Миротворец

В выходные, пожалуй, наиболее  отчетливо  проявляются интересы членов моей семьи: я, например, страсть как люблю ходить- бродить по Старому Арбату, получая от этого огромный заряд бодрости и вдохновения; неспешная  прогулка  по красивой улице столицы буквально возвращает меня к жизни  после тяжелой трудовой недели.    Жена, как правило, уже в пятницу намечает, какие магазины ей следует посетить в эти два дня отдыха и потом реализует свою мечту, ну, а удел дочерей – это парки для отдыха и  молодежные дискотеки.
    На Арбате помногу времени провожу у книжных развалов с букинистической литературой. Это явление уже стало частью какого-то непреложного обряда в моей жизни. Если даже ничего не купишь, а просто поглазеешь – на душе становится как-то светлее и радостнее; это  способ лишний раз прокрутить в голове взглядом знакомые имена авторов, просто эстетически насладиться выбором книг…
    Количество  книг здесь  впечатляет: ее  масса - самого разного качества, года издания и художественной ценности. Причем среди огромного количества томов и томиков разных авторов можно найти совершенно уникальные издания, и в отличном состоянии.
    Эти прогулки на свежем воздухе оказались вдвойне полезными: я приобрел массу новых друзей среди библиофилов и книготорговцев, которые охотно делятся интересными находками, спорят до хрипоты, обсуждая какую-то проблему, начертанную автором произведения. Вот и сегодня, увидев меня еще издалека, продавец книжной продукции, жизнерадостный  парень по имени Жора, в темных очках и широкополой шляпе, прячась от нестерпимой жары под тентом своей лавки,  радостно помахал  рукой, подзывая к себе.
- Послушай, дружище, ты читал вот эту книгу? – спросил он, ткнув пальцем на обложку одного экземпляра. – Че-то я толком  не врублюсь в написанное!   Или мозги уже от жары у меня расплавились. Возьми почитай, я тебе даром ее отдаю. Просто беда: кто-то что-то напишет, а потом обязательно найдутся те, которые будут ему перечить. А ты стой и гадай – где же, все-таки, правда! Ну, вот сам посуди: Александр Невский во все времена считался народным героем, хранителем земли русской – теперь вон какой-то историк доказывает, что это оказывается совсем не так! Почитай, почитай, а потом поделишься со мной своими мыслями. Лады?
     Честно говоря, я сначала был растерян, услышав  стенания  Георгия, просто  не знал что и ответить ему: мне казалось, авторитет этой исторической личности  среди россиян настолько высок,  что  вряд ли кто осмелится пытаться очернить ее, поставить под сомнение деятельность этой колоритной  фигуры европейского масштаба, подвергнуть ревизии титанический труд  Александра Невского  по сохранению исчезающей Руси в самый сложный период ее существования. Мне всегда казалось, что он занимает особое место среди сакрализованных персонажей российской истории. Ведь не зря же  благодарные потомки определили великого князя  победителем в телепроекте «Имя Россия» в 2009 году!
    Выдав Георгию что-то, вроде  «каждый имеет право на альтернативное суждение», я, поблагодарив его, взял книгу и, придя домой, немедленно взялся ее читать.
    Некто Сокольский М.М. в своей работе «Неверная память: Герои и антигерои России. Историко – полемическое эссе», вышедшей в 1990 году пишет о том, что  многие обвиняют князя в коллаборационизме,  в том, что именно он «сдал» монгольским ордам Великий Новгород и Псков, до которых не добрались полчища Батыя в 1237-1238 гг., именно он, топя в крови первые попытки сопротивления  Орде городских «низов», обеспечил почти на четверть века  власть ордынских ханов и тем самым закрепил деспотическую систему государственного управления на Руси, навязав ее своей родине, и тем самым затормозив ее развитие на несколько столетий вперед. Позор русского исторического сознания, русской исторической памяти в том, что Александр Невский стал непререкаемым понятием национальной гордости, стал фетишем, стал знаменем не секты или партии, а того самого народа, чью историческую судьбу он жестоко исковеркал… «Александр Невский, вне всякого сомнения, был национальным изменником», - утверждает безапелляционно он.
     Слова этого автора звучали явным диссонансом в потоке дифирамбов в адрес крупного политического деятеля средневековой Руси.
     Понимая, что без помощи маститых историков, мне не разобраться в этой научной коллизии, я бросился  искать ответ в их трудах.
   « Молодой князь был высок ростом, красив собою, а голос его, по выражению современника, « гремел перед народом как труба», - читаю я у Н.И. Костомарова. - Он женился на Прасковье, дочери полоцкого князя Брячислава из династии Рогволодовичей. Отрочество  и юность его большею частью протекали в Новгороде, где правил его отец. Несколько раз новгородцы прогоняли Ярослава за его крутой нрав и насилие и несколько раз приглашали снова» ( Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей).
В  «Курсе русской истории» В.О. Ключевского также находим дополнительные  штрихи к портрету великого князя: «Племя Всеволода Большое гнездо вообще не блистало избытком выдающихся талантов, за исключением разве одного Александра Невского».
     Считаю, что весьма уместными окажутся слова еще одного дореволюционного историка, которые  хорошо раскрывают талант Александра Невского, как государственного деятеля: «Это был самый замечательный из всех современных князей: с блестящей храбростью он умел соединить осторожность и холодную расчетливость» .
    Он же добавляет: «Александр Ярославич принадлежит к тем историческим деятелям Северной Руси, в которых наиболее отразились основные черты великорусской народности: практический ум, твердость воли и гибкость характера или умение сообразоваться обстоятельствами» (Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории).
    То, что на долю молодого князя  пришлись тяжелые испытания, отмечают многие исследователи. «ХIII в. был периодом самого ужасного потрясения для Руси, - пишет С.М. Соловьев в своем фундаментальном труде « История России с древнейших времен», -  С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народонаселения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский.
    Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории – от Мономаха до Донского. Александр с Андреем имели в Орде большой спор, кому быть во Владимире, кому – в Киеве, и хан отдал Киев Александру, а Владимир – Андрею, основываясь на завещании покойного великого князя Ярослава. Что же могло заставить Ярослава завещать старшему Александру Киев, а младшему Андрею – Владимир? Быть может, особенная любовь к Андрею, который оставался всегда при нем; быть может, также, что Ярослав, желая удержать и Южную Русь в своем роде, отдал Киев Александру, как более способному держать его?
   Но Александр был не доволен таким решением отца, ибо давно уже Владимир получил первенство над Киевом относительно старшинства, давно уже киевские князья не могли обойтись без владимирских; теперь, особенно, когда Южная Русь была опустошена, когда Киев представлял одни развалины, владение им не могло быть лестно.
   В 1252 году Александр отправился в гости к сыну Бату – хана Сартаку, с жалобой на брата, который отнял у него старшинство и не исполняет своих обязанностей относительно татар. Александр получил старшинство, и толпы татар под начальством Неврюя вторгнулись в землю суздальскую». Андрей, собрав войско, вышел против него, но был разбит и бежал в Новгород, не был там принят и удалился в Швецию, где был принят с честью. Татары взяли Переяславль, захватили здесь семейство Ярослава, брата Андрея, убили его воеводу, попленили жителей и пошли назад в Орду. Александр приехал княжить во Владимир; Андрей также возвратился на Русь и помирился с братом, который  помирил его с ханом и дал в удел Суздаль».
   «Когда все княжества русские почти исчезали под жестокими ударами татар; когда все князья их, не исключая и неустрашимого Даниила Галицкого, зятя Мстислава Храброго, клялись перед троном Батыя быть его верными подданными; когда счастье, слава и радость, казалось, совсем оставили города и селения предков наших – была еще область, где раздавались песни победы, был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре хана татарского! Эта область была Новгородская; этот князь – Александр Ярославич Невский»  -  патетически восклицает А. Ишимова ( Ишимова А. История России в рассказах для детей).
    «Александр отправился к Сартаку( сын хана Батыя), умилостивил его получил звание Великого Князя.  Владимирцы встретили его с восторгом, как защитника и покровителя» (Карамзин Н.М. История государства Российского).
   «Зависимость России от татар, главным образом, состояла в дани. Кроме дани князья обязаны были по первому требованию соединить свои дружины с войсками хана и идти на его врагов. Татары не нарушили существовавшего в России политического порядка; она по-прежнему управлялась русскими князьями. Последние, однако, утверждались в своих наследственных владениях ханскими грамотами (ярлыками), за которыми обыкновенно путешествовали в Орду, где должны были раздавать подарки ханским любимцам и женам. Греческая религия осталась неприкосновенною, и ханы даже исключили русское духовенство из поголовной дани. Татары вообще отличались веротерпимостью…».  И когда митрополит Кирилл, будучи во Владимире, узнал о смерти Александра(в Городце Волжском 14 ноября 1263 года); он так объявил об этом народу: «Дети мои милые! Знайте, что зашло солнце земли Русской, - и все люди завопили в ответ: «Уже погибаем»! (Д.Иловайский.Указ.соч.).
    « Александр увещевал народ все сносить, полагая, что бедствия могут усилиться в случае неповиновения татарам; вследствие этого    он принудил даже новгородцев платить дань Орде ( но не через баскаков, а через великого князя) (Беллярминов И. Элементарный курс всебщей и русской истории).
     «Неврюева рать» сыграла значительную роль в установлении монголо-татарского ига над Северо-Восточной Русью,  -  заключает Каргалов. - Она принесла окончательную победу князьям, которые стояли за примирение с завоевателями, за подчинение власти ордынского хана ( конечно, обеспечив при этом свои собственные интересы)» (Каргалов В. Русь и кочевники).
      Много места уделил личности Александра Невского в своей работе «От Руси к России» Л.Н. Гумилев, который писал: «Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось между Ордой,  в которой погиб его отец, и Западом, с представителями которого новгородский князь был хорошо знаком еще со времен Ледового побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины.
     В 1251г. Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана. Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра. В соборном мнении потомков выбор Александра Ярославича получил высшее одобрение. За беспримерные подвиги во имя родной земли Русская православная церковь признала князя святым.
     За налог, который Александр Невский обязался выплачивать в Сарай – столицу нового государства на Волге, - Русь получила надежную и крепкую армию, отстоявшую не только Новгород с Псковом. Ведь точно так же благодаря татарам в 70-е годы ХIII в. Сохранил независимость Смоленск, находившийся под угрозой захвата литовцами. Смоляне в 1274 г. Предложили своему князю добровольно подчиниться Орде, и, поскольку Смоленск стал находиться под защитой татар, литовцы не рискнули его штурмовать. Так союз с Ордой во второй половине ХIII в. Принес Северо-Восточной Руси вожделенный покой и твердый порядок.
     К середине 13 в. идея объединения Руси уже стала полностью иллюзорной. Русь окончательно распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую земли. Между княжествами шли жестокие войны. Рязанцы много  воевали против Владимира, Суздаля, Киева. Полоцкие князья превратили свои владения в самостоятельное княжество. Политику полного обособления проводили и черниговские князья. Киев потерял былую славу и значимость: уже не было той достаточно мощной силы, которая связала бы многочисленные княжества и подчинила их Киеву. Понятно, что в этих условиях любая попытка русских по консолидации была бы обречена на провал.
Летопись сообщает, что Андрей Ярославич с горечью говорил:  «Господи! Что есть доколе нам меж собою бранится и наводити друг на друга татар, лучти ми есть бежати в чюжую землю, неже дружитися и служити татаром». Попытка Андрея силой сбросить ордынское иго не нашла поддержки русских князей и провалилась. Андрей бежал в Швецию.
     В течение всего своего правления Александр Ярославич стремился не допускать антимонгольских выступлений, желая избежать новых нашествий. Вероятно, он считал сопротивление ордынскому владычеству бесполезным. Решительность и бескомпромиссность в борьбе с Орденом, осторожность и покорность в отношениях с Ордой – такова двойственная политика Александра Невского. И все же в исторической памяти русского народа он остался мудрым правителем и защитником подданных.
     Александр сделал судьбоносный выбор между Востоком и Западом в пользу Востока. Пойдя на союз с Ордой, он предотвратил поглощение Северной Руси католической Европой и тем самым спас русское православие – основу самобытности».
     Весьма оригинально высказался о великом князе  профессор Императорского Московского университета И.Д. Беляев, который написал научную работу « Великий князь Александр Ярославич Невский», где автор обосновывает заслуги великого князя как замечательного полководца, опытного дипломата и благочестивого христианина. Едва ли выше всех подвигов св. Александра Невского,  Беляев ставит его умение отстоять свободу для своего народа под игом татар: «не поднимая оружия», Русь получала права «державы почти самостоятельной».
     Таким образом, сообразуясь с прочитанным, я для себя сделал вывод: Александр Ярославич Невский выступил на исторической арене как государственный деятель – прагматик. Он – умный и хитрый правитель средневекового типа, ставивший интересы государства выше личных интересов и интересов отдельных слоев населения. Великого князя можно также назвать искусным полководцем, который смог объединить накопленный предыдущими поколениями военный опыт и создать русское военное искусство, прославившееся на всю Европу.


Рецензии