Принятие Пленумом Верховного Суда РФ Постановления «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 года является важным шагом, способствующим развитию взаимодействия  российского и международного права.
После принятия  этого процедурного судебного акта суды России не только должны, но и обязаны  в определенных ситуациях при рассмотрении представленных им дел применять нормы международного права. Судам отводится особая роль в толковании норм международного права. Толкование как инструмент реализации норм международного права играет значимую роль. Во-первых, методом толкования суды адаптируют международную норму для ее применения во внутригосударственных отношениях; во-вторых,  они толкуют норму национального законодательства в свете международных обязательств государства;                в-третьих,  они определяют, как и в каких случаях должна применяться рассматриваемая норма международного права. Суд вправе применять нормы международного права в контексте национальной правовой системы.
Конституционный Суд Российской Федерации является высшей инстанцией, решающей вопрос о применимости той или иной нормы международного права. Роль Конституционного Суда в процессе реализации норм международных соглашений в Российской Федерации состоит в том, что он, обосновывая свое решение по конкретному вопросу положениями международного договора, указывает другим органам государственной власти, какими международными нормами они могут и должны руководствоваться в своей деятельности. Конституционный Суд чаще других судов ссылается на нормы и принципы международного права для обоснования своих правовых позиций.
Результаты исследований показали, что суды общей юрисдикции чаще применяют нормы международного права больше при разрешении гражданских дел, чем уголовных.
Деятельность  прокуратуры в процессе реализации норм международных договоров Российской Федерации, главным образом сводится к надзору за соблюдением этих норм, а также порядком их применения.
Органы внутренних дел могут выполнять различные действия, связанные с реализацией норм международного права. Например, при розыске лиц, совершивших преступления, при их выдаче. Как показывает практика, реализация силовыми структурами своих функций может быть сопряжена с нарушением прав и свобод человека и гражданина. Эти органы  в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий должны соблюдать принципы и нормы международного права.
Организационно-правовой механизм взаимодействия национального и международного права  активно осуществляется на международном уровне. Некоторые из международных организаций, в первую очередь ООН, нуждаются в серьезном реформировании, так как не могут достаточно эффективно справляться со своими координационными и контрольными функциями. Тем не менее,  для полноценного  функционирования  таких международных  структур как  ООН, Юнеско, Совет Европы, Европейский Суд по правам человека необходимо наладить продуктивное взаимодействие международного и национального права.
Касаясь  конкретных тенденций развития механизма этого взаимодействия, следует отметить следующее:
1.  Российское право становится более восприимчивым к предписаниям международного права.
2.  На международном уровне нельзя не заметить определенного влияния российского права на совершенствование и изменение норм и институтов  международного права, регламентирующих проблемы  войны и мира, гуманитарные, экологические и другие жизненно важные аспекты международного сотрудничества.
3. Наблюдается заметное переплетение особенно российского конституционного права  с международным правом в сфере обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. Можно однозначно констатировать об усиливающейся  тенденции конституонализации международного права. Этот процесс особенно наглядно просматривается, если изучить взаимодействие европейского права с национальными правовыми системами в рамках юридического пространства Евросоюза, где влияние европейского права на национальные правовые системы является настолько преобладающим, оно основательно подрывает  суверенитет государств, входящих в этот союз. 
Проведенные научные  исследования показывают, что международное право вносит существенные коррективы и в российское конституционное право.  По мере развития и углубления представлений о Конституции России и международном праве, соответственно расширяются и область их взаимодействия, открываются все новые сферы соприкосновения и трансформации двух правовых систем (Талалаев А.Н. Конституционный Суд Российской Федерации и некоторые вопросы права международных договоров // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 2 С. 29.).             Процесс взаимодействия Конституции России и международного права характеризуется высокой степенью динамичности.  Их взаимное влияние друг на друга не исчерпывается только нормативной сферой (Пшеничное М.А. Соотношение Конституции, закона и международного права //Проблемы юридической науки и практики в исследованиях адъюнктов и соискателей. Вып. 3 Н. Новгород, 1997. С. 139.)
Немалый интерес в разрезе этой проблемы вызывает позиция                В.С. Хижняк, которая утверждает, что для  глубокого и всестороннего изучения проблемы интегрирования российского конституционного и международного правовых систем необходимо:
1) рассмотреть  содержание и  соотношение понятий «взаимодействие», «трансформация», «согласование», «реализация» и «имплементация»;
2) выявить содержание понятия «механизм взаимодействия национального и международного права», исследовать его составляющие;
3)  исследовать указанную проблему взаимодействия в историческом контексте;
4) выявит конституционные принципы функционирования механизма взаимодействия российского и международного права;
5)  определить формы, приемы и средства этого взаимодействия;
6) проанализировать место норм международного права в российской правовой системе;
7) прогнозировать тенденции дальнейшего развития взаимодействия международного и национального права России (Хижняк В.С. там же С. 6-7).
В настоящее время заметно видоизменяется форма и содержания взаимодействия международного и внутригосударственного правовых систем. В современных условиях  глобального,  взаимозависимого мира, с одной стороны, возрастает роль международного  права в процессах взаимодействия с национальными правовыми системами, с другой стороны, усиливается воздействие национальных правовых систем, хотя в меньшей мере, на нормы и институты наиболее динамичных отраслей международного права. Но было бы неправильно, если бы не обратили внимание на то, что по-прежнему сохраняется некоторое доминантное воздействия институтов международного права на национальные правовые системы при небольшом параллельном пополнении последней международно – договорными положениями, это нам представляется вполне естественным.  Международное право является продуктом формирования и развития подавляющей части международного сообщества, их юридических структур и научных сил. Наиболее совершенные и продвинутые правовые регуляторы значимых общественных отношений, разработанные в тех или иных государствах, обретают свое место, пройдя определенные процедуры, в международном праве.
В  юридических кругах международное право называют международным публичным правом. С ним непосредственно связано международное частное право, регулирующее гражданско-правовые, семейные, трудовые и другие отношения (Международное частное право. / Отв. ред. Садиков О.Н.. М., 1984. С. 5). В этот вид права входят коллизионные нормы, устанавливаемые государством. В отечественной юридической литературе была высказана мысль о том, что международное частное право регулирует отношения, которые вместе с межгосударственными отношениями относятся к одной области – международному праву в широком смысле слова  (Крылов С.Б.. Международное право. М., 1947. С. 30). С данной позицией не согласились другая группа ученых (  Лунц Л.А.,  Садыков О.Н.. Международное частное право. М., 1984. С. 12).
Различные отрасли международного права по своей природе и особенностям постоянно при их реализации в той или иной форме соприкасаются с национальными правовыми системами. Перечень сфер, которые подвержены воздействию международного права весьма широк (внутригосударственное регулирование в сфере внешних сношений, в области поддержания стандартов прав человека при создании национально-правовых систем. Другим важным вектором взаимодействия международного и национального права является исполнение решений международных  органов (Совета Безопасности ООН) и судебных учреждений (Международного Суда ООН, Европейского Суда по правам человека. Суда ЕС и др.). Механизм воздействия – такое же правовое явление, как механизм правового регулирования, механизм защиты прав и свобод. Термин «механизм», как правило, означает модельную логическую схему специально-юридического воздействия на социальные отношения               (Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.) или используется для характеристики инструментально-процедурных конструкций, таких, как механизм реализации права или механизм правоприменения (Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992.).
Исследователи отмечают двоякое влияние национального права на международное путем:
1) предопределения сущности и содержания последнего через нормы внутренней и внешней политики;
2) воздействия на создание и осуществление норм международного права (Общая теория государства и права: Академический курс: в 2 т. /Отв. ред. Марченко М.Н. М., 2001. С. 209-211).
Следует иметь ввиду, что формы  взаимодействия национального права России и международного права в правоприменительном процессе характеризуется возможностью:
а)  совместного применения норм международного и национального права для урегулирования внутригосударственных отношений;
б) постепенного применения норм международного права в сферах, традиционно регулируемых нормами национального права;
в) самостоятельного применения норм международного права при решении вопросов внутригосударственного регулирования.
Нельзя забывать о том, что важную роль во взаимодействии национального права России и международного права играют национальные и интернациональные интересы, так как они определяют основные направления интеграционных правовых процессов.
Все более возрастающей функцией международного права становится ориентация национальных правовых систем посредством правового инструментария на решение  координальных общечеловеческих проблем.             В процессе взаимодействия национального и международного права вырисовываются такие прагматичные  концепции как имплементация, адаптация, трансформация или интеграция. Суть всех этих концепций очевидна – взаимное проникновение, благотворное влияние и воздействие правовых систем друг на друга.
Нет надобности доказывать, что чем шире, разнообразнее и глубже формы взаимодействия российского внутригосударственного и международного права, тем  выше эффективность воздействия этих феноменов на систему значимых национальных и межгосударственных отношений.
Помимо указанного выше,  взаимодействие названных правовых систем приводит к очеловечиванию, гуманизации, демократизации не только внутригосударственного законодательства, но и предписаний международного права в области безопасности, экологии,  гуманитарного права и в области обеспечения защиты  основных прав и свобод человека и гражданина и в других жизненно важных сферах.

Судья Конституционного Суда
Республики Дагестан,
доктор юридических наук                Х.У. Рустамов


Рецензии