Арт - остров

/Репортаж из парковой зоны/

---

Зачем люди в зной спешат к воде, туда, где пляж и простор?
Нет, не всегда купаться и загорать. И не всегда на других посмотреть и себя показать.

Мы шли привлеченные рекламой – На Комсомольском озере в Минске открылась выставка "Арт-остров".

АРТ-ОСТРОВ. Звучит!
Осторожно пробираемся через застывшие на подстилках разногабаритные тела, упорно добывающие нужный колер.
Скучное зрелище, скучающие лица.

А вот и наш причал - «Остров Комсомольцев».
Именно здесь и разместились в естественной среде парка десять многометровых пространственных объектов известных белорусских художников.

Расширяются границы восприятия, такая экспансия искусства в реальную жизнь.
От первой информационной таблички улавливаем замысел и ироничность организаторов выставки.

«Парк скульптур соцреализма, которые устанавливались на территории Беларуси.
1950-1970 ».

Люди удивлённо смотрят друг на друга и по сторонам.

- Это что, где это? – «Девушка с веслом?»
- Нет, это ирония. Вам предлагается другое время, другой стиль, - молодой человек добродушно окинул нас взглядом, - здесь главенствует трэш-стиль, но, как и у известных авторов парковых скульптур, стремление одно…. искусство в массы. Вам предлагают посмотреть на новые изваяния с улыбкой. Чуточку таинства, чуточку философии.
- Вы искусствовед? - с вызовом обращается к нему девушка с камерой. Трэш – это по-английски мусор. А мы шли не арт-выставку.
- Что-то вроде искусства-веда, - уже смеётся молодой человек. - Просто, для ясности: трэш-арт это вид искусства, современного, где в качестве материала задействован старый хлам, но уверяю вас - новые мысли. Не спешите с выводами. Всё, что увидите, не является плохим или хорошим, это определённая эстетическая категория. Нынче это именуется альтернативным искусством, некий протест устоявшимся шаблонам и застывшему мышлению. Главное, - его прервал мобильник, на ходу он добродушно бросает, - мы не испортили парковую зону. - Махнул рукой и исчез.

Лёгкое огорчение. Определённо это один из авторов, интересная завязывалась беседа.
Но и пару его слов оказалось достаточно, чтобы все оживились и с улыбкой пошли знакомиться с альтернативами девушкам с веслом…

Спустились к воде.
Вот и первая встреча (фото 1).
«Рыбный день»*
Очень уютно совсем близко к воде разместилась инсталляция: кот-отец и кот-сын ловят рыбу.
Не захотелось даже читать табличку. Смотришь и улавливаешь добродушную улыбку автора. Такой минимализм в деталях и максимум юмора, доброго посыла.

А вот здесь задержались.
«Вавилонская башня»** (фото 2).
В центре лужайки «башня» из собранных старых улей. Потрескались домики. Нет пчёл….. и даже следов их давнего присутствия.

Первая реакция.

- Вот она современная Вавилонская башня. П у с т а я. Когда-то смешали за дерзость людскую их языки, рассеяли чужаков по всей земле…вот и перестали люди понимать друг друга. И стоит нынешняя пустая и молчаливая. Люди, ау!!

Видимо громко всё выдала. К нам присоединяются двое пожилых, интеллигентного вида мужчин.

- А у меня другая ассоциация, - заметив нашу готовность слушать, один из них и  продолжил. – Это скорее уже «врата ада». Центры космических взрывов, в которых и погибло всё живое.

Приняли.

- А у меня другая версия, - подключается его спутник. – Вавилонская башня, известно, была разрушена. Она вошла в историю, как символ гордыни. Само строительство-то этого предполагаемого людского столпотворения принималось, как вестник разрушения и хаоса.
- Интересная мысль, - обращается ко всем нам строгая дама, - кто-нибудь из вас видел, как выглядит здание Европарламента?
- Да, - отвечаем дружно.
- Оно вам не напоминает по своей форме недостроенную когда-то башню? И??

Аналогия вызвала и удивление, и восхищение.

- Вот-вот, новые строители, а те же стремления. Смешать, лишить людей самобытности и править. Новые «врата ада». Молодцы авторы этой композиции. Напоминают, чем заканчиваются попытки править миром.

Обошли все объекты.
Повсюду такая непосредственная реакция взрослых и детей.

Детвора шумно атакует огромную прищепку и
«Сырный стул»*** (фото 4).
А для взрослых опять повод поговорить.

Для нас эта инсталляция была интересна и приятна тем, как она хорошо вписалась в парковое пространство. И этот восторг детей.

С улыбкой к нам подходят уже знакомые интеллектуалы.

- Хорошую эрудицию демонстрирует автор. Вам о чём-нибудь говорит имя Йозеф Бойс?
Смущённо улыбаемся.
- Это немецкий художник, один их ведущих теоретиков постмодернизма. Он когда-то взорвал общественное спокойствие, выставив свой «Стул с салом». Здесь хорошая ассоциация… желтый цвет…доступность… Хорошо, что нам дана возможность широкой интерпретации. Детям приятно на него взбираться, а нам в радость поиграться смыслами и символами.

Мало того, что прогулка приятная, радость глазу,  и такие встречи с эрудитами.
Расширяли своё культурное пространство.
Ещё пару часов «поиграли» с символами.
И уже вольно и раскрепощено интерпретировали увиденное.

«Нелётная погода»**** (фото 5)
Фотография не показывает главного – настроения.
Скульптура из листовых металлических щитов.
Замерло крыло…, расстегнуты ремни…, снят лётный шлем…
Вынужденная задержка вылета. Кто не знаком с этим настроением??

У одной из скульптур зрители бурно отыскивают смысл.
«Симфония № 1» ***** (фото 6)

- Это уже чистая чушь.
- Набор металла. Лучше бы сдать в утильсырьё все эти трубы.
- Спокойно, крикуны. Включите мозги. Симфония №1. Первая, понимаете? Вглядитесь, это же старинная валторна. Предок современных духовных инструментов. Отсюда и номер один.

Потихоньку толпа рассеялась.
Наша очередь загадок-разгадок.
Почему-то внутренне сразу согласились с последним высказыванием.
Это не набор металла. Продуманная композиция. Точное название.

Не хотелось спорить с самим собой и с другими, кто не принимает эти эксперименты.
Традиционное предпочтение классическому искусству имеет место быть.
Однако арт-остров открыл шлюзы для позитивного восприятия представленных работ.
Организаторы, действительно, подарили зрителю «фейерверк раскрепощенных идей и форм».
И ещё очень важное ощущение – радость сопричастности к творчеству. Здесь все посетители чувствовали себя дома, на природе и действующими лицами.
Созерцателями, мыслителями, оппонентами.
Акватория озера стала тем зеркалом, где полноценно отражалась современность и ритм жизни.
Каждый получал повод к размышлению.
А кому хватало смелости и заглянуть в «кладовую» своей души.
Обновить её обязанность   т р у д и т ь с я …
---
Авторы:
* - Гомза Татьяна.
** - Войницкий Павел.
*** - Барсуков Денис.
**** - Костюченко Константин.
***** - Малахов Валерий.
Коллаж автора.


Рецензии
Душа обязана трудиться,да и самому человеку без дела трудно усидеть, коль руки растут из правильного места)
Спасибо, Дина! Очень увлекательно!

Ольга Боровикова 2   01.03.2019 13:10     Заявить о нарушении
Приятно.
Спасибо)).

Дина Иванова 2   01.03.2019 14:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.