Жребий

                Ж Р Е Б И Й

Жребий бросать – судьбу испытывать.
Бросить жребий на удачу.
Познай мой жребий злобный…
Не всякий брошенный жребий стоит подбирать.
Не бросайте жребий в Судьбу.
Бросать жребий можно, но швыряться им не следует.
То ли жребий так пал, то ли чёрт за руку дёрнул.
Настоящие орлы на решку не ставят.
В глазах проигравших жребий слеп всегда.



«Для бедной Тани все были жребии равны…»
              А.С Пушкин «Евгений Онегин»

     Хотим мы того или нет, а жизнь наша, по существу, уподобляется игре в нарды, где расчёт соседствует с нерассчитываемым выпадением чисел на кубиках-костях. Нарды же оказываются моделью игры с Судьбой, школой учёта возможного, наиболее вероятного, а то и почти невероятного, но всегда родственного жребию.
     …Неудивительно, что древние представляли эту ипостась Судьбы как Судьбу-Жребий. Жребий, брошенный наугад. Жребий, который подчас может оказаться противоречащим всем нашим представлениям о вероятном. Как, скажем, в старинной скандинавской легенде, где рассказывается о войне короля Норвегии Олафа Святого и короля Швеции. Воевали они из-за одного города. Воевали-воевали и в конце концов благоразумно решили бросить кости, чтобы выяснить, кому должен достаться город. Первым бросил шведский король, и ему необычайно повезло: выпали две шестёрки. Увидев это, он сказал, что уж теперь-то всё ясно. Однако Олаф Святой возразил, что если Богу будет угодно, и у него выпадут две шестёрки подряд. Так и вышло.
     Пришлось снова кидать – и опять у шведа две шестёрки. Казалось бы, всё решено. Но не тут-то было. У кидавшего за ним Олафа на одной кости выпало шесть. Вторая же раскололась так, что в сумме получилось семь. Таким образом, город достался норвежцам.
     Правда, надо сказать, что у древних жребий не был равнозначен Случаю в нашем привычном понимании. Для них жребий – это не Случай как таковой, а голос Незримой, Непросчитываемой Судьбы. То есть он бросался там, где сами люди чувствовали себя неспособными делать должный выбор. Однако это вовсе не означало, что Судьба должна была обязательно быть слепой. Напротив, в приведённой здесь легенде неожиданный поворот событий не так уж и случаен. На то Олаф и Святой, чтобы Богу было угодно ему помочь.
                Ю.Я. Бондаренко «В чьих руках нить судьбы»


Рецензии