Гарри Поттер. Бедный Том Реддл

Знаете, а мы все маглы. Да-да. И даже великая Джоан Шелкопрядовна Роулинг тоже магл. Самый крутой магл все равно остается маглом. На протяжении семи толстеньких книг автор на примере различных развивающихся персонажей, представляющих собой разные системы в особенных сочетаниях, знакомит нас с миром волшебников, с их моралью, законами, нравами, даже психологией. И мы совершенно забываем о том, что это не обычные люди, ибо привыкаем к ним, где-то они все равно остаются частью нас, маглами, и, наконец, мы скорее сами в мечтах уже импортируем себя куда-то в Хогвартс. Выбрали себе факультет и задаемся постоянным вопросом "как бы я сделал на их месте".

Главные герои не случайно представлены разными сочетаниями волшебной составляющей и магловской. Мы имеем

1. Чистокровного волшебника, воспитанного маглами - Гарри Поттер.

2. Чистокровного волшебника , воспитанного волшебниками - Рон Уизли.

3. Грязнокровку, воспитанную маглами - Гермиона.

Система разбавлена самым различными промежуточными формами в виде других учеников Хогвартс, с которыми нас знакомят эпизодически, и с крайностями в виде Невилла, почти магла, способного на отчаянные поступки ввиду подсознательных детских неврозов (автор называет их "мужеством") и Драко Малфоя, чистота крови навек, имеющего, тем не менее, иногда склонность к сопереживаниям и благородству. Наконец, ближе книге к 6-й, нас считают достаточно подготовленными, ибо мы выросли на глазах вместе с Гарри Поттером, и знакомят с предполагаемым абсолютным злом - Томом Реддлом. Мы знали его как Воландеморта, но, наконец, нам удастся наблюдать пору его взросления и задаться вопросом - почему он таким получился, исследовав тем самым корни настоящего зла.

Конечно, образ страшного чучела чисто визуально у автора получился безупречным. Когда мы видим эту лысую голову, глаза-щелочки (кто в России любит узкие глаза?), устрашающий шепот - наши левые стороны лица начинают дергаться и мы, подобно толпе со сталинских времен, начинаем вместе со всеми кричать "смерть бешеным собакам". По сути это так, ибо автор не дает нам выбора - мы поневоле принимает сторону Гарри Поттера, особенно не вдаваясь в причины - почему Воландемор является абсолютным злом. И, даже если бы захотели, у нас это не получилось, ибо Роулинг с помощью своего поверенного Дмблдора всячески скрывала нужную информацию, руководствуясь тем фактом, что мы еще слишком малы. Хотя кое-кто начал читать Гарри Поттера лет в 60. Не знаю - как кого, но меня на протяжении всего повествования занимали два основных вопроса - личность Тома Реддла и отношения Рона с Гермионой.

С отношениями как бы все понятно. Бедного Рона ждет ужасающая участь рядом с такой женой, он очень быстро превратится в подкаблучника, будет шарахаться от жены в любую сомнительную компанию куда-нибудь в "Дырявый котел" и очень скоро сопьется. Но это уже его проблемы, Эмма Уотсон еще нескоро выйдет замуж. Личность Тома Реддла занимает гораздо больше. Но как мы можем оценивать его, если мы всего лишь маглы? И дело даже не в том, что маглы показаны автором как низшая раса. Мы просто не можем объективно подойти к этому вопросу. Да, нас там максимально приблизили к миру волшебников, но информации все равно недостаточно. Возьмем любой фантастический сабж с инопланетянами. Вспомните, во что обычно упираются авторы и читатели - мы все люди, у нас эта сама, как ее, душа, никакому инопланетянину нас не понять, чурке понаприлетевшей. Или попытайтесь оценить моральный облик кенгуру. Да, можно всю жизнь изучать жизнь кенгуру, повадки и тому подобное, но по-настоящему в кенгуру разбирается только сам кенгуру.

Так чем же так плох Том Реддл и можно ли его считать настоящим злом? Было бы смешным попытаться попытаться подойти к этому вопросу с точки зрения российских или даже английских законов. О том, как работают законы в мире волшебников нам довольно много известно и все это оставляет желать много лучшего. Мы помним формальный бюрократический подход в случаях с Гарри Поттером, когда тебе тупо вручают предупреждения, помним коррупционный высший суд Визенгамот, вряд ли отсутствие всего лишь Дамблдора так уж мгновенно развратило судей, наконец, довольно дурацкую тюрьму Азкабан, откуда сидельцы уходят как из бани, по своему желанию. В итоге у нас создается впечатление, что законами в мире волшебников пользуются также, как и российскими, лепят их как попало и как угодно. Одно "помилование" Гарри Поттера за раздутую тетю чего стоит. Министр захотел - министр отменил. Нормальный беспредел, как и магловском мире.

Высшей меры наказания нет, но сама форма наказания в Азкабане имеет ужасающий (в буквальном смысле этого слова), но, вместе с тем, очень сомнительный вид. Как мы помним, и Сириус, и бравая бригада во главе с Белатриссой Лестрейдж благополучно сбежали и не особенно пострадали от наказания. Зато засаженные ненадолго в Азкабан сходят с ума или запоминают, как Хагрид, эту тюрьму навечно. То есть, все волшебники, имеющие способности вышесреднего по существу тюрьму не воспринимают как наказание. Что-то типа воров в законе. Зато любой, попавшийся на краже гусей и получивший пару месяцев, имеет все шансы покончить с жизнью - заболеть туберкулезом или подхватить гепатит. Очень напоминает опять же российскую тюрьму.

С точки зрения общечеловеческой морали подходить к вопросу Тома Реддла было бы также глупо, но давайте хотя бы возьмем в качестве основы те же десять заповедей, ибо нужно от чего-то отталкиваться. Часть из них применительно к Воландеморту выглядят нелепо, но наводят и на другие мысли. Например, "не сотвори себе кумира" или "не произноси имени господа". А "не прелюбодействуй" и "не возжелай жены ближнего своего" неприменимы вообще. Образ Воландеморта далек от низменного увлечения женщиной, даже пятиминутного. С одной стороны - это понятно, ибо Воландеморт слишком сам себя обожествлял, но, с другой стороны, это дальнейший предсказуемый ход в деятельности Джоанн Роулинг. Представляю этот длинный список из любовниц Воландеморта, который она вывесит на очередной пресс-конференции. После гомосексуализма Дамблдора от нее можно ждать чего угодно. И не удивлюсь, если в этот список попадет тетя Гарри Поттера или Макгонагалл. Заповеди "не лги" и "не укради" видятся слишком мелкими, чтобы их можно было вменять в вину Воландеморту. То есть, по существу, мы имеем дело с единственным обвинением в адрес Тома Реддла - убийства.

Мир волшебников более продвинут в отношении жизни-смерти, он более приближен к миру потустороннему. Повествование довольно часто отсылает нас к тому, что жизнь после смерти есть и тому подтверждение - многочисленные призраки, которые болтаются между двумя мирами. Информация об умерших нет-нет, да и проскальзывает с помощью всяческих волшебных видений, приспособлений и т.д. То есть, смерть в волшебном мире имеет несколько иное значение. Так можем ли мы оценивать с нашей точки зрения деяния Тома Реддла и является ли убийство в волшебном мире таким уж грехом? Да, насколько помню, Воландеморту вменялось в вину убийство толп ни в чем не повинных маглов. Нас это не может не возмущать. Давайте, большой овечьей отарой соберемся и линчуем пастуха. Основой всего этого является страх Воландеморта перед смертью. Но на его месте любой, наделенный средним мозгом, прежде всего начал бы изучение самой процедуры связанной с двинуть кони, а Тома Реддла никто в тупости никогда не обвинял. Другое дело, что желание жить у Воландеморта было сопряжено с желанием властвовать.

Так чего добивался Воландемор? Власти и чистоты крови. Мир для избранных. Так чего возмущаться, ибо в России Воландеморт давно победил. Сколько при этом погибло маглов и волшебников - мы можем только догадываться. А все остальное - пропаганда.

p.s. Заповедь "почитай отца и мать" является основополагающей. Мы помним - что Том Реддл сделал со своим папашей. И корни зла, конечно, лежат в его воспитании. Вернее, отсутствии такового. Пьяные приютские училки, папаша, забивший на ребенка и т.д.


Рецензии