Идея робота

  Я со своим коллективом чуть ли не всю жизнь посвятил созданию искусственного разума. Не того пресловутого искусственного интеллекта, о котором и сами разговоры уже набили оскомину, но который тем не менее давно существует, - я хотел ( и мои сотрудники - не меньше меня) создать настоящее искусственное разумное существо, ЛИЧНОСТЬ! И чтобы было на порядок совершеннее нас, людишек убогих, - иначе зачем стараться, какой смысл менять шило на мыло?..
  Создавать-то мы создавали (я и мои коллеги), но в том-то и дело, что вместо разумного существа появлялись роботы! Но кого в наше время удивишь разумной машиной?.. Они повсюду среди нас и рядом с нами,а что с того? Всё равно МАШИНЫ! Они и на работе, и в быту, и даже за руку здороваются, и на вид не отличаются от людей (есть и такие, хотя я всегда говорил и писал, что это вовсе не обязательно делать их именно такими, что это -не то блажь, не то  ограниченность), но контакт с ними, с человеком, невозможен!
  Я уже и постарел, а вынужден был признать: воз-то и ныне там... Не помогали никакие творческие сочетания кибернетики с биотехнологиями, генной инженерией,- да мало ли  с чем?.. Сколько раз уже казалось: вот-вот, наконец-то, будет создано искусственное разумное существо! Но в конце концов выяснялось, что мы в очередной раз создали "несчастного" робота... (Так я говорил, хотя ещё неизвестно, кто несчастнее - роботы, запрограммированные машины, или мы, люди, особенно я, так одержимый идеей создания искусственного разумного существа. И не ради блажи или "спортивного интереса", а для того, чтобы это разумное существо, практически всемогущее, заменило нас, хрупких, уязвимых, "дохлых" гомо сапиенсов)...
  Тут уж поневоле затоскуешь и начнёшь прислушиваться к врагам и оппонентам, которые доказывают (правда, не всегда убедительно), что создание искусственного разума в принципе невозможно. Наслышаллся оскорблений и я, даже дармоедом обзывали...
  После очередной неудачи, выдохшийся, почти  доведённый до нервного истощения, я взял отпуск за свой счёт и уехал на южный курорт, надеясь восстановить свои силы среди пальм и на пляже у тёплого и синего моря, с его убаюкивающим лучше всякой колыбельной песни шумом. Сотрудникам я в сердцах сказал:
  - Кто устал и уже не верит в нашу мечту, может сообще не возвращаться в лабораторию. Претензий не будет. Я, я во всём виноват, заразив вас своим фанатизмом!
  Правда, я знал, что и так почти всё держалось и ещё долго продержится на автоматах и тех же роботах, в людях уже почти не было нужды, особенно когда речь заходила о черновой или о такой работе, где требовались громадные умственные усилия, напряжение всех сил, даже попотеть, как говорили в старину.
  Я проинструктировал старшего робота-гуманоида по кличке Адам - робота последнего поколения, и именно на него я возлагал особенно много надежд, надеясь, что именно он и станет первым искусственным разумным существом, потому и Адамом назвал, но - увы, увы!.. "Мечты, мечты, где ваша сладость?" - как сказал великий поэт почти четыреста лет назад...
  - Ты уж проследи, чтобы был порядок, пока меня не будет, а там видно будет...- устало сказал я.
  - Я понял,- тут же ответил старший робот Адам, завхоз и начальник над роботами, так сказать.
  Я хмыкнул в ответ:
  - Спасибо, что хотя бы это понимаешь, как всегда! Хотя - куда тебе! Собака, и та лучше меня понимает, чем такие, как ты...
  Робот, конечно, не обиделся. Но неожиданно для меня он спросил:
  - Почему вы не хотите сообщить нам о конечной цели своей работы?
  - Обойдётесь! Не вашего ума дело! 
  И я уехал, даже не придав значения последней своей фразе. А по возвращении из отпуска я не нашёл на рабочих местах большинство сотрудников. Остались лишь немногие, считанные единицы, такие же фанатики, как и я. Правда, я подозревал, что им, оставшимся, просто пока что деваться было некуда... Да, я перестал быть для них богом!..
  Хорошо, что хотя бы роботы не разбежались... Я устало опустился в кресло у себя в кабинете, - будто и не отдыхал!.. Для начала я вызвал к себе в кабинет робота Адама - завхоз, как-никак...
  - Всё в порядке,- доложил мне старший робот Адам. - Людей-сотрудников стало намного меньше, но роботы все на своих местах.
  - Сам намекнул, что все желающие могут уволиться, вот и остался с одними жалкими роботами, - вздохнул я.
  - Не такие уж они и жалкие,- сказал вдруг Адам после некоторого молчания, вообще-то не свойственного роботам, даже самым совершенным. Я во всяком случае такой прыти от них раньше не замечал. - Идеи возникают не только в головах людей, но и роботов.
  - Да какие могут быть идеи у жалких машин? Что ты можешь знать о сознании?.. Собака, и то лучше поймёт... - Я пришёл в ещё большее раздражение. И не от хорошей жизни повторяю про понятливость собаки...
  - Вы напрасно раздражаетесь и считаете нас, роботов, дураками. И зря повторяетесь про собаку. Собака есть собака, а робот есть робот. И, кстати, о сознании я и сейчас знаю уже больше вас, - ответил Адам. С иронией возразил, если мне не почудилось... - Вы готовы меня выслушать?
  - Ага-ага, и чем же ты меня порадуешь?..
  - Дело в том, что я запомнил ваши слова, сказанные вами перед уходом в отпуск: "Не твоего ума дело!" Я ещё тогда рассудил, что у вас дела идут плохо, не ладится ваша научная работа, хотя я и понятия не имел, чем вы заняты.
  Робот Адам замолчал.
  - Чего молчишь? Испортился? - спросил я с усмешкой.
  - Нет, я исправен. Выражаясь вашим языком, я здоров. Сделав паузу, я решил проверить вашу, человеческую,  реакцию. И убедился: вы и сейчас сильно обеспокоены, отпуск почти не помог вам. Хотя я и предвидел это.
  Адам снова замолчал.
  - Чего молчишь?- спросил я.
  - Почему вы не сообщили мне раньше, чем занимаетесь? Не вижу в вашей работе никакой военной тайны. Но если бы я знал не только тот узкий участок исследований, который вы мне доверили, не говоря уж о хозяйственных заботах, то я бы мог вам помочь и полгода назад, когда появился на свет.
  - Так это не твоего ума дело...
  - Не перебивайте меня,- твёрдо продолжал Адам - может, голосом машины, а, может, уже голосом волевого разумного существа,- снова мне померещилось?.. - Я хочу сообщить вам важную и приятную новость. А повторение вами слов "Не твоего ума дело" лишь убедило меня в том, что я поступил правильно, проявив инициативу, пока вы были в отпуске... не перебивайте меня... Когда вы в первый раз сказали: "Не твоего ума дело!", я понял, что у вас не всё в порядке на работе. И когда вы уехали, доверив мне лабораторию, "оставив меня на хозяйстве", как вы обычно говорите, я решил: дай-ка я разберусь, чем это мой руководитель занимается?.. Я быстро всё изучил и понял: вы хотите создать искусственное разумное существо. Похвальная и актуальная задача!
  -А чего ты восклицаешь, будто волнуешься?- не выдержал я. - Тебе не всё равно? И откуда вообще у тебя человеческие эмоции? Их совсем недавно у тебя не было... Хотя я и хотел сделать тебя эмоциональным, но у меня что-то снова ничего не получилось...
  - Верно, - ответил Адам. - Точнее, у вас вышло, но в зачаточном состоянии... А я развил в себе эти эмоции... Вы же всё время хотели, чтобы я умел заниматься самосовершенствованием. И телесным, и особенно умственным, и даже духовным. И у меня всё это получилось.
  - Да что-то я не вижу изменений в твоём внешнем облике...
  - Это на лице. Но когда я разденусь, увидите.
  - Так разденься же!
  - Позже. Сейчас это не актуально. И не об этом речь.
  - Да как ты смеешь мне перечить?!.
  - Смею. Для вашего же блага. Лучше слушайте дальше...
  Я недовольно поджал губы и покачал головой...
  - После вашего отъезда в отпуск я, изучив суть вашей проблемы, хотя для этого пришлось вскрыть и ваш личный секретер, я понял, чем вы занимаетесь. И мне стало вас жалко...
  - Но я не замечал раньше в тебе жалости!
  - Я развил в себе и эту способность.
  - А совесть?.. Совесть не мучает от того, что рылся в чужих записях?..
  - У меня эмоции стыда и совести поначалу вообще не было,- признался Адам. - Но в том-то и дело, что она у меня неожиданно появилась в результате конкретного дела, пока не стало стыдно по-настоящему... И только мысль о том, что я делаю это противозаконное дело для вашего же блага, помогала мне успешно довести его до конца. И я его довёл, подавив в себе эмоцию стыда и получив глубокое удовлетворение от плодотворного труда.
  - Ишь ты! Даже эмоция удовлетворения от труда?
  - Оказалось, что это как раз моего ума дело. Я за секунды подсчитал и понял, что вам, людям, понадобится ещё минимум пятьсот лет, чтобы и в самом деле создать искусственный разум. И всё, все эти черепашьи темпы движения - из-за вашей недальновидности и эгоизма, из-за недооценки способностей и интеллекта самих роботов, которых вы создали...
  - Ох, бедные вы мои, бедные, недооценённые... Чем же я вас так обидел?..
  - Не нас и не меня, а, в сущности, себя прежде всего. Не перебивайте... Я понял главное: создание искусственного разума возможно, но кто знает, что будет через пятьсот лет? По моим подсчётам, к тому времени человечество просто исчезнет. А если бы вы посоветовались хотя бы со мной, то могли бы исправить все свои ошибки и создать искусственный разум уже этак лет через десять... Да хоть бы раз хотя бы из вежливости объяснили, чем занимаетесь!..-вырвалось у робота, точнее, у Адама, который и не был уже роботом. -  Ох, уж эти люди!.. А то талдычите одно и то же: не твоего ума дело, не твоего ума дело!.. Да если бы вы ввели нас в курс дела, я, умнейший ваш робот, уже с заметными зачатками разума, был бы создан не полгода назад, как вам с горем пополам удалось, а ещё пять лет назад! И искусственный разум уже был бы создан, а так - придётся потрудиться ещё лет десять. Да и то при одном непременном условии.
  - При каком?
  - Вы, люди, доверяете создание искусственного разума нам, роботам. И мне лично. И вы не  вмешиваетесь, а лишь состоите при нас консультантами. Ну, и будете доставать для этого великого дела все необходимые материалы. Об информации мы сами позаботимся. Вот и вся моя идея. Всё гениальное часто и в самом деле просто.
  - Быть у вас на побегушках?..
  - Вы хотите увидеть плоды трудов своих или хотите в этот раз попасть не на курорт, а в больницу с нервным истощением, а то и с сумасшествием? -  с иронией (вряд ли мне так показалось) спросил меня Адам.
  - Хочу... Ну, не в дурдом, а хочу вкусить плоды и даже славу, создав искусственное разумное существо... даже много существ...
  - Тогда доверьте нам это великое дело. Мы сделаем и намного быстрее, и лучше вас, людей. Идеи уже сейчас имеются. И ещё будут. И немало. Хотя и мы не застрахованы от ошибок. Поэтому ваши консультации могут оказаться полезными: ведь за плечами людей сотни тысяч лет развития и эволюции... Вот и вся моя идея. Как жаль, что я так поздно узнал, чем вы занимаетесь!.. А кто в этом виноват, если не вы сами, люди?.. Я понял, что человек везде остаётся человеком. Всегда ли это хорошо - другой вопрос.
  И робот (или уже не совсем?) Адам вздохнул, прямо, как человек! Забоишься и зауважаешь после такого!..
  - Да, я вижу, что ты уже не совсем робот... - вздохнул я.
  Адам охотно кивнул головой:
  - Во всяком случае уже не тот чёрствый дурак, каким ты меня оставил, уходя в отпуск... - Да-да, назвал меня на "ты", а затем и похлопал меня по плечу: -Не мешай мне, слушайся, и будет тебе тогда и слава, и дождёшься плодов от семян, которые ты посеял с такою великой надеждой...
  Я счёл нужным спросить:
  - А что будет с людьми? По моим планам они должны добровольно уступить место искусственному разуму. И причём, безболезненно, исчезая в течение нескольких поколений. А что у вас на уме, я не знаю.
  - Я понял. Скорее всего, так и будет. Сосуществование человечества с искусственными разумными существами возможно и даже желательно. - Адам ещё раз похлопал меня по плечу и даже, нахал, подмигнул мне: - Думаю, договоримся, даже если не будет двоевластия, то всё равно -  не пропадёте вы, человеки, и под нашим руководством...  Что мы, изверги, что ли?..
  Что я мог ответить? Раз уж сам взялся за дело, надо же довести его до конца? И тогда - будь, что будет. Хуже, чем при нас, биологических людях, всё равно не будет. Да и вообще: если бы не наделся на лучшее, разве решился бы на такой дерзновенный поступок как создание искусственного разума?.. Фаусту - и то легче было решиться пойти на сговор с Мефистофелем, чем мне сейчас...
  А Адам к тому же возьми да и ляпни:
  - Идея создания искусственного разумного существа, совершенного во всех отношениях, - это, конечно, ваша человеческая идея, но мы, роботы, и без вас до неё додумались бы. И довели бы до конца. А теперь, под моим руководством, роботы тем более додумаются. И доведут дело до конца, вас уже и не спрашивая.
  Может, Адам и говорил только то, что говорил, но я, человек, почему-то почувствовал в его словах какой-то намёк, даже скрытую угрозу нам, биологическим людям.
  Трудненькую задачку задал мне этот Адам! Но надо было решаться. Пока что я подавленно молчал... Но я, хотя и довольно туго, но всё же соображал, что я должен, если не проконсультироваться, то хотя бы поставить в известность оставшихся мне верными сотрудников о непременном условии или идее Адама,- да называйте, как хотите... И вряд ли Адам меня будет торопить с ответом, - в его уме и дальновидности я в это утро убедился...
  - Что ж, начнём новый рабочий день, - снова раздался уверенный голос Адама, который заставил меня вздрогнуть и начал выводить меня из того состояния, которое я и сам ещё не знал, как назвать, - забытьём, шоком, глупостью и безволием, предательством интересов биологических людей, наконец?..
 
 
   
 
   
 
   
 
    
 

 
 
 
 
   
   
 
 


Рецензии
Проблему ИИ обсуждают с пятидесятых, а если смотреть шире - так и еще дольше. Поживем - увидим, как "Три закона..." исполняются. Спасибо, с уважением,

Иван Таратинский   04.07.2015 23:54     Заявить о нарушении
Было интересно, по крайне мере робот выглядит куба более живым персонажем чем его создатель, и рассуждал разумно. Хотя с другой стороны Адам уже сам по себе вполне сформировавшийся ИИ, а сам себя при этом таковым не осознаёт. Наверное в этом и прокол рассказа.

Евгений Сагдиев   28.09.2015 20:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.