Вести себя за нос

   

               

 Развитие радиоастрономии в 50-е годы ХХ века осветило небо в  микроволновом диапазоне электромагнитных волн(3мм-1м), где, в отличие от видимого диапазона (0,4-0,8мкм)традиционной наблюдательной астрономии,информацию можно не только принимать, но и передавать. И небо в микроволновом диапазоне оказалось столь ошеломляющим, что американский радиоастроном Френсис Дрейк загорелся идеей  нашпигованности Галактики цивилизациями, способными на радиоконтакт с земной цивилизацией.

 Дрейк предложил многофакторную формулу, которая  позволяла оценить число таких цивилизаций и доказывал, что это число прямо связано с продолжительностью жизни цивилизации. Ему удалось добиться финансирования работ по сканированию неба в направлениях “подозрительных” звезд, в надежде первым зафиксировать попытку  радиоконтакта со стороны внеземной цивилизации.

 Энтузиазм Дрейка передался советскому астрофизику  Иосифу Шкловскому(1916-1985), который был автором  книги “Вселенная, жизнь, разум"(1962), написанной для широкого круга читателей.  В 1965 году Шкловский  опубликовал статью “Множественность обитаемых миров и проблема установления контактов между ними”, в которой, поддерживая Дрейка, дополнил последнего формулами  для  среднего расстояния между цивилизациями-соседями и для собственного времени полета к ближайшей цивилизации.
   
   На волне энтузиазма в 1971 году в Бюраканской астрофизической обсерватории(Армения) была проведена советско-американская конференция по проблеме CETI(Communication with Extraterrestrial Intelligence),собравшая мировых авторитетов, как естественников, так и гуманитариев в одном месте. Зачитанные мнения были собраны в  сборник "Проблема CETI", который был опубликован на русском языке изд-вом  "Мир" в 1975г.,  и в иной редакции на английском в США.
 
 Независимо, советское изд-во “Наука” выпустила в 1972 году объемистую подборку статей советских и зарубежных авторов под названием “Населенный космос”, включив в нее статью, автор которой убедительно доказывал, что вероятность повторного спонтанного возникновения  жизни где-нибудь еще во Вселенной, за время ее существования, ничтожно мала.

  Вера в существовании внеземных цивилизаций не  обошла и НАСА. На корпусе американской космической станции Pioneer10, которая в конце февраля 1972 года была направлена к Юпитеру и  после выполнения своей миссии набирала скорость, достаточную, чтобы покинуть Солнечную систему, конструкторы прикрепили пластинку-письмо с продуманным  рисунком, показывающим внеземному разуму Солнечную систему и с какой из планет запущен космический аппарат,  местоположение Солнечной системы относительно четырнадцати пульсаров, частоты радиоизлучения которых указаны в двоичной системе, на фоне космического аппарата изображены обнаженные мужчина и женщина в масштабе длины волны 21см парадоксальногпо радиоизлучения нейтрального водорода, заполняющего Вселенную.
 Станция достигнет окрестностей ближайшей к нам звезды спустя  миллионы  лет, и тем не менее.

 В последующие годы усилия радиоастрономов зафиксировать попытку радиоконтакта со стороны внеземной цивилизации оказались безрезультатными – небо, в этом смысле, безмолствовало.

 В 1977 году, на очередном научном семинаре в Государственном астрономическом институте им. Штернберга в Москве,  Шкловский заявил примерно следующее: моя аргументация в пользу множественности обитаемых миров ныне представляется мне примером того, как ученый может вести себя за нос -  существуем только мы и Вселенная  и обсуждать эту великую загадку должны не астрономы, а философы и теологи.
 Несмотря на замечания  коллег, что "молчание" неба может иметь иные причины, например, к моменту зарождения жизни на земле все внеземные цивилизации погибли,  Шкловский не отошел от заявленного им мнения до самой своей кончины в 1985 году.

  Американцы отнесли программу CETI к разряду теоретических и вернулись к практической программе  SETI(Search Extraterrestrial Intelligence), сосредоточив внимание на поисках следов марсианских форм жизни с помощью марсоходов, спускаемых на  поверхность планеты и управляемых с Земли, и на совершенствование техники обнаружения планет во Вселенной, похожих на Землю, так называемых экзопланет. Мнение христианских теологов, что посещение Христом Земли выделяет ее во Вселенной было проигнорировано.
 
 О возможности внеземной жизни думал и великий  Исаак Ньютон(1643-1727). В одной из своих так называемых ненаучных рукописей он написал, что всемогущий Господь, создавший бесчисленные формы жизни, привязанные к Земле, несомненно способен создать и формы жизни, которые сами могут выбирать удобное для себя местожительство, свободно перемещаясь  в пространстве и общаясь с теми, кто привязан к своей планете.
 


Рецензии
Познавательно.

Сусо Казарян   27.01.2018 06:46     Заявить о нарушении