Великий Учитель Страдания

Почему цивилизация оказалась в тупике? Почему человек, полагавший себя еще совсем недавно венцом природы и солью земли, вдруг стал не нужным? На этот вопрос можно  дать конкретный и прагматичный ответ: наука шагнула далеко вперед и тотальная роботизация сделала присутствие человека в производстве необязательным. Его выгнали из цехов, но земли у него не оказалось – она вся была распродана.  Так человечество «зависло» между небом и землей – несчастное, никому не нужное, обкраденное  и обездоленное.


- Мне кажется, - говорит некий мистер Дэвидсон, сидящий в роскошном кресле в своём высокотехнологичном кабинете, - ИХ слишком много. Частные стычки националистов и локальные войны уже не решают проблемы перенаселения Земли. Да, они успешно уничтожают друг друга, но затем размножаются с потрясающей скоростью, словно клопы.  Передайте генетикам, чтобы они получше поработали над коррекцией убытия народонаселения.  Пусть делают всё возможное для того, чтобы ввести толпу в приемлемые количественные рамки. Мы не обязаны кормить, содержать и развлекать этот сброд.

Такая «политика», с точки зрения мифического мистера Дэвидсона, выглядит вполне разумной и прагматичной. С точки зрения уничтожаемого народа она видится полным безумием, с каждым днем становящимся все более зримым и материальным.

Никто не хочет «кормить» народ просто так и никто и не нуждается больше в нем.  Рабочий класс превратился в прекариат – некий бесполезный «нарост» на теле общества, который необходимо содрать – избавиться от него любой ценой.  Всё это – результат переразвития капиталистической системы, вступившей в своё предельное состояние – безумие.

В китайской «Классической книге перемен» («Ицзин») такая ситуация названа «Да-го» - «Переразвитие великого». Она выражена в образе стропил, прогнивших на обоих концах. Эта позиция, являющаяся неустойчивой, пронизана чувствами опасности, отчаяния и ужаса. Строить своё благополучие на зыбких основаниях в подобных условиях бесполезно. Из этой ситуации надо просто попытаться выйти. Этот выход рисуется в «Ицзине» в образе старика, взявшего в жены молодую девушку. Эта девушка символизирует ростки нового, пробивающиеся в старом обществе.  Так бывает всегда и потому необходимо искать это новое.

Но сегодня этого не происходит и косный человеческий ум даже не пытается найти выход из трагической ситуации. Он не принимает нового и калечит это новое, предпочитая двигаться путем окончательного вырождения к будущему рботов-мертвецов.

Образ неравного брака указывает на то, что старик, взявший в жены молодую девушку, не позволит ей развиваться – он просто сломает ее и превратит в калеку.  Иносказательно это можно трактовать следующим образом: если общество продолжит своё пассивное движение, то произойдет капсулирование, когда «молодая девушка», замкнувшись в сожительстве со своим престарелым мужем, сама превратится в безобразную старуху.

В этом случае, ситуация усугубится. И, если человечество не сможет найти выход из сложившейся ситуации, то за него это сделает жизнь, которая проведет его через страшную ломку.  Книга «Ицзин» откровенно говорит о том, что эта ситуация явится гибельной для цивилизации, проходящей ее пассивно.  Она утверждает, что в этой ломке человечество может погибнуть («Стропила прогибаются – несчастье»). Поэтому общество должно сознательно искать выход из «тупика».
 
«Всякая чрезмерность, - говорит «Книга перемен», - приводит к гибели», а это значит, что «капсулирование» ситуации, запрет, наложенный на ее изменение, приведет мир к катастрофе, которая символически изображается в «Ицзине»  как падение в «двойную бездну».  Это падение является следствием игнорирования предшествовавшей ситуации и отказ от решения ее насущных задач.

Древние говорят, что, если человек отказывается учиться, то провидение в лице Рока предоставляет ему Адского Учителя Страдания с закрытым ликом, который будет жестоко учить их любить и почитать жизнь, налагая на них нечеловеческие муки. Учитель Страдания доподлинно знает, что только оно способно научить человечество по-настоящему любить и уважать жизнь.

Достоевский в романе «Подросток» приводит рассказ, названный им «Сон о Золотом веке». В нем он говорит о человечестве, пережившем мировую катастрофу, и, получившем свой страшный урок от Великого Учителя Страдания.

«Я представляю, - (начал рассказчик), - что бой уже кончился и борьба улеглась. После проклятий, комьев грязи и свистков настало затишье и люди остались одни, как желали: великая прежняя идея оставила их; великий источник сил, до сих пор питавший и гревший их, отходил, как… величавое зовущее солнце в картине Клода Лоррена, но это был уже… последний день человечества.

И люди вдруг поняли, что они остались совсем одни, и разом почувствовали великое сиротство… Осиротевшие люди тотчас же стали бы прижиматься друг к другу теснее и любовнее; они схватились бы за руки, понимая, что теперь лишь они составляют всё друг для друга. Исчезла бы великая идея бессмертия… и весь великий избыток прежней любви к тому, который и был бессмертие, обратился бы у всех на природу, на мир, на людей, на всякую былинку.

Они возлюбили бы Землю и жизнь неудержимо… особенною, уже не прежнею любовью. Они… смотрели бы на природу новыми глазами, взглядом любовника на возлюбленную. Они просыпались бы и спешили бы целовать друг друга. Торопясь любить, сознавая, что дни коротки, что это – всё, что у них остается. Они работали бы друг на друга, и каждый отдавал бы всем всё своё и тем одним был бы счастлив.

Каждый ребенок знал бы и чувствовал, что всякий на земле – ему, как Отец и Мать. «Пусть – завтра последний день мой, - думал бы каждый, глядя на заходящее солнце, - но все равно я умру, но останутся все они, а после них – дети их» - и эта мысль, что они останутся, всё так же любя и трепеща друг за друга, заменила бы мысль о загробной встрече.

О, они торопились бы любить, чтоб затушить великую грусть в своих сердцах. Они были бы горды и смелы за себя, но сделались бы робкими друг за друга; каждый трепетал бы за жизнь и счастье каждого…». Вот какой любви учит Великий Учитель Страдания.

Я отложила книгу и посмотрела в окно, за которым шумели берёзы, радующиеся лету и ветру, играющему их листвой. Комнату наполнял волшебный аромат цветущих лип и я подумала о том, что, наверное, именно сейчас пришло время так полюбить друг друга, как написал об этом Достоевский. Ведь мы живём в «последние времена», когда умерщвляется человеческая цивилизация.


И быть может, после нас уже не останется никого, кроме уродов и калек с роботизированными тараканами в головах. Поэтому сейчас, когда мы уже больше ничего не можем сделать с катящим на нас разрушительным девятым валом, нам надо понять, что мы больше не конкуренты друг для друга и успеть сказать друг другу – "я люблю вас!"


Рецензии
А почему последние времена Вы ставите в кавычки? Они уже настали без всяких кавычек. Грядет третья мировая война, она и выполнит ту самую роль учителя страдания, о котором Вы говорите. Да и Достоевский в "Записках парадоксалиста" очень хорошо сказал о войнах, как о нравственных очистителях народа. Пророк он и есть пророк. Бердяев в свое время говорил, что одного Достоевского достаточно для России, чтобы она была оправдана на Страшном Суде.

Андрей Климов   02.07.2015 23:23     Заявить о нарушении