Вести себя за нос
Развитие радиоастрономии в 50-е годы ХХ века осветило небо в микроволновом диапазоне электромагнитных волн(3мм-1м), где, в отличие от видимого диапазона (0,4-0,8мкм)традиционной наблюдательной астрономии,информацию можно не только принимать, но и передавать. И небо в микроволновом диапазоне оказалось столь ошеломляющим, что американский радиоастроном Френсис Дрейк загорелся идеей нашпигованности Галактики цивилизациями, способными на радиоконтакт с земной цивилизацией.
Дрейк предложил многофакторную формулу, которая позволяла оценить число таких цивилизаций и доказывал, что это число прямо связано с продолжительностью жизни цивилизации. Ему удалось добиться финансирования работ по сканированию неба в направлениях “подозрительных” звезд, в надежде первым зафиксировать попытку радиоконтакта со стороны внеземной цивилизации.
Энтузиазм Дрейка передался советскому астрофизику Иосифу Шкловскому(1916-1985), который был автором книги “Вселенная, жизнь, разум"(1962), написанной для широкого круга читателей. В 1965 году Шкловский опубликовал статью “Множественность обитаемых миров и проблема установления контактов между ними”, в которой, поддерживая Дрейка, дополнил последнего формулами для среднего расстояния между цивилизациями-соседями и для собственного времени полета к ближайшей цивилизации.
На волне энтузиазма в 1971 году в Бюраканской астрофизической обсерватории(Армения) была проведена советско-американская конференция по проблеме CETI(Communication with Extraterrestrial Intelligence),собравшая мировых авторитетов, как естественников, так и гуманитариев в одном месте. Зачитанные мнения были собраны в сборник "Проблема CETI", который был опубликован на русском языке изд-вом "Мир" в 1975г., и в иной редакции на английском в США.
Независимо, советское изд-во “Наука” выпустила в 1972 году объемистую подборку статей советских и зарубежных авторов под названием “Населенный космос”, включив в нее статью, автор которой убедительно доказывал, что вероятность повторного спонтанного возникновения жизни где-нибудь еще во Вселенной, за время ее существования, ничтожно мала.
Вера в существовании внеземных цивилизаций не обошла и НАСА. На корпусе американской космической станции Pioneer10, которая в конце февраля 1972 года была направлена к Юпитеру и после выполнения своей миссии набирала скорость, достаточную, чтобы покинуть Солнечную систему, конструкторы прикрепили пластинку-письмо с продуманным рисунком, показывающим внеземному разуму Солнечную систему и с какой из планет запущен космический аппарат, местоположение Солнечной системы относительно четырнадцати пульсаров, частоты радиоизлучения которых указаны в двоичной системе, на фоне космического аппарата изображены обнаженные мужчина и женщина в масштабе длины волны 21см парадоксальногпо радиоизлучения нейтрального водорода, заполняющего Вселенную.
Станция достигнет окрестностей ближайшей к нам звезды спустя миллионы лет, и тем не менее.
В последующие годы усилия радиоастрономов зафиксировать попытку радиоконтакта со стороны внеземной цивилизации оказались безрезультатными – небо, в этом смысле, безмолствовало.
В 1977 году, на очередном научном семинаре в Государственном астрономическом институте им. Штернберга в Москве, Шкловский заявил примерно следующее: моя аргументация в пользу множественности обитаемых миров ныне представляется мне примером того, как ученый может вести себя за нос - существуем только мы и Вселенная и обсуждать эту великую загадку должны не астрономы, а философы и теологи.
Несмотря на замечания коллег, что "молчание" неба может иметь иные причины, например, к моменту зарождения жизни на земле все внеземные цивилизации погибли, Шкловский не отошел от заявленного им мнения до самой своей кончины в 1985 году.
Американцы отнесли программу CETI к разряду теоретических и вернулись к практической программе SETI(Search Extraterrestrial Intelligence), сосредоточив внимание на поисках следов марсианских форм жизни с помощью марсоходов, спускаемых на поверхность планеты и управляемых с Земли, и на совершенствование техники обнаружения планет во Вселенной, похожих на Землю, так называемых экзопланет. Мнение христианских теологов, что посещение Христом Земли выделяет ее во Вселенной было проигнорировано.
О возможности внеземной жизни думал и великий Исаак Ньютон(1643-1727). В одной из своих так называемых ненаучных рукописей он написал, что всемогущий Господь, создавший бесчисленные формы жизни, привязанные к Земле, несомненно способен создать и формы жизни, которые сами могут выбирать удобное для себя местожительство, свободно перемещаясь в пространстве и общаясь с теми, кто привязан к своей планете.
Свидетельство о публикации №215070200164