Евразийские потуги

из "Записок ненормального"


Заглянул в «Википедию», прочитал:
«Евразийство – философско-политическая концепция, утверждающая самобытность и обособленность Третьего континента – «Евразийской цивилизации», при этом органически сочетающая в себе культурные, духовные и мировоззренческие начала как Западного, так и Восточного миров».

Первым евразийцем историки (Лев Гумилёв, в частности) считают Александра Невского, успешно противостоящего Европе и дружившего с татаро-монгольским нашествием. Великий князь ради дружбы с азиатскими ханами не жалел русской крови и нещадно рубил новгородцев, не пожелавших надевать ордынское ярмо.

В своё время и Лермонтов, пообщавшись месяц-другой с кавказскими азиатами,а общение имело место через прорезь прицела, понял необходимость сближения России с Востоком:

«Мы должны жить своею самостоятельною жизнью и внести своё самобытное в общечеловеческое. Зачем нам всё тянуться за Европою и за французским? Я многому научился у азиатов, и мне бы хотелось проникнуть в таинства азиатского миросозерцания, зачатки которого и для самих азиатов, и для нас ещё мало понятны…там, на Востоке тайник богатых откровений».
(Висковатов П.А., «Михаил Юрьевич Лермонтов: жизнь и творчество», 1891).

Ещё до Лермонтова опальный (по причине нескрываемого сочувствия декабристам) писатель Александр Бестужев-Марлинский раскрыл некоторые тайны «азиатского миросозерцания». Он участвовал в Кавказской войне в качестве вольноопределяющегося, ходил в ночную разведку и в штыковые атаки, наблюдал и записывал. Погиб в 1837 году в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлер. Тело не найдено.

Кроме стихов, рассказов и повестей, он оставил ещё довольно откровенные «Письма из Дагестана», которые не издавались в России, в Советском Союзе и в постсоветской России. Уж очень нелицеприятно и без прикрас показал Бестужев абреческую сущность «азиатского миросозерцания», в основе которого преобладают набеги на тех, у кого можно что-то отнять.

 Превыше всего у азиатов ценилась хорошая лошадь и доброе оружие, а всё остальное они добывали себе в набегах. Тем и жили. Вот и весь «тайник богатых откровений».

Хотя, если Лермонтов – гений, то мог он увидеть нечто такое, чего не заметил Бестужев.Кстати, термин "азиаты" он взял у Бестужева. Много чего переняли наши классики у Бестужева, ой как много - и темы, и стиль, и интонации, и целые абзацы. Это было возможно оттого, что Бестужева никто и нигде не издавал - цензура глушила все попытки. А рукописи его, после смерти декабриста, ходили по рукам и читались тайно всеми неленивыми.

Если кому-то интересно, то можно сравнить произведения наших классиков, хотя бы о кавказской войне, с произведениями Бестужева. Он первый написал о Кавказской войне. Хотя, кому сегодня это интересно?

    «Письма из Дагестана» любопытные могут прочитать и скачать из Интернета. Хотя, не уверен, что они там долго продержатся. По нынешним российским меркам – сплошной экстремизм и «возбуждение межнациональной вражды».

Почему российскую общественность так тянет в азиатском направлении? Об этом кое-что сказал современный писатель Евгений Чижов:

«…человеческая жизнь в Азии действительно почти ничего не стоит. Там в приоритете род, череда предков, традиции, передающиеся из поколения в поколение, но отнюдь не судьба отдельно взятого мужчины или женщины».

Это нам подходит…Верно заметил Чижов. Испокон веку, с тех пор, как научились писать и начали летописи вести, на Руси процветала междоусобица. За триста лет до татаро-монгольского нашествия жизнь человеческая ни черта не ценилась. А наши некоторые историки и писатели (и даже уважаемый мною М. Веллер) валят на татар жестокость российских взаимоотношений: дескать, деспотизм власти на Руси у нас от татаро-монгольского нашествия. А до их пришествия у нас было всё благородно и справедливо…мы были такие хорошие.

Хрен там!

Зато «Евразийская концепция» удобно объясняет нашу невозможность вписаться в Европейскую цивилизацию по той простой причине, что там слишком носятся с правами отдельно взятого мужчины или женщины, и даже ребёнка. У нас права только у господствующей элиты, у вождей традиционной религии, силовых структур и прислуживающих им интеллигентов. Всем остальным, когда они «качают» права, каждому в отдельности, говорят: «Да кто ты такой?».

А кто слышал такое, чтобы где-то в России наш "самый гуманный в мире суд" взялся защищать "честь и достоинство" отдельно взятого российского гражданина без чинов и званий?

Не по Сеньке шапка, не по Зурабу папаха, не по Хуану сомбреро - это такая международная пословица, но пошла она из древней Руси. Ну, это так говорят, чтобы не возомнил кто-то о себе слишком...о своей чести и каком-то там достоинстве. 

Когда же недовольных много и выступают они дружно, то сразу же возникает суета в Госдуме, и тут же скоро и споро стряпают закон, и всех инакомыслящих объявляют "экстремистами" или «иностранными агентами». А там и до «врагов народа» недалеко. Очень умная у нас Госдума, потому что от слова «думать». Они и вправду думают, что они - умные.

Ну и хрен с ними. Пусть господствуют, служат и прислуживают…Жизнь у них беспокойная, о положении своём пекутся неустанно, конкуренция, подсиживание, взаимные пакости…Рабы не мы.


Приведу ещё одно высказывание Е. Чижова, которое так и просится для цитирования:

«…писатель или поэт…эгоцентричен и, в отличие от того же переводчика или критика, работает в первую очередь для себя…Поэт – это лирическое амплуа. Он хочет, чтобы любили в первую очередь не его произведения, а его самого. Ему всегда недостаёт признания, он ощущает свою избранность…».

Что есть, то есть. Вечно нам не хватает любви и признания таланта. Всем не хватает – и евразийцам, и европейцам, и азиатам…

А почему не хватает? "...и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь" - так объяснил Иисус Христос.

Хочу любить и быть любимым – ну что в этом эгоистичного? Нормальное желание нормального человека. И неважно, где он живёт – в Европе или в Азии.

А беззакония много и в Европе, и в Азии, и в Африке...и дальше везде..со всеми остановками. Беззакония  нет там, где нас (людей) нет.


Рецензии