Добро и зло. Быль

Как часто мы разбрасываем вокруг себя злобу и раздражение, даже не замечая этого. Мы обругали кого-нибудь в автобусе или магазине, там люди начали в ответ «рычать» на следующих жертв и процесс уже не остановить. Катится снежный ком, накручивая новые пласты. Приходим на работу, там обруганные коллеги начинают нам жаловаться, высказывать недовольства своей жизнью, мы хамим в ответ, начальство задерживает зарплату, отпуск не дают в то время, когда хочется... Нам кажется, какие мы несчастные, ничего-то в этой жизни нет хорошего. Мы озлобляемся. Как бы в отместку за свои неприятности пытаемся насолить другим — почему плохо только у нас, пусть и у других будет.

А вы не пробовали по-другому? Получается очень любопытно.

Утром на почте стоит очередь. Люди пытаются до работы успеть кто-то заплатить за коммунальные услуги, кто-то получить перевод, отправить посылку... Работники почты стараются обслуживать быстро, но компьютер без конца виснет, очередь продвигается медленно. Люди озлоблены.

За четыре человека от окошка стоит молодая женщина. Видимо опаздывает на работу, нервничает. Сначала стоит молча, а потом начинает ругать всех подряд: оператора за то, что она работает как сонная муха, всех в очереди за то, что делать им нечего — по утрам на почту ходят, уборщицу за то, что она не вовремя моет пол и приходится переходить с одного места на другое, начальника почты за то, что не может организовать нормальную работу...

У моей героини, назовём её, к примеру, Елена, в этот день отличное настроение, ну, подумаешь, задержалась на почте дольше, чем рассчитывала. Это не повод, чтобы его омрачить. Но это брюзжание начинает на  неё действовать раздражающе. Твёрдо решив не поддаваться, Елена повернулась к ворчащей женщине, посмотрела на неё и неожиданно для себя и окружающих, сказала: «Вы такая красивая, ну зачем вы ругаетесь. Это вас портит.» Тут подошла очередь нашей героини и, вместо того, чтобы получить свою посылку, за которой стояла, она пропустила вперёд соседку сзади. Та, совершенно ошарашенная, молча сделала свои дела и ушла. Не знаю, что чувствовала она в этот момент и как вела себя дальше, но в очереди все люди заулыбались, внимание друг к другу так и засквозило в них, все сразу забыли, что им куда-то надо бежать, откуда-то появилась ещё одна работница почты и очередь стала двигаться быстрее и даже компьютеры перестали зависать. Что касается Елены, её отличное настроение поднялось ещё больше. Она просто летала в тот день, все дела ей удавались, всё получалось.

С тех пор она стала больше обращать внимание на людей вокруг себя, на их лица. Иногда старалась улыбнуться незнакомым людям просто так и чаще всего получала улыбку в ответ. И ещё Елена стала замечать вокруг себя таких же людей, которые отвечают на грубость не грубостью и злобой, а шуткой и по-доброму. И их становится всё больше. Может быть это только в её городе, не знаю.

Как-то Елена ехала в маршрутке после работы в час пик. Транспорта долго не было, да и погода была морозная (дело было зимой) и людей набилось очень много. Стоячих было человек восемь. Потолок в машине неудобный — очень низкий и приходилось стоя склонять голову набок. На дороге пробка. Машина движется со скоростью не больше десяти километров в час. На задней площадке по четыре кресла стоят напротив друг друга. Атмосфера накаляется. Вдруг женщина в одном из ряда кресел предлагает соседям: «Давайте чуть-чуть подвинемся и посадим кого-нибудь из стоящих.» Соседи оказались сговорчивыми, засуетились, задвигались и вскоре человек счастливый сел. Но заулыбались все: и те, кто сидел, и те, кто стоял. Посыпались предложения сесть на коленки, кто-то из молодых встал и уступил место пожилым, хотя это маршрутка, где в принципе не принято уступать место (не хочешь стоя ехать — не садись) и стоять было очень неудобно, мужчина маленького роста встал в пользу высокого гражданина, которому приходилось склоняться чуть-ли не в три раза. Так с шутками и прибаутками они незаметно проехали бОльшую часть пути. Люди, выходившие из этой маршрутки, были счастливы. Они были отдохнувшими после рабочего дня благодаря той атмосфере, которая царила внутри. К концу пути одна из пассажирок заметила: «Никогда ещё я не ездила в транспорте так весело и в первый раз мне не хочется покидать его.»

Тяжело, конечно, отвечать позитивно, если на душе тоскливо. Но почему тоскливо? И как это исправить? Можно ли этим управлять? Ответ однозначный: да. Надо просто открыть глаза и увидеть то хорошее, что есть вокруг нас. Посмотреть в зеркало и улыбнуться себе. Ведь вы очень даже неплохо выглядите, особенно когда улыбаетесь. А потом начать улыбаться другим и говорить им что-нибудь хорошее. Не думать, что это будет выглядеть глупо. Доставить приятную минуту другому — это не глупость.

Распространение злобы или радости — это цепная реакция. Как вы ответите, так и пойдет дальше распространяться. Иногда это может затянуться во времени, но положительный эффект будет обязательно.

Ещё пример, на даче один из соседей переругался со всей улицей. С каждым у него была своя причина. Несколько раз пытался поругаться и с нашей героиней, повод нашёлся до того незначительный, что даже вспомнить нечего. Но ей очень не хотелось. Не любит она ссориться. Елена просто смотрела на него и улыбалась. Он кричал, махал руками, разбрасывал траву ногами. Её улыбка раздражала его больше, чем любая другая реакция. Прошёл год. И вот весной в начале дачного сезона, он стал здороваться, разговаривать как-будто ничего не было. А в один прекрасный день попросил прощения. Конечно, она оценила. Гордый независимый человек нашёл в себе силы признать свои ошибки и попытаться исправить их — это дорогого стоит. Елена была первой к кому он пришёл мириться. Теперь это милейший человек, который поможет нуждающемуся и советом и делом. Что побудило его к этому, неизвестно, но, хочется верить, может быть частично и жизнелюбие нашей героини сыграло какую-то роль.

Давайте будем нести добро в этот мир. Ведь если каждый сделает что-то хорошее, даже просто подарит кому-то свою улыбку, то жизнь станет лучше. Зла станет чуть-чуть меньше.

Скажете — идеалистка? Да, наверное. Но это работает! Попробуйте.


Рецензии
Здравствуйте, Лариса! Будем знакомы! Рассказ Ваш понравился. Во всем с Вами согласна."Распространение злобы или радости — это цепная реакция" - это верно. Надо стараться, чтобы на тебе распространения зла заканчивалось.
Всего доброго! Желаю успехов! Заходите.
С теплом,

Людмила Каштанова   03.08.2016 03:47     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание. Всегда приятно, когда твоё мнение кто-то разделяет.

Лариса Одуванчик   27.08.2016 16:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.