Голод

Я не голодал никогда. Мне не знакомо это чувство. Как, должно быть, страшно, если нечего есть. Что испытывает мать, когда дети голодны, а покормить нечем?
По меркам истории, в моей стране голодали совсем недавно. Держава была гораздо крупней, чем она сейчас. Комиссары забирали хлеб и продукты у крестьян, создавали колхозы, кормили города. Не берусь судить, насколько эта мера была необходима. Думаю, что были причины поступать именно так. Я из другого времени,  по тому и не сужу. Не имею права.
В наши дни, в эпоху пустых постаментов, часто слышу высказывание горе-аналитиков некогда братских республик, о том, что голод был искусственным. Де Россия его специально спровоцировала, чтобы извести целые народы. Придумались громкие названия - голодомор! Вот как громко! Посмотрите люди добрые, и косой взгляд в сторону Запада, как злые русские нас изводили!
Тявкают, тявкают, а мы опустили головы. Виноваты…
Возникает картинка - приезжают русские и начинают забирать хлеб у местного населения в республиках. Потом этот хлеб гноят, поскольку основная цель именно задушить  народы, а не накормить страну.
Как-то стыдливо, а точней - нарочито, замалчивается то, что комиссарики, отнимающие ту же пшеницу, были титульной нации. Не приезжие из Москвы. На Украине - украинцы, в Молдавии - молдаване и дальше по списку.
Кто слышал поговорку:  « Голодающий с Одессы»? А «Голодающий с Киева»?
Я не видел голода, но даже моё поколение хорошо помнит:   «Голодающий с Поволжья».
В тридцатые годы Поволжье вымерло. Это Россия.
Никто сильнее не страдал от голода, чем русские.
Моего деда по службе направили с берегов Волги в Казахстан. Начало тридцатых. Приехав, и более - менее обустроившись в Джаркенте, бабуля вернулась в Саратовскую область, забрала братишек и сестренок и повезла с собой. Подальше от голода. Расселялись кто где, но все в Казахстане. Бабушка делала несколько выездов за родней. Вывезла, сколько смогла. Не всех.
С последней поездки вернулась одна. В слезах. Не успела. Умерли…
Младший братик бабули был ровесник моего отца, поэтому я называл его дядя Ваня. Они поселились в Верном, (Алма-Ата). Дядя Ваня выучился на техника авиатранспорта и работал в гражданской авиации. Помню, как приезжая в Джаркент, здороваясь с бабулей, он, взрослый здоровенный  мужчина, вставал на колени и целовал ей руки. У бабушки в глазах стояли слезы.
- Ванюша, ну что ты, братик, встань,  встань сейчас же…
Как мне, маленькому мальчику, было странно это видеть…
Много позже, отец рассказал, отчего дядя Ваня именно так здоровался со своей сестрой. Он знал голод, он помнил голод, и до конца жизни был благодарен тому, кто избавил родню от него.
Стыдно писать о голодном времени озлобленно, тявкая, пытаясь словами как-то больней укусить. Хочу предупредить писак, пытающихся напялить на свои головы венцы мучеников, страдавших от «варварской России» - неблагодарное это дело - предавать память. Общую память, общее горе и общую боль.


Рецензии