Любовь двумужняя

"Моя любовь пошла на убыль", -  поет один известный российский певец. И каждый понимает или толкует значение этих строк по-своему в зависимости от количества прожитых лет.

       Молодые выражают этот смысл ёмким глаголом "разлюбить". Люди в возрасте определяют данную ситуацию словами "что-то мне не можется" и бегут за советом к врачам-сексопатологам. Пожилые (те, которые уже успели пожить) воспринимают слова песни хладнокровно, и утверждают, что любить вечно, да ещё одного и того же человека, это из области фантастики.

Надо сказать, что старшее поколение пело песни, в текстах которых содержались смыслы, куда более хлёсткие, чем в современной песенной поэтике. Вспомним, хотя бы любимую народом песню про "Рябину кудрявую". Там одна девушка мечется между двумя заводскими пареньками - "слева кудри токаря, справа - кузнеца". Выражаясь точнее, оба парня кудрявые, как и сама рябина, под которой они сидят. Парни приходят к рябине намного раньше, чем девушка, садятся рядышком и чего-то ждут. Потом прибегает она. Все трое наблюдают за мельканием "огоньков", проходящего мимо поезда, как будь то только за этим туда и пришли. Понятно, что действие разворачивается в сумеречное время - в световое время люди раньше работали. В темноте многое не увидишь, но кое-что нащупать можно. Заводская девица, внимательно изучает молчаливо сидящих парней и никак не может окончательно определиться, "кто из них желаннее, руку жать кому", поскольку по её предварительным наблюдениям в условиях горячего цеха "оба парня смелые, оба хороши".

Раскудри твою кудри! По ходу перепева создается впечатление, что барышня хочет выйти замуж сразу за обоих парней. Не признаваясь в этом другим, но только не самой себе, она кокетливо просит у кудрявой рябины совета: "Милая рябинушка, сердцу подскажи". Дерево, как и следовало ожидать, молчит. Потом она обращается с одноименной просьбой к летним звездам. Те тоже ничего не говорят. Что творится в неугомонной душе заводчанки? Возможно, про себя она тайно кост;т советские законы, которые не разрешают ни многоженство, ни столь вожделенное для неё многомужие (в данном конкретном случае мы наблюдаем выражение более скромного желания - двумужия). Что уж тут о законах-то говорить, если в русском языке для этого дела и слова-то подходящего не нашлось! Так вот, сидит она под кудрявой рябиной между двумя кудряшами и предается грезам.

Как славно было бы жить втроём! И представляет себе, как все это должно выглядеть! В чужие мозги не залезешь, попытаемся воссоздать мечты молодой девушки по сути, не вдаваясь в подробности.

Итак, пока кудрявый токарь на работе, двулюбая жена помогает кудрявому кузнецу ковать свое семейное счастье. К тому же советская трудовая эпоха всячески способствовала развитию такого рода связей.  Социалистический трудовой кодекс просто подталкивал трудящихся женщин к двойному замужеству - все заводы, как известно, работали  в две смены, а кое-где и иногда - в три.

Как только обласканный кузнец отправляется на работу во вторую смену, после первой смены домой возвращается  голодный токарь. Усталый, но счастливый, он обнимает любящую жену, похлопывает её по крутым бедрам. Супруги отправляются на кухню, доедают ещё не остывший суп и идут в комнату отдыхать телом и душой. Они сразу же переходят к любовным утехам, потом токарь рассказывает, сколько деталей он обточил за смену, и, каким образом ему удалось перевыполнить производственный план в целом. Затем он сладко засыпает, а она нежно поглаживает его по голове и замечает про себя, что кудри токаря чуть мельче, чем завитушки у кузнеца.

Главная задача двумужней жены заключается в том, чтобы развести своих мужей и не сталкивать их лбами во время пересменки. Не приведи Господь, если одножёнцы однажды сцепятся друг с другом и начнут делить неделимое.

Конечно, самый трудный день недели - это воскресенье. Хорошо, что в советское время - это был единственный законный выходной день. В первую половину воскресенья можно было сходить в кинотеатр на какой-нибудь индийский фильм, если, конечно, повезет и найдутся лишние билетики. После киносеанса для мужей нужно организовать домашний отдых. Как положено - выставить бутылочку водки, соответствующую закуску, например, кабачковую икру. Затем, когда мужики разгорячаться в спорах о политике, нужно не шумно удалиться из дома, предупредив, что необходимо навестить больных родителей. Вернуться нужно поздно вечером, когда мужики улягутся спать. Тот, который работает в первую смену, это токарь, должен по логике спать на диване. А кузнецу, работающему во вторую смену, необходимо занять место в семейном ложе, поскольку ему не нужно вставать рано утром. Сама хозяйка первую половину ночи должна провести с кузнецом, а ближе к утру успеть перебежать к токарю-первосменщику на диван, чтобы вместе с ним пробудится к завтраку и проводить его на работу.

Производственный второсменщик превращается утром, после туалетно-курительных и ванно-моечных процедур, в семейного первосменщика. И, наоборот, производственный первосменщик, придя с работы, становится семейным второсменщиком после прохождения тех же процедур. Неутомимая жена кормит, поит своих мужей и ублажает их по одиночке, как может.

Грезы не могут быть устойчиво безоблачными. Известно, что неприятности подкрадываются к семейному счастью незаметно. Однажды общая жена замечает, что кузнец начинает постепенно сдавать. Работа во вторую смену подрывает его здоровье. Намахавшись молотом на производстве в ночь, днём он становится никаким. В семейную смену ему уже ничем махать не хочется, чаще тянет ко сну, но в дневное время заснуть не всегда удается.

Кузнец переводится в первую смену. Токарь отказывается точить детали во вторую смену. Как вести себя в такой ситуации? В первую неделю после наступления односменки двумужняя женщина почивает одна на семейной кровати, отослав супругов спать на широком раскладном диване. Во вторую неделю мужики поочередно крадут семейное счастье тайком по ночам. Но интимную тайну сохранить не удается и однажды они начинают молотить друг друга кулаками.

Что делать? Как жить дальше? Двоемужница устраивается работать в третью смену и встречается со своими супругами только в пересменки, ранним утром - чтобы покормить их и отправить на работу или вечером, чтобы вместе поужинать и расстаться в силу производственной необходимости (Третья смена начиналась в 12 часов ночи!).

Постепенно семейная кровать утрачивает любовное тепло. Мужики становятся всё злее и злее. Супружница начинает понимать, что у такой семейной истории может быть только три продолжения.

Первое продолжение вполне согласуется с идеологией великой страны, строящей светлое будущее всего человечества - это семейный коммунизм, где каждому воздается по потребностям, но с каждого спрашивается по способностям. Конечно, можно уговорить мужей жить по-коммунистически. Однако бедной женщине в таком случае следует задуматься над тем, выдержит ли она двойной натиск и как избежит двусторонней востребованности.

Второе продолжение семейной истории - это жизнь втроем по плану, по единому распорядку дня, без всяких обид и недомолвок, как в мужском гареме. Но это очень трудно осуществить на маленькой жилой площади, которая приспособлена в лучшем случае для кухонных планёрок, но не для полнокровной плановой жизни. Хрущевские квартиры, как известно, не способствовали развитию чувства коллективизма даже в моногамной семье.

Третье возможное продолжение данной семейной истории - это выход из неё, т.е. прощание с двоемужием. Любой развод по-советски означал тогда - мужик должен уйти с жилплощади. Предположим, что мужчины покидают любящую женщину, а она уже не сопротивляется, так как взвесила все за и против  такой не простой и по началу замечательной жизни. Она принимает решение самостоятельно и уже не обращается к милой рябинушке за подсказкой. Да и в первый раз она спрашивала рябинушку так, больше для прилику, хотя  тайно вынашивала планы выйти замуж одновременно за двоих кудряшей.

Как жаль, что мечты простой заводской девушки не сбываются, так как многомужие в нашей стране не нравится никому. А, вот, о многоженстве, положа руку на одно место, тайно мечтают многие мужики. Мечтать, как говорят, невредно. А предаваться фантазии - иногда даже полезно! Вот еще одно продолжение этой необычной истории.

- Прошло много лет. Как-то проезжая на автобусе мимо автозаводской улицы, Любовь Васильевна увидела своих бывших мужей и очень даже удивилась. Кудряши шли под руку, увешанные хозяйственными сумками, и о чем-то мило беседовали. Не распался кузнечно-токарный союз!

Только на фоне такой отнюдь не фантастической концовки можно понять скрытый смысл следующих строк любимой народной песни:
"Ой, рябина кудрявая - белые цветы.
Ой, рябина-рябинушка, что взгрустнула ты?"


Рецензии