Экскурсия в город будущего

Добрый день, уважаемые посетители нашего архитектурного музея! Я ваш экскурсовод и я расскажу вам, как строятся современные города.
Начнём с того, что дом нельзя просто построить где попало. Он должен вписываться в городскую инфраструктуру. А это значит, что в шаговой доступности не далее двух километров  должны быть все семь типов базовых объектов. Напомню типы базовых объектов. Первый — это медицина. То есть поликлиника и аптека. Второй — образование, то есть школа и детский сад. Третий — зона отдыха, то есть кафе, ресторан, театр, кинозал и парковая зона. Грубо говоря, куда можно пойти на свидание с девушкой. Четвёртый — игры и спорт. Детская площадка, спортивный городок, стадион. Пятый — транспорт. Должна быть как минимум одна станция метро или монорельса. Не говоря уже об автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутах. Ну и конечно, у дома должно быть предусмотрены места для парковок из расчёта два места на одну квартиру. Шестой — торговля, питание, связь. Кушать хочется всем, поэтому у дома должны быть как минимум продуктовые магазины. Разумеется, подключенные к линиям автоматической доставки. И, разумеется, почта. И седьмой тип — объекты культурного и туристического назначения. Сюда входят религиозные сооружения, то есть храмы. Входят музеи, памятники культуры и другие объекты, имеющие историческую и культурную ценность. Отсутствие любого типа объектов рядом с домом автоматически снижает цену на квартиры в нём.
После того, как место для строительство дома выбрано, исследуется почва. Можно ли на этом месте строить дом? Какой высоты? На какую нагрузку рассчитывать? И только выяснив ответы на все вопросы приступают к закладке фундамента.
Фундамент кладут не так, как клали 50 лет назад. Фундамент всегда выше нулевого уровня. Нулевым уровнем называют точку водосброса или ливневую канализацию. Напомню, что четыре тысячелетия тому назад в античном городе Аркаим она уже существовала, но всего каких-то пятьдесят лет назад про неё забыли. Тогда среди молодёжи было модно говорить о свободе и демократии, считать это развитием научно-технического прогресса. Но на практике уровень образования резко упал. Дома новоявленные архитекторы строили как попало, без учёта социальной инфраструктуры и транспортных развязок. В мегаполисах это приводило к транспортным коллапсам, которые в просторечии назывались пробками. Всё решали деньги.
На первом уровне расположены общие коммуникации — электричество, водоснабжение, газ, канализация, линии связи и линии доставки. О последних я расскажу чуть подробнее.
Идея автоматических линий доставки витала в воздухе. По сути это железнодорожная сеть в миниатюре, у которой вместо вагонов типовые транспортные контейнеры. так похожие на корзинки из супермаркетов. При доставке в дом контейнер снимается с платформы и ставится в лифт доставки. Заказ можно оформить через общегородскую сеть в любом магазине города. Представляете, уважаемые посетители нашего музея — каких-то пятьдесят лет назад интернет в квартиру надо было проводить отдельно, несмотря на то, что паровое отопление, водоснабжение, канализация и электроснабжение уже были централизованными.
Первый уровень раньше было принято называть подвалом. Раньше жильцы устраивали в них кладовки. Теперь кладовки устраивают на втором уровне, он же считается нулевым этажом. Раньше нулевой этаж назывался первым и на нём жили люди. Представляете? Любой прохожий с улицы мог посмотреть в окна. А гаражи и стоянки тогда строились отдельно. Сейчас нулевой этаж отводится под парковки и зоны стоянки автотранспорта. А второй уровень по сути является поверхностью земли и отдан для автомобильных перемещений.
Если вы думаете, что на третьем уровне живут люди, то вы снова ошиблись. Над парковками место для технического этажа. Там располагаются машины для обслуживания дома. Да, и электроподстанции тоже. Выяснилось, что тонкую электронику систем «Умный дом» проще и дешевле располагать в отапливаемых помещениях — это дешевле в обслуживании, да и выходит из строя она гораздо реже. Раньше трубы водяного или парового отопления тянулись к домам клиентов от центральных котельных по улицам в толстой теплоизоляции, которая всё равно долго не выдерживала. Фактически больше половины тепла просто уходило в атмосферу. Но теперь использование автономных газовых котлов уменьшает потери теплопередачи. Несмотря на то, что третий уровень считается нежилым, в нём обычно есть хостел или мини-гостиница для технических работников. Каждый дом обслуживает бригада, в которую входят консьерж, электрик и сантехник.
Четвёртый уровень и выше — жилые этажи. Так же обычно на четвёртом или пятом уровне находится крытая эстакада. Уважаемые посетители, сейчас вы часто ей пользуетесь, но при этом даже не задумываетесь о том, что каких-то 50 лет назад мало в каких домах были надземные переходы между зданиями. И если сейчас можно пересечь весь город, не выходя из дома наружу, то раньше приходилось выходить даже для того, чтобы перейти в соседний подъезд. Поскольку эстакада является крытой воздушной пешеходной улицей, то в домах обычно на этом уровне организуют магазины и кафе. Так приятно гулять, зная что здесь тебя не сшибёт машина. Да, господа, раньше пешеходные улицы тоже существовали, но не были крытыми. Ничто не защищало гуляющих от дождя или снега. Первые крытые пешеходные улицы появились в Японии, но и там они никогда не проходили сквозь жилые дома. Дома обычно строились вдоль улиц.
В современных городах идея безопасности пешеходов наконец-то доведена до ума. Автомобильные трассы и пешеходные тротуары наконец-то разнесены на разные уровни. Кстати, сейчас автомобильные трассы тоже стали делать крытыми. Простой расчёт показывает, что пластиковая крыша над трассой прослужит как минимум двадцать лет. Это разом отбивает все затраты на расчистку трассы от снега. Снег падает на заранее подготовленные площадки и медленно тает, стекая по заранее проложенным желобам в систему ливневой канализации.
Кроме того, на крытой трассе обычно работает служба навигации. Сейчас любой автомобиль может ездить автоматически. Всё, что ему для этого нужно — система навигации, которая считывает с трассы расположение датчиков ориентировки и сообщает свои координаты и скорость центральной службе навигации.
К сожалению, пока ещё не все трассы оборудованы датчиками и подключены к службам навигации. Между городами автомобилю нужен водитель. Но в городской черте службу такси уже успешно заменили автоматы.
Но вернёмся к жилью, господа! Смотрите, это стандартная типовая квартира. Да, теперь она выглядит как офис и сильно отличается от старых квартир. Блоки розеток в количестве четырёх-пяти штук в каждом углу комнаты на высоте двадцати сантиметров от пола. Кроме ванной, разумеется — там используется защищённая розетка, которая установлена на уровне головы человека. Потому что всё, что включается в ванной — это обычно стиральная машина, фен и электробритва. Ванная комната достаточно велика для размещения джакузи. Это следствие прогресса. Раньше в домах вообще нельзя было мыться и люди ходили в баню. Потом появился душ и ножная ванна. Потом появились ущербные ванны длиной полтора метра, в которых даже нельзя было нормально лечь. Сейчас эта ошибка исправлена, комфорт жильцов превыше всего. Выпускаются даже прозрачные ванны из небьющегося стекла. Разумеется, это место предусмотрено для стиральной машины. Марку и модель которой каждый жилец выбирает сам и приобретает отдельно.
Это туалеты. В квартире их два и они тоже сделаны большими. Унитазы с подогревом тоже впервые появились в Японии, сейчас выпускаются и у нас. Для аскетов возможна замена на более простую модель.
Это балкон. Теперь он не выглядит как балкон, он органично вписан в стандартную коробку дома. Фактически это комната с бортиком вместо наружной стены. А сама наружная стена отнесена вглубь. Это позволило увеличить размер балкона и при этом сделать его более безопасным. Раньше квартиры пытались сделать дешёвыми — модной считалась «студия», дешёвой - однокомнатная конура на двенадцать квадратных метров. Сейчас по всем нормам типовая квартира просто не может быть меньше чем на девяносто квадратных метров.
Новое помещение — серверная, она же электрощитовая. Раньше электрический щит вместе со счётчиками ставили прямо на лестничной клетке. Вандалы часто резали провода. А кроме того все пакетные автоматы и предохранители располагались снаружи квартиры, что противоречило нормам безопасности и закону о защите персональных данных. Сейчас энергопотребление каждой квартиры можно посмотреть только изнутри или на техническом этаже на пульте дежурного электрика. В каждой квартире рядом со счётчиком располагается общий матричный принтер с ленточным источником для печати счетов. Раньше, когда этого не было, счета и извещения кидали в почтовые ящики. Сейчас почтовые ящики у консьержа на техническом этаже — дань традиции. Кроме счетов и извещений в них кидали газеты, журналы. Поскольку никакой защиты не было, активизировались спамеры. Они кидали в эти ящики рекламные листовки. Сейчас доступ к этим ящикам имеют только сотрудники почтовой службы и только в присутствии консьержа. Любая жалоба жильца на рекламу будет незамедлительно рассмотрена. Консьержу при этом грозит лишение премии, а почтальону — увольнение. Если же консьерж сам допустил постороннего, то увольнение грозит и ему.
С постройкой линий автоматической доставки смысл в почтовых ящиках отпал.
Но вернёмся к нашей электрощитовой. Обратите внимание, что раньше чтобы положить проводку, стены штробили. То есть после установки стен делали в них специальные канавки или штробы. Сейчас стены делают из готовых блоков, в которых уже проложены трубки. В эти трубки протаскивают проводку. Есть и другая методика — ставится опалубка, приваривается арматура и стены попросту заливаются бетоном со всеми каналами внутри. Остаётся снять опалубку и установить розетки. Под каналы одно время использовались пластиковые канализационные трубы малого диаметра. Обычно сорок миллиметров. Это позволяет в случае ремонта или выявления неисправности легко поменять проводку.
Чуть выше силовой проводки проложены линии локальной сети. Раньше компьютер был даже не в каждой квартире. Сейчас нормально иметь в квартире несколько компьютеров и телевизор с домашним кинотеатром. И если раньше провода были везде разбросаны, ради чего эстеты жертвовали скоростью передачи, но переходили на беспроводные технологии, то сейчас, как видите, всё сделано аккуратно.
Ещё выше идёт сигнальная проводка. Теперь все выключатели в квартире сенсорные.  Включением и выключением света управляет реле в электрощитовой.
Господа, это кухня. Жильцы по прежнему сами выбирают и устанавливают мойку, газовую плиту, холодильник и прочие кухонные принадлежности. Раньше кухни были тесными. Сейчас по нормам их запрещено делать меньше восемнадцати квадратных метров. Раньше в некоторых домах даже жилые комнаты были меньше. Связано это прежде всего с расчётом на многодетные семьи. Обедать принято на кухне, а семья из шести-восьми человек на старых кухнях умещается с трудом.
Это спальная комната. Её оформление — дело вкуса жильцов, но сейчас в моде зеркальные потолки и розовые балдахины над кроватью. Обратите внимание на расположение кровати. Спинка кровати у стены, а дверь в коридор напротив неё точно посередине. Раньше кровать ставили в угол, так что тому из супругов, кто спал у стенки, приходилось перелезать через другого. Сейчас зонирование подразумевает равноправие супругов — у каждого на тумбочке свой будильник. Считается, что это поддерживает в семье хорошие отношения.
Обратите внимание, что выход из спальни в ванную и туалет зонирован углом коридора от детской. Ночью родители могут пройти туда и обратно голышом, не опасаясь, что ребёнок внезапно откроет дверь и натолкнётся на них.
Обратите внимание на освещение. Не всегда и не везде требуются мощные лампы на потолке. Сейчас, при наличии подвесных потолков светильники можно располагать какие угодно, как угодно и где угодно. Как видите, в спальной комнате жильцы решили сэкономить на электричестве и установили светодиодное освещение. Сенсор позволяет регулировать яркость. При необходимости полного освещения автоматически включится верхний свет. На минимуме светодиоды дают мягкий интимный полумрак.
В детской комнате тоже можно использовать свои идеи. Обратите внимание, что сейчас не модно оклеивать стены обоями. Дети любят рисовать на стенах, но это не беда — всегда можно придумать новый трафарет и закрасить стены по новому. Или использовать съёмные настенные панели из пластика. Я встречал детскую комнату, выкрашенную в чёрный цвет с белыми кружочками. Это было как минимум необычно.
Но довольно о жилье. Перейдём теперь в квартиру напротив. Как видите, планировка такая же, но теперь это типовой офис. Кухня и туалеты такие же, в ванной зонирование и несколько душевых кабинок, что позволяет сотрудникам помыться после работы. Учитывая, что коридоры общие, идея ясна — человек может жить и работать в одном здании. Обычно так оно и происходит. Иногда люди даже договариваются об обмене квартир, лишь бы быть поближе к работе. Это уменьшает пассажиропоток и позволяет людям больше времени проводить дома.
Раньше об этом никто не задумывался. Люди ехали с работы и на работу в одно и то же время. Предпочитали личные автомобили общественному транспорту. Как минимум это периодически приводило к транспортным коллапсам. Люди вместо того, чтобы жить полной жизнью, тратили слишком много времени на то, чтобы стоять в пробках. Злились, ругались. Считали, что для них кто-то должен строить парковки и широкие дороги. Минимизировать количество своих перемещений они при этом не догадывались. Ведь на самом деле хорошо, когда утром ехать никуда не надо, вышел из квартиры и вошёл в офис в своём же доме.
К сожалению, существует ещё промышленная зона города. К ней ведёт дорога, по которой следование личных автомобилей запрещено. Только общественный и служебный транспорт — обычно автобусы, в некоторых случаях троллейбусы. Для руководства и командированных выделяется служебный автомобиль. Пассажиропоток рассчитывается исходя из количества персонала промзоны. Списки выдают директора предприятий. По расчётам найм транспорта для предприятий выгоднее, чем содержание своего.
Независимо от того, сколько в доме этажей, предпоследний этаж обычно тоже технический. Там стоят лифтовые. Есть там и жильё, но оно считается менее престижным. Обычно там размещается хостел, в который можно попасть только через внешний лифт. Внешний лифт останавливается только на посадочной площадке у эстакады и на техническом этаже без промежуточных остановок.
Последний этаж обычно отведён под оранжерею, в одном из концов которой располагается какое-нибудь кафе. Крышу дома принято делать прозрачной и достаточно острой для скатывания снега. Парниковый эффект позволяет выращивать в оранжерее растения даже зимой. Здесь часто встречаются прогуливающиеся парочки.
Это то, что я хотел рассказать о городе и о его строениях. Правила проживания в городе просты: живи сам и давай жить другим. Шуметь запрещается. Заводить домашних животных без их регистрации запрещается. При регистрации домашнее животное получает чип-метку, по которой всегда можно узнать адрес проживания животного, в случае если оно потеряется. Бездомных животных ловят и уничтожают. Раньше это было не так. В городах было модно встраивать в автомобили мощные музыкальные устройства и проигрывать их по ночам — обычно до тех пор, пока с крыши дома в капот машины не прилетал ломик. А ещё в городах было много бродячих собак, которые собирались в стаи и убивали котов и зазевавшихся путников. Обычно их жертвами становились женщины и дети. Увы, осознание того, что город прежде всего создан для людей, доходило обычно не до всех.
Сейчас новые города более комфортабельны,  более удобны и более безопасны для жителей. Спасибо за посещение нашего архитектурного музея, всего вам доброго!


Рецензии