Этюд

Новелла

      Настоящий актер, каким я мечтал стать, должен все замечать, видеть то, что не всякому от природы дано, и актер должен быть весьма тонким психологом, знатоком человеческих душ. Это труд, образ жизни людей, посвятивших себя сей нелегкой профессии. Сколько всяких нюансов ожидает в пути!.. Ради этих моментов «прозрения», в результате чего окружающий мир потихоньку меняется и добрее становится, живут все лицедеи, художники, музыканты, певцы, одним словом, творцы...
      Режиссура и актерское мастерство… Раз ступивший на эту стезю – человек восприимчивый и в достаточной мере уперт, мастерство обретается, но тернистый сей путь…
      Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма, – Уинстон Черчилль сказал, говоря о успехах вообще.
      Энтузиазм… Вспоминается тотчас субботники и сам Ленин с бревном… Часто, кстати, случается, что какое-то слово невинное негативным становится… В данном случае вдвойне – энтузиазм ассоциируется со словом фанатизм… Фанатизм – в энной мере фашизм!.. Разорвать вереницу сию невозможно практически, можно только надеяться: время связи ослабит сии…
      Мастерство… А этюд – упражнение… и зарядка духовных возможностей, тренинг собственной психики… Станиславский был в этом величайший знаток, честь ему и хвала!.. Впрочем, слово система также мало нас радует…
      Первый курс. Сопляки, но пытливые, даже слишком порой. Городских, местных мало средь нас, в основном все приезжие. Жили мы в общежитии – возвращались лишь вечером, иногда полупьяные, чтоб поесть и поспать, утром снова уйти. Правда, что-то съестного найти, и не только в своей, но и в тумбочках будущих звезд, сложно было весьма. Кусок сала любому из нас иль, к примеру, яйцо иль топленое маслице – это пища богов!.. Луку только достаточно, хлеб и черствый сойдет!..
- В театр, Данила, сегодня пойдешь? – это Люба, сокурсница, обратилась ко мне уже после занятий.
- Да, пойду, но в другой, хоть на хлеб заработаю, - имея в виду театр оперы и балета, где бесплатно студентов таких, стать актерами жаждущих, не пускали, увы, но в который я смело входил, как уже постоянный статист, через заднюю дверь.
- Жаль, хотела с тобой посмотреть Дом Бернарды Альбы.*
- Неужели ни разу не видела?..
- Разумеется, видела!.. Всякий раз, между прочим, в слезах…
- Силен, Лорка, силен!..
      Люба, Любочка, Любушка… Влюблена она явно в меня, только я в балерину влюблен, увы, чувства мои безответные, знал лишь имя красавицы…
      В театре полный аншлаг – шел Борис Годунов… Заработал в тот вечер «копеечку», и не отнял никто… И в экстаз погружался не раз, и мурашки по телу пробегали не раз… Знал, все это во мне закреплялось, останется…
      Воспитание… Да… Говорят, только в детстве поддаемся примерам, внушению, говорят, что в плохом поведении многих хамов и циников виновата среда… Не всегда, не всегда!.. Сам себя корректируя, человек постоянно меняется даже в старческом возрасте, едва волю почувствовав, птицы ввысь устремляются!..
      Люба – девушка статная… не глупа и мила… Как всегда, сердце с разумом врозь, а в итоге болтался по городу и повсюду один, и весьма озабоченный, в танцовщицу влюблен очень-очень далекую, пируэты крутящую, вероятно, замужнюю… А влюблен ли действительно, может, это всего лишь влечение, только похоть животная?.. Почему нет большого желания к себе Любу прижать?..

Надо быть много менее капризным, отзывчивым,
найти перл в том, кто рядом находится,
и тогда путь не будет столь трудным, извилистым,
не придется страдать без взаимности...
Не покой, это радость великая,
что ты нужен, ценим и любим,
что не надо себя, наконец, в этом плане винить.
И слова никудышные превратятся в поэзию,
диссонанс же – в ноктюрн иль элегию.

      И стихи в человеке, пусть они никудышные, всегда только спонтанно рождаются, и пусть разум отсутствует…
      Ах, я вовсе запутался!.. В таком возрасте, думаю, так частенько случается…
      И Адана Корсар, одноактный балет… Сама сцена – предмет возбуждения, в эйфории опять!.. Пусть призвание мое – сцена театра другого характера, в транс ввергала и музыка… И к тому же в шагах только двух или трех танцевала желанная!.. Соло, медленно-медленно!.. Кое-что у нее, очевидно, расширилось… и во мне кое-что в тот момент поднялось!..
      Как собой управлять?!..
      Ах, вернемся к обычным, к повседневным делам и занятиям… И этюды есть то, что способно привить мастерство становиться на время другим, коим следует стать!.. Это некий экспромт, это мини спектакль, часто группой всей-всей исполняемый... Кто-то мог стать, к примеру, карманником, кто-то лишь лопухом обворованным, не играя при том в поддавки… Кто из нас будет кем, не считая себя, мы всегда узнавали потом, уже после всего… Но сначала задание, для чего подходили к столу, за которым сидел преподаватель, актер театра, кино, человек остроумный и тонкий весьма, всеми нами любим…
- Ты, Данила, влюблен?.. – спросил тихо, естественно, чтоб не слышал никто.
- Сказать можно, что да.
- Сказать можно и так, что отчасти беременный, - улыбнулся Евмен Эдуардович.
- Да, конечно, влюблен!.. – не обидевшись, выпалил, улыбнулся ему.
- Значит, чувство знакомое… В таком случае вперед!.. – и кумир дал мне роль соблазнителя, а вернее сказав, воздыхателя.
      Место действия – сквер; кто она, я, конечно, не знал, но надеялся, что подобная роль дана все же и девушке. Сквер – немаленький зал, где и стулья-скамейки имеются… И условный сентябрь, бабье лето, тепло… Больно много красавиц вокруг, ставших мне незнакомыми, не так много и времени…
- Может, выпьем пивка?.. – и мужчина один предложил неожиданно.
- Нет, простите, не пью, - краток с ним разговор.
      Озирался по всем сторонам… Вот она, вот она, в самом деле прелестница!.. И волна захлестнула горячая…
- Меня Максом зовут, - поспешив к ней приблизиться, свято веря тому, что сказал.
- А я Лена, Максим, - после паузы ответила девушка, и глядела мне прямо в лицо.
      По секрету скажу, это Люба была… Продолжалась игра. Минут десять спустя я позволил себе ее нежно обнять… Оказалось, что девушка очень-очень податлива… И не Лена, а Любушка…
      Балерина и правда замужняя… Пусть супруг пылко любит ее…

*Драма испанского поэта и драматурга Федирико Гарсия Лорка. (1898 – 1936 гг.)

                2015 г.


Рецензии