Физиономист

Новелла

      А иначе сказав, чтец – такой человек человеческих лиц и хороший психолог, естественно… И общаться с такими людьми интересно всегда, и не злюсь, когда некий чужой насквозь видит меня, ибо я не бандит, не преступник какой, а желания плана интимного скрыть умею-таки… Были встречи с такими людьми одаренными, может быть, и не всеми любимыми, потому что не всякому нравится, когда мысли читают его, и тем более нечистые…
      За полста мне давненько уже, но от слова старик, слава Богу, далек… Правда, знаю прекрасно и сам, что рукой уже можно подать до своей не желаемой старости, меньше думать стараюсь о том, сознавая и то, что тщетны все подобного рода старания… Года на три моложе жена, давно дети обучены, взрослые, и не с нами живут… Меня, кстати, Сергеем зовут, а Еленой супружницу…
- Больно нервным уж стал, - говорила она иногда, когда я становился таким, - хочешь выпить, наверное…
      Не сказала бы этого женушка, я бы сам не додумался!.. И они, столь нужны и столь близкие, часто мысли читают мужей, благо, больше мыслишки банальные и весьма приземленные, а о ваших полетах души им, естественно, лучше знать. Не поймут, начнут тотчас допрашивать, выяснять, например, почему с восхищением таращился на какую-нибудь молодуху-красавицу, и при этом сама, чтоб сходить в магазин, непременно накрасится…
      Выбирайте: женщин можно знать и любить, - мудрым Шамфором* сказано. – Третьего не дано.
      Вот и тянемся якобы к глупеньким!.. Рады быть, между прочим, должны, что они нам себя позволяют любить!..
      Рукой можно подать до не очень желаемой старости… А лет сорок назад жизнь казалась мне вечностью, всегда очень хотелось узнать, что меня ожидает в пути?.. А теперь удивляет одно, что хотел, то и было дано!.. Сказать можно, достигнуто – вопрос спорный весьма, философский вопрос… В энной мере все было дано, в энной мере достигнуто…
      И когда-то, когда-то… также очень давно, мы сидели с шахтером одним у воды небольшого совсем озерца на окраине города, и мы пили вино… Да, крепленый портвейн, без закуски, естественно… И был виден Урал – мало дней вот таких, относительно ясных и солнечных, в нашей славной Инте…
- Скоро песня твоя будет спета, Сергей, - вдруг сказал преспокойно дружок, на меня как-то странно уставившись, - перестанешь спиртное хлестать.
- С какой стати, Демьян?!.. – вскричал я с возмущением. – Заболею?!..
- Нет-нет! Просто-напросто женишься, а жена убедит поступить в институт… Через несколько лет уже будешь студентом-заочником!..
- Ну ты, парень, даешь!.. И не знал, что лакаю портвейн с величайшим из физиономистов, с Вольфом Мессингом два!.. И насколько он верен, прогноз?..
- Поживем и увидим, Сергей, - не стал он убеждать, что все вправду исполнится. – В институт поступлю, между прочим, и я…
      Не хотелось вторично, то есть снова хомут надевать – был недавно женат… И мне нравилась жизнь совершенно свободная!.. И винцо очень-очень любил… И Демьяна слова в тот момент были только слова!..
      Эти несколько лет, полны всяких забот и обещанных другом событии, как мгновение прошло…
- Сдай сначала экзамены, - говоря о вступительных, улыбалась Елена, супруга желанная, успев сына зачать.
- Все забыл!..
- Вспоминай!..
      Пришлось память напрячь… И с улыбкой добавить хочу: вспоминал даже то, чего в жизни не знал!.. И второе пророчество, как ни странно, исполнилось: я – студент ЛГИ!..** Ясновидец – Демьян!..
- Не надейся, карьеру не сделаешь, - молвил снова однажды дружок, однокурсник, ТП.***
- Почему?!..
- Слишком добр, справедлив, не умеешь хитрить, - перечислил мои, скажем так, нехорошие качества.
- В третьем курсе уже горным мастером стал!.. – чуть подумав, ничуть не обидевшись, решил я козырнуть.
- Ишь, победа великая!.. – усмехнулся Демьян. – Пастухом и умрешь, верней, выйдешь на пенсию!..
      Невеселый прогноз… Ну и пусть, душа чистой останется!.. А с другой стороны, был ли смысл поступать в институт, столько время терять?.. Вот по этому поводу что сказала супруга законная:
- Важно вовсе не то, кем ты станешь впоследствии, важно то, кем считать, Сергей, будешь себя, говоря о своем поведении!..
- Нет, не стану павлином напыщенным!.. – как ребенок дает обещание, сказал Лене своей. – И останусь таким, каким есть до сих пор!..
- Рада слышать, мой друг!.. – улыбнулась любимая.
      Годы шли, институт позади… И карьеру не сделал действительно, но не стал из-за этого себя меньше ценить… И кто любит себя, только тот и способен кого-либо любить!..
      Хобби… Не рыбак, не охотник, увы… не любитель без дела сидеть… Не горшки же лепить!..
- Эй, дружище, ты явно хандришь!.. – это снова Демьян, констатируя факт; нам за сорок уже, жизнь казалась мне серой тогда. – Не надумай лишь клюкать в одиночку винцо!..
- Давай тяпнем с тобой!..
- Со мной можно, Сергей, - призадумался он, мой негласный гуру. – Приходи в воскресенье с женой.
      Дружба семьями, можно сказать… Но что было у парня внутри, Демьян сам никогда не рассказывал, ну а я у него никогда и не спрашивал… Приходили друг к другу с детьми, обходясь в таких случаях, как правило, без напитков спиртных…
      Пианино… У нас… Редко кто и садился к нему… Было время, играл, в детстве в школу ходил музыкальную, но со временем пальцы мои стали вовсе не гибкими…
- Мог бы нас мало-мальски порадовать, - намекнула однажды Эмилия, то есть друга жена. – Сыграй нам что-нибудь…
- Да, пожалуйста, Сергей!.. – и Елена добавила...
      И Шопен меня в детство вернул… А спустя полчаса разошелся, запел… Гостям очень понравилось!..
- Магомаев почти!.. – прожужжали мне уши они. – Тебе срочно на сцену пора!..
      Убедили, и вот… вот и хобби, ура!.. Дом культуры в Инте очень даже немаленький!..
      Все довольны, все счастливы?.. Оказалось, что нет… Умер друг мой Демьян неожиданно… Ясновидец и физиономист… Знал об этом ли сам?.. Вне сомнения, знал!..
      Шопен в детство вернул, замечательно!.. Друг же к жизни меня много раз возвращал, вероятно, поэтому сам слишком рано ушел…

*Шамфор Себастьян Рок Никола. Французский писатель и мыслитель. (1741 – 1794 гг.)
**Ленинградский Горный Институт.
***Название будущей специальности: технолог подземный.

                2015 г.


Рецензии