Вечная весна посреди жгучего лета

Не помню, когда я услышала их в первый раз, но лет 6-7 назад – точно. Это был приезд одного Махараджа и концерт в его честь в ДК «Торфяник» в Тюмени. Тогда всё было ещё «сыро», не очень сыгранно, но чувствовалось, что потенциал у прабху будьте нате – мало того, что все музыканты от Бога, да ещё и почти все преданные (кроме ударных, насколько я знаю). И уже тогда пунктиром появлялся особый стиль – легкий фьюжн с элементами регги, ска, поп, рока, дабстепа и прочей не очень понятной мне электронщины. Ну, модно-актуально и вполне гармонично.
Я уехала далеко из Тюмени. В позарпрошлом году «Волшебные мантры» приезжали на аркаимский фест, в этом мы там тоже раскланялись с музыкантами, но из-за дефицита  времени послушать их «живьем» мне так и не удалось. Однако, вечерняя видеозапись двухчасового (без перерывов! Надо отдать должное выносливости прабху!) концерта на Аркаиме-2015 меня так вдохновила, что в кои то веки мне, некогда популярному в узких кругах музыкальному критику, захотелось тряхнуть стариной - написать репортажную рецензию на теперь уже матерую профессиональную работу моих земляков.

Я без композиционной вычурности – расскажу обо всех композициях по порядку.
Нежный и глубокий голос Прадьюмнажди, поющий «Ом агйана тимирандхасйаааа» с переливами колокольчикового перкуссио вначале первой композиции настраивает зрителя на волну… проповеди, филоофско-умозрительную.  Название своей группы - «Волшебные мантры» - музыканты оправдывают с первых тактов – чарующий санскрит и волшебство аранжировки (обилие спецэффектов и примочек, непринужденное жонглирование разными стилями ).  Действительно, мантры, на самом деле – волшебные. Развитие темы композиции – великолепное: «Говинда джая джая» и «Джай  Нарасимхадев» – вообще психодел 70-х, истоки вайшнавского рока! Вокалист, играющий на басу Прадьюмна  – это уже само по себе высший музыкальный пилотаж, трубач Эмиль – вырос просто выше головы, Миша Кушин с примочкой вытворяет кайф неимоверный, вибрируя ею и поквакивая. Ммм – Джимми Хендрикс хлопает себя по тощим ляжкам от удовольствия!
Прадьюмнаджи мастерски-шоуменски ведет программу: «Мы два года назад были на Аркаиме и оставили здесь сердце. В Тюмени сегодня проходит праздник холи. Могли играть там для светской толпы, но выбрали Аркаим, чтобы  получить ваши благословения». И это очень верная позиция:
как говорил Прабхупада, главное для музыкантов-преданных – духовность, проповедь, а не шоу-бизнес.

Во второй песне  «Вечная весна» (одноименный альбом у группы вышел недавно. Не путать с перпендикулярным хитом Егора Летова!)   ди-джей Денис Таштимиров начал вытворять чудеса с пластиночно-дискотечным скрипом- миксом. Трубач Эмиль предложил сидящей-стоящей публике танцевать – и это было прекрасно! Матаджи – понятно, начали водить свои плавные волны, но нашлась и пара таких пластично-мягких прабху – загляденье! Я весь концерт наблюдала за их трансцедентными движениями.

Третья композиция - «Ишвара»: «Ишвара парамат Кришна» - отличный припев! Модуляция в конце припева на слове «Говиндаааа» - ух! Уводит в мистический Вриндаван одномоментно. В конце композиции – соул-госпел плюс что-то космически-улетное ещё больше поражает воображение.

Четвертая - «Враджа» - танцевальное светлое регги (по духу) с улюлюканьем публики. Ну, да – светло и  танцевально, но не хватило, как и в предыдущей композиции, запоминающейся мелодии в запеве, какой-то немного однообразный там речитатив,  и очень хотелось емких в нем образов, округлых и осязаемых. Больше текстов добротных и ярких!

Пятя композиция – «Холи» -  резанула слух вставкой на трубе от группы «Дюна» «привет с большого будуна»  рядом с «Джай-джай Прабхупад».  Слушаешь и оправдываешь – может, это про Балараму, напившегося варуни… Но Эмиль залихватски выплясывает как ни в чем не бывало и Прадьюмна после песни облегчает душу:  «Духовная жизнь – трансцедентное пьянство, пусть все, что было в нашем сознании, трансформируется в духовное счастье!» Уфффф….

Шестая композиция – это хороводы во главе с заводилой Мурари Хари  под «Джай Джаганнатх!», это моя неизбывная тоска по тюменской Ратха-ятре с Прадьюмнаджи-запевалой! Воспоминания нахлынули потоком – как Прадьюмна поет протяжно вначале «Джааай Джаганаатх» (здесь, в Аркаиме, тоже хотелось этого тягучего начала) - тебя пробивает холодный трансцедентный пот, и колесница трогается домой, во Вриндаван…как мы плясали рок-н-ролл с Катюшей Качур на этих Ратха-ятрах перед Джаганнатхами!!! А в Аркаиме кружат в хороводе детки и вокруг них летают взрослые с по-детски счастливыми лицами…

Седьмая - «Мир зеркала» - настоящая проповедь, медленный реггешник, по типу размышлений группы «Воскресенье». Текст философский, но без пессимо героев 70-х, гуруджи Прадьюмны Госвами Махарадж просвечивал сквозь каждую поэтически-философскую  строчку – его настроение.

Восьмая песня  – с припевом-мантрой «Я желаю всем счастья», в ней в изобилии мои любимые примочки-«квакушки», но как-то слегка утомляет назидательность текста с разоблачающей апелляцией к зрителю. Может, это моя университетская самскара - в светской  поэзии такие лозунговые обращения считаются дурным тоном. Ну, понятно: творчество группы таки проповедь: «вставай коль упал» и прочее…но – не то и всё, Баба Яга против таких текстов , а «если темно вокруг, значит, скоро рассвет» - класс! Вот на таких образах бы весь текст!!! И ещё одна филологическая неувязочка: «Я желаю всем счастья» - от первого лица – не вяжется с «ты упал» - обращением во втором…
После песенки – разрядка : Прадьюмна покаялся прилюдно, что  прихлопнул комара и понадеялся, что эта джива теперь родится на более высокой ступени развития…

Девятая - «Говинда Гопала Нандана» - нечто в духе ночного мейнстрима, барабанные перебивочки и соло трубы - ммм…море, бриз, где-то рядом в  кхол бханга данге медленно и плавно покачиваясь танцует Чайтанья…

Перед десятой композицией «Харе Кришна» Прадьюмна категорически заявляет «откажитесь от влияния кали-юги» – и делает характерный жест Госвами Махараджа. Одиннадцатая:  «учиться у неба – открытости, у земли – давать опору» -  «Небо и земля»…про слова сказать ничего не могу - стало трудно разобрать слова в записи, но композиция - что-то довольно сложное…

12 – «Миссия невыполнима»:  «мы хотим счастья, но нам кажется, что миссия невыполнима, но в конце концов она выполняется – давайте пробудим дремлющую в нашем сердце любовь к Богу и друг к другу!» – и Денис начал шаманить пуще прежнего со своим винилом. Музыка с «Говинда джая-джая Гопала джая-джая» - через тернии к звездам такая музыка, продирающаяся и продирающая.

13 композиция началась с самолетного звукового эффекта. Скачущий Прадьюмнаджи – это кайф! Музыка - густой хард. Призыв к зрителям «Шанти! Присели … а теперь  встали и полетели!» – здорово! Просто кода концерта!

14 – «Гита», хит группы. Её исполнить зрители давно уже просили. «Джей хо» переводится как «победа над нами самими». Эврика! Мне недавно приснился Прабхупада, я ждала, что он мне скажет на ухо «Харе Кришна», а он крикнул «Хо!» - теперь я знаю, что это! «Пусть звенит золотая капель» - вот текст этой песни хоть и как призыв, но поэтичный – и цепляет, хороши фольклорные вставочки. 

15 – «Раде Шьям» - призыв к вечной природе, ещё один катарсис и прыгающий Эмиль, и после – взвопившая от эксаза аппаратура – зафонила жутко, но как так и надо!

16 – «Веданта сутра»: «настало время, чтобы вопрошать о духе». Цитируют Арджуну: «все мои сомнения развеялись , и я готов делать то, что Ты скажешь, потому что Твоя воля – всеблагая». Это песня просветления-наивысшего откровения, многие зрители просто стоя зачаровано её слушали… санскрит из БГ… что тут ещё сказать…

17 – закономерно – закрепляющее: «в сердце личность Верховного Господа, которая всегда ведет нас по жизни», «следуй за Мной, забудь обо всем»…

18 – заключение концерта. Прадьюмна провозглашает «активное колыбельное состояние, чтобы приснился Джаганнатх». Зовут на сцену Мурари с этническим барабаном , и звучит волшебное регги «Харе Кришна», и творится трансцедентный беспредел под сценой…

19 – «всегда приятно поговорит с умным, образованным человеком – с собой»: молитва, обращенная к себе, вставки – продирающий до слез голос Прабхупады…
 
Два часа возрастающего экстаза. Концептуальная продуманность последовательности композиций, о которой можно насочинять отдельный текст типа «рост дживы, от на ощупь шраванам-киртанам к бесконечному смаранам», и тд, и тп. Продуманы костюмы музыкантов – длинные богатого материала и орнамента курты и белые брючки у всех. Солидно! Не хватает брежневских треуголок на головах.
Если я почувствовала экстаз, послушав дважды запись, то что там творилось  с публикой в реале – могу догадаться. Спасибо, «мантры». Вы – волшебны! Но и есть куда расти – к возвышенной простоте, удачным выразительным паузам и синкопам, к солякам Тимура (че ж обижать ударные-то!), к осязаемым визуально текстам и к большей структурированности мелодий. Но главное – настоящая проповедь – на высоте. Я побывала в Лос-Анджелесе времен Вишнужданы под ясным крылушком Прабхупады…


Рецензии