Царская казнь Древней Руси

Очень интересный момент нашел я в былинах… Помните, Волх Всеславьевич удивлялся перед тем, как убить царственного противника – «А и вас-то царей не бьют, не казнят» (Сборник Кирши Данилова). Для Волхва этот момент «международного права» удивителен и нелеп, что он и доказал своим поступком.

А вот в тех же былинах мы находим описание «Царской казни».

«Ах же ты, батюшко прекрасный король Василий Окульевич!
Ты казни-тко меня не по-каличьему,
Ты казни-тко меня по-царскому:
Как у нас на святой Руси
Царей казнят да вешают<…>
А прикажи-ка ты в чистом поле
Вкопать два стодбика дубовые,
Класть грядочку кленовую,
Ко грядочке привязать три петелки шелковые,
Первую петелку красную шелковую –
Класть буйна головушка;
Другую петелку шелка да белого –
Класть белые рученьки.;
Третью петелку шелку да черного –
Класть резвые ноженьки»
(Рыбников)

Подробности интересные. Во-первых сам вид казни: умирает человек не сразу, петля не ломает шеи, как при обычном певешении. А во-вторых – разный цвет каждой петли для каждой части тела. Здорово смахивает на ритуал, а вернее – ритуальную казнь.

Те же три петли, но с меньшими подробностями присутствуют в той же былине, записанной у Портнягина А.А. (1867 г.р. д. Сигово, записано в 1947 г).

А еще – петель может быть две:

«Ай же ты прекрасный царь Василь Окульевич!
Уж не бей ты меня по-холопьему,
А уж бей ты меня да по-царскому:
Прикажи казнить во чистом поли,
Прикажи поставить столбички точеные,
210 Прикажи класть грядочку орлёную,
И поставить лестницы клейменые,
И повесить две петельки шелко;вые,
Чтобы знали, что царь царя казнил во чистом поли».

(Соколов — Чичеров. № 138. Зап. от А. Б. Сурикова, дер. Конда (Кижи).

И вы знаете, ребята, что-то эти три (или, прошу запомнить – две) разноцветные петли при «царской казни», принятой, если судить по былинам, только на Руси, кое что мне напомнило:

«Я думаю, говорил он, что ты, Святослав, еще не забыл поражения отца своего Игоря, который, презревши клятву, с великим ополчением, на десяти тысячах судов, подступил к царствующему гряду Византии и едва только успел с десятью ладьями убежать в Воспор Киммерийский с известием о собственном бедствии 6. Я не упоминаю о его несчастной смерти, когда, плененный на войне с Германцами, он ПРИВЯЗАН БЫЛ К ДВУМ ДЕРЕВЬЯМ И РАЗОРВАН НА ДВЕ ЧАСТИ.»
(«История» Лев Диакон, книга 6)

Я не могу судить, какой вид казни был принят для владык на Руси, а какой является более поздним переосмыслением первого – расчленение через пружинящие свойства древесных стволов или повешение в двух-трех петлях.

Не хватает сведений и для того, чтобы точно указать: этот вид казни был исконно русским, или же был заимствован у других народов.

Можно утверждать лишь следующее:

1) «Царская казнь» была русским обычаем с языческих времен и носила характер ритуала.

2) Можно считать подтвержденными предания, собранные еще в 1890-х годах историком и фольклористом Н. И. Коробкой в Овручском уезде, где в древности жили древляне. В них говорится о том, что Игоря убила сама княгиня Ольга. И я склонен соглашаться: аристократическими видами казни обычно баловались сами аристократы, средневековая чернь же просто убивала представителей высших сословий, редко заморачиваясь на «ритуалы».

А вообще, ребята, если у вас есть сведенья об аналогичных видах казни (либо по сословному признаку, либо по техническим деталям) – прошу мне отписать. Будет интересно сравнить и, если что, дополнить.
(С) Скрытимир


Рецензии