О чем мечтается...

Мне нравятся мысли Айрис Мердок о творчестве, которые она высказала в романе "Черный принц":

"Есть святые в искусстве, которые просто промолчали всю жизнь, но не осквернили чистоту бумажного листа выражением того, что не было бы вершиной красоты и соразмерности, иначе говоря, не было бы правдой".

"Настоящее искусство выражает правду, оно и есть правда, может быть, единственная правда".

"В творчестве заключена безнадежность, о которой знает каждый художник. Ибо в искусстве, как и в морали, мы упускаем главное из-за того, что способны замешкаться в решающий момент. Какой момент надо считать решающим? Величие в том и состоит, чтобы определить его, определив же, удержать и растянуть. Но для большинства из нас промежуток между "О, я мечтаю о будущем" и "Ах, уже поздно, все в прошлом" так бесконечно мал, что в него невозможно протиснуться. И мы все время что-то упускаем, воображая, что еще успеем к этому вернуться. Так губятся произведения искусства, так губятся и целые человеческие жизни оттого, что мы либо мешкаем, либо без оглядки несемся вперед".

Я - Горбатенко Любовь Силовна – канд. физ.-мат. наук, доцент, писатель, президент Ростовского регионального общественного Движения «Остановим наркотики!» (“Stop Drugs!”).
В школьные годы писала стихи, хотела поступать на литературный факультет Ленинградского университета. А еще побеждала на городских математических олимпиадах. Учитель физики поручил составить задачи по физике для выпускных экзаменов в школе.
Теперь не может сказать, почему решила поступать на физический факультет РГУ. Первые годы училась без особого усердия, увлекалась туризмом, альпинизмом, даже сама была руководителем похода по тем местам Кавказа, где сейчас бродят боевики, а раньше жили спокойные, дружелюбные люди.
Последние годы учебы в РГУ увлеклась научной работой по рентгеновской спектроскопии. На полугодовой практике была в Красноярском институте цветных металлов, по окончании университета имела две научных работы в центральной печати.
По распределению попала ассистентом на кафедру физики в РИИЖТ (ныне РГУпс). В 1968 году на ФПК в БГУ (Минск) впервые услышала о новом научном направлении – жидкие кристаллы, которое только разворачивалось в Советском Союзе. Захотелось понять, как изменяются взаимодействия молекул при переходе из жидкого состояния в жидкокристаллическое, а потом в кристаллическое. Это и стало предметом диссертационного исследования. Пришлось осваивать химию, биологию, физиологию. Ведь биологические мембраны человека находятся в жидкокристаллическом состоянии, а кристаллизация этих мембран приводит к атеросклерозу. Была сделана уникальная (единственная в мире) установка, на которой сутками проводились температурные исследования. Были международные конференции, публикации за рубежом. В 1975 году первая в мировой практике защитила диссертацию по этому направлению. Огромное количество уникального материала не опубликовано до сих пор.
Параллельно с этим проходила личная жизнь. Любовь, замужество, трое детей, их учеба, их трудности и успехи. Старшая дочь – Наталья Дронова – Мак-Кинстри – выпускница РГУ и Гарвардского университета США, теперь – доктор права Вашингтонского университета. Средняя дочь – Дронова Нина – психолог, философ, культуролог. Сын Дима – Математик, экономист.
Судьба сложилась так, что все школьные увлечения – литература, математика, физика – становились главными на определенных этапах жизни. 21 год проработала на кафедре физики РГУпс, 11 лет – там же на кафедре высшей математики. Всю жизнь писала в стол. С 1997 года начала публиковаться в Антологии современной донской поэзии. В первом номере альманаха «Южная звезда» в почетном соседстве с рассказом А.И. Солженицына, и с материалами о Шолохове опубликовала большую подборку стихов и прозы. Сейчас этот номер «Южной звезды» - уже бестселлер. Публиковалась и в других номерах «Южной звезды», в газетах «Комсомольская правда», «Приазовский край».
Столкнувшись с проблемой наркомании среди нашей молодежи, собрала в единый узел весь свой педагогический багаж, собрала единомышленников, с которыми было создано Ростовское региональное общественное движение «Остановим наркотики!». Прежде всего, изучили всю литературу, просмотрели практически все, что есть в Интернете. Пригодились все знания по различным направлениям науки. Из статистических данных по росту заболеваемости наркоманией обнаружили, что время удвоения числа вовлеченных в наркотизацию составляет всего лишь один год для подростков, и два года для остальных. Отсюда следует, что в России идет эпидемия наркомании, а с запаздыванием в 2-3 года – эпидемия СПИДа, гепатита С, и эпидемия преступлений, связанных с наркоманией. Записанный на основе статистических данных математический закон эпидемии подсказывает путь преодоления распространения наркомании. Оказывается, ее можно преодолеть только с помощью самой же молодежи! В 2001 году участница Движения «Остановим наркотики!» Нина Дронова едет на долгосрочный семинар «Вокруг конфликта в Кавказском регионе» в Молодежные центры Евросовета в Страсбург, В 2002 году – в Будапешт. От РФ на семинар попала 3 человека – Нина и два представителя Чечни. Представленный Движением проект становится Европейским проектом «Молодежь для молодежи». С помощью полученного от Евросовета гранта удается провести мониторинг этой проблемы и интерактивные просветительские занятия среди ростовской молодежи. При поддержке заместителя губернатора Александра Ивановича Бедрика и председателя комитета по молодежной политике Администрации РО Александра Анатольевича Резванова в сборнике «Профилактика негативных явлений в молодежной среде» публикуется антинаркотическая программа Движения. И, наконец, в 2003 году выходит из печати книга «Родителям и педагогам: Все о наркомании». Участники движения стремятся привлечь внимание политических деятелей к этой проблеме. Многим из них подарена наша книга.
С докладом по этой книге участники Движения выступали в июне 2003 года на международной конференции по «Современным проблемам совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму».
Сейчас терроризм «рядится» в различные одежды и маски, и нужно научиться распознавать его, например, под благовидными призывами к соблюдению прав человека, принципов демократии. Раньше говорили об идеологических диверсиях, наиболее крупные из которых известны всем. Например, утверждение о том, что «кибернетика – лженаука», привело к глобальному и длительному отставанию Советского Союза в этих областях науки. Сейчас можно говорить об информационном терроризме, действие которого растянуто во времени, но конечный результат сравним с применением ядерного оружия. Подобной информационной диверсией авторы считают навязывание России идеи легализации «легких» наркотиков, что можно сравнить с применением против молодежи России химического оружия массового поражения, основными механизмами действия которого являются его токсическое и генетическое воздействия, нарушающие нормальное воспроизводство человека, ведущие к постепенному более или менее быстрому вырождению (деградации). Такими же механизмами действия обладают и наркотические вещества, включая так называемые «легкие».  В развитии наркомании много общего для «легких» и «тяжелых» наркотиков (такая классификация не принята специалистами). Это - деление на 4 фазы интоксикации по И.Н. Пятницкой, и 16 последовательно сменяющихся психопатологических симптомов при этой интоксикации по Бабаяну Э.А.
Сейчас 70% подростков начинает курить в школе. При легализации «легких» наркотиков они будут курить марихуану. А при курении легко перейти границу, приводящую к передозировке. Готовы ли мы к тому, что наши дети будут умирать на наших глазах? Готовы ли наши больницы к тому, чтобы ежедневно принимать большое количество подростков? Имеется ли у нас столько машин скорой помощи?
Для рассмотрения вопроса о легализации «легких» наркотиков, нужно ознакомиться:
1. С механизмом действия этих наркотиков (поперечные сшивки молекул наркотических веществ с белковыми молекулами организма, а также способность образовавшихся комплексов нарушать жидкокристаллическую структуру биомембран, вызывая их кристаллизацию, как при атеросклерозе).
2. Со статистическими данными по смертным случаям от передозировки, так как в случае курения марихуаны допустимая доза трудно контролируема.
3. С данными по дальним последствиям длительного приема «легких» наркотиков (неожиданные смерти в «полном рассвете сил» из-за скрыто протекающего патологического процесса, начавшегося в результате их приема, и продолжающегося, несмотря на проведенное лечение и реабилитацию).
4. С научными данными о механизме «точечных мутаций» в структурах генных макромолекул человека, вызываемых взаимодействием молекул ДНК с молекулами смол марихуаны. Долгосрочные последствия таких мутаций, влияние на потомство вызвано тем, что отклонения от исходной структуре гена, однажды возникнув, в дальнейшем устойчиво воспроизводятся в дочерних нитях ДНК.
5. С механизмом контроля новым гомеостазом, требующим постоянной циркуляции наркотика в организме человека, всех поведенческих актов человека, которые теперь подчинены одной цели – достать и принять наркотик. Готовы ли мы к массовым всплескам связанной с этим преступности?
6. С нарушением представлений о пространстве, времени, появлением ужаса перед шумом. Готовы ли мы к всплеску обусловленных этим самоубийств?
7. Со статистическими данными по расстройствам всех психологических функций организма: восприятия, мышления, сознания, деятельности, речи, и т.д. Как при таких расстройствах учащиеся будут усваивать учебный материал?
8. С данными по медленной необратимой деградации личности, связанной с необратимой полимеризацией внутренней структуры биомембран молекулами смол марихуаны, и с невозможностью прохождения нервного импульса.
9.  С данными о повышении внушаемости при гашишной интоксикации. Не этим ли обусловлено навязывание вопросов легализации «легких» наркотиков? Возможно, наш народ просто хотят «зомбировать», чтобы потом легче было решать политические и финансовые вопросы?
10.  С данными о том, что при любой наркомании происходит угасание эффекта эйфории. Для его возобновления курильщики анаши переходят к сочетательному приему анаши с «тяжелым» наркотиком, а потом – полностью переходят на употребление «тяжелых» наркотиков. То есть, легализация «легких» наркотиков предполагает последующее тайное употребление «тяжелых» наркотиков.
11  С неадекватностью поведения человека, долгое время употреблявшего «легкие» наркотики. Этот момент чрезвычайно важен в связи с участившимися случаями неадекватных поступков, включая расстрел сослуживцев, в рядах Российской Армии. В США подобное случается и в учебных заведениях. Проводя социологические обследования, мы столкнулись с тем, что в некоторых группах колледжей 100% учащихся курят марихуану. Именно из этих наименее обеспеченных слоев нашего общества осуществляется основной набор в нашу Армию. Уже сейчас еще не узаконенная фактическая легализация «легких» наркотиков является явной угрозой национальной безопасности России.
Борьбу с наркоманией принято делить на два вида: борьба с предложением наркотиков, и борьбу со спросом.  В борьбе с предложением возможно ужесточение наказания, или хотя бы требование того, чтобы существующие законы реально работали. В вопросах борьбы со спросом важна правильная профилактическая работа, включающая в себя общее возрождение молодежной политики в России.
Важны не программы, важны принципы и подходы.  Основные принципы, которые в США помогли добиться признанных всем мировым сообществом лучших результатов в мире по борьбе с наркотиками, и принципы, связанные с российской спецификой - это:
1. Предварительный мониторинг наркологической ситуации.
2. Широчайший охват населения и подростков просветительской работой по объяснению механизма действия наркотиков (в США было издано и роздано населению 100 млн. экз. такой литературы). Мы мечтаем, чтобы наша книга с помощью наших политиков попала бы в руки каждого учителя России.
3. Закрепление этого материала в дискуссиях, рефератах, интерактивных играх.
4. Активное участие самой молодежи.
5. Систематический мониторинг результатов действия программ.
6. Организация досуга, трудовая занятость, возвращение дней профессионального обучения в школы (освоение простых жизненно необходимых специальностей для преодоления кризиса в ЖКХ и других областях экономики).
7. Обучение детей началам маркетинга, возрождение былых ремесел.               
Встречается игра слов о правах человека применительно к наркозависимому: «Наркоман – тоже человек! Он имеет право выбрать для себя возможность принимать наркотики!» Это – чистая демагогия! Наркозависимым движет только потребность в наркотике, которая превышает инстинкт самосохранения, а не только этические мотивы, чувство ответственности, долга. Необходимость достать наркотик - основной категорический мотив жизни наркомана, проходящий на физиологическом уровне и превышающий потребность в еде и питье. Его права действительно были нарушены еще тогда, когда он только подумал первый раз принять наркотик. Это – ПРАВО ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА НА ИНФОРМАЦИЮ! Такой подход пропагандирует Ростовское региональное общественное движение «Остановим наркотики!». Разъяснение механизма действие наркотических веществ (просветительская задача) – мы предлагаем ненавязчиво рассматривать в образовательных учреждениях при изучении химических связей по химии, межмолекулярных взаимодействий и агрегатных состояний по физике, клеток и биологических мембран по биологии и т.д. Учителя гуманитарных специальностей должны способствовать возрождению ценностных ориентиров, включать в свою работу дискуссии о семье, о друзьях, о родном крае. Этот аксиологический подход  – важнейший элемент первичной  профилактической работы.
Понятия человеческих ценностей воспринимаются интуитивно. Но можно назвать ряд ключевых слов: «Родина», «мать», «дом», «любовь», «совесть». Наш мониторинг показывал, что, большая часть молодежи серьезно относится к перечисленным ключевым понятиям. И это вселяет надежду!

О терроризме. Это страшно, когда в течение многих часов террористы удерживают сотни людей под угрозой взрыва. И так незаметно, когда в разных городах России даже от первого приема наркотика ежедневно гибнут подростки. ИМЕННО УСПЕШНОСТЬ БОРЬБЫ С НАРКОМАНИЕЙ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛЮБОМУ ГОСУДАРСТВУ «ВЫЖИТЬ» В УСЛОВИЯХ НЫНЕШНЕГО СТОЛЕТИЯ, ИЛИ ПОГИБНУТЬ. 
 
О чем мечтается? Считает необходимым издание еще нескольких книг по наркомании: комментарии к УК, по эффективным антинаркотическим программам, опробованным в разных странах, по вреду от курения, потому что приобщение к наркотикам, зачастую начинается с курения. Нужна популярная книга по глобальным проблемам человечества. Такие знания позволят нам в России иметь собственное объективное мнение по ряду проблем, поставят заслон небескорыстному навязыванию нам чужого мнения, как, например, по легализации «легких» наркотиков.
Хотелось бы издать пособие по интерактивным занятиям по математике для школьников и студентов. О необходимости перехода на интерактивные занятия говорил недавно в своем выступлении министр образования России. 100% студентов колледжей, в которых мы проводили занятия, тоже хотели бы, чтобы их занятия проводились более активно.

Более двадцати лет назад написана книга о нашем времени, о «Хрущевской оттепели». Теперь, к сорокалетию выпуска из РГУ (конец 2004 года) мечтается ее издание. События в книге разворачиваются в трех плоскостях (современность, шестидесятые годы, молодость наших родителей и преподавателей). События в шестидесятые годы рассматриваются в литературном ключе. Все остальное – в документальном. Очень хочется вспомнить добрым словом вклад тех, кто помогал нам сориентироваться в этой сложной жизни. Это – всегда относившийся с особым вниманием к физикам Юрий Андреевич Жданов, а также -  необыкновенно яркая личность и человек, который сыграл огромное значение в формировании нашего мировоззрения – философ Артавазд Минасян, наши замечательные физики и математики, известные во всем мире.

Хочется издать цикл стихов «Казачий круг», ведь воспитывалась в казачьей семье. Еще не изданы рассказы, повести, а в голове «созрел» мистический роман, в основе которого лежит открытое именно в нашей группе ученых свойство жидкокристаллических веществ «сохранять память» при охлаждении и при нагревании на десятки градусов. То есть, мозг человека может сохранять память вплоть до его физического уничтожения.
Дай Бог времени для всех этих интересных задумок!


Рецензии