Добрые люди

                Глава6. Свет.

  Первое,что я самостоятельно помню-это весна.Именно весна.Не знаю сколько мне лет,какой год,но что весна точно.Мамка намыла и открыла окна и дом наполнился запахом смородины.Я до сих пор помню и люблю запах смородины,когда набухают почки,появляются первые,ещё маленькие листочки,и запах смородины распостраняется на всю округу.Такое отрывочное воспоминание детства осталось навсегда.Все дальнейшие воспоминания уже про потом.Как обрывки кино,иногда эпизодами,иногда просто картинками.
  "Бегу по улице,а за мной бежит луна,я бегу быстрее,луна тоже быстрее,от этого почему-то страшно.Папка разрешил напоить коня Чижика на пруду,я еду верхом,сам один,Чижик наклоняется и начинает пить,я как с горки съезжаю по его шее и падаю в воду,Чижик со страху шарахается и бежит к дому,но я крепко держусь за повод и волокусь за ним до своего двора.Впервые сам иду в лес,конечно ни кому не сказав.В лесу интересно,а главное я независимый и взрослый.На поляне долго ловлю лягушку,но она всё время убегает,устав от такой охоты засыпаю под ёлкой.Просыпаюсь уже ночью,от холода и понимаю,что домой мне больше не попасть и придётся жить в лесу.Страха нет совершенно,мечтаю,как буду строить берлогу,почему-то именно берлогу,и засыпаю вновь.Искали меня всей деревней и нашли под утро,пожить в берлоге не получилось."
  Чем старше я становился,тем продолжительнее,ярче и образнее становились отрывки из детства,практическии серии фильма.Одна из таких серий-свет.К тому-же это историческая веха в жизни деревни,обойти которую нельзя.Перед тем,как появился свет,у нас никогда не говорили электричество,в деревне было много разговоров на эту тему.Взрослые конечно знали,что такое свет,потому как электричество было во всех соседних деревнях,и только нашу это благо цивилизации обходило стороной.Но я то не знал,что такое свет,поэтому всех замучил вопросами.В моём понимании свет давала керосиновая лампа,у нас их было несколько,различных по размеру и яркости.Самая яркая висела под потолком,над столом.Она зажигалась,например, когда приходили гости и нужно что б было светло на весь дом.Другая висела на стене,была менее мощная,имела круглый отражатель и светила в основном на стол,каждодневно ею и пользовались.Ещё такая же лампа была на кухне,и зажигалась по мере надобности.Так-же было несколько фонарей,с которыми ходили кормить скотину,в сарай за сеном,или когда шли в темноте куда-то далеко.С лампами всё было понятно,я даже умел их зажигать.Но другой свет для меня был совершенно не понятен.Особенно непонятны были рассказы и объяснения взрослых.По их словам в новые лампы не надо наливать керосин,не надо их зажигать спичками,горят они сами,а свет к ним подходит по проводам похожим на верёвки.Ввиду полного непонимания процесса я с нетерпением ждал свет.
  Наконец-то,летом шестьдесят шестого чудо произошло.В деревню приехали чужие мужики на трёх лошадях запяжённых в передки.Передки-это такая часть телеги,состоящая из двух передних колёс.Ими пользовались когда перевозили что-то длинное волоком,например дрова или брёвна.На этот раз на передках привезли столбы.Работа началась.По всей деревне,до самой фермы накопали ямы,в которые поставили столбы.Посмотреть на это собрались все,даже самые старые старики поднимались с лавочек и ходили по деревне от столба к столбу.А я просто носился как угорелый,пытался вместе со всеми помогать ставить столбы в ямы,но меня гоняли,что б не придавило.Это не портило моего восторженного настроения,и когда гнали с одного места,я тут же оказывался в другом.Потом началось ещё интереснее,начали натягивать провода.Двое мужиков прикрепили к ногам крючья,называя их когтями,и как кошки забрались на столбы.На самом верху крепили провода,которые и правда были похоже на верёвки.Я представил,как ночью эти провода будут светиться и свет озарит всю деревню.Но как он придёт домой всё-же было не понятно,неужели через окна?
  Следующие несколько дней прошли просто великолепно.Провода начали подводить к домам,а в самих домах вешать лампочки,и тоже проводить провода.Два провода скручивали и прекрепляли к роликам,которые гвоздём прибивали на потолок и стены.На каждый дом было положено установить одну лампочку.Я старался всем помогать,подавал ролика,таскал куски проводов,подставлял табуретку,в общем был полезен во всех отношениях.Мужики,которые назывались электрики,меня зауважали,давали разные поручения,отнести провод или ролики из одного дома в другой,передвинуть табуретку,что-то поддержать,а вечером весь инструмент оставляли у нас в доме,под моей личной охраной.Тогда я твёрдо решил стать электриком,о чём всем и рассказывал.Меня хвалили,говорили,что я уже почти электрик,что наверное меня возьмут в бригаду,только надо немного подрасти.Но буквально через несколько дней мир снова перевернулся,к нам приехал трактор.
  Когда все работы по монтажу были завершены,электрики сказали,что сегодня привезут движок.Мне это ни о чём не говорило и значения данному факту я не придал,как оказалось зря.К обеду в деревню въехал трактор.Такого я даже представить себе не мог.Огромное,железное,пыхтящее,урчащее чудище на гусеницах медленно вползло в деревню и остановилось.За чудищем тащился железный лист,с какой-то железякой.Из кабины выскочил парень,с перемазанным лицом и руками и весело мне подмигнул:
  -Садись,покажешь где ферма.
  Я был в состоянии близком к обморочному.Парень пдхватил меня мазутными руками и засунул в кабину,сам устроился рядом:
  -Ну,показывай.
 Я махнул рукой вперёд,чудище дёрнулось и поехало.Моему восторгу и ужасу не было предела,я ехал в тракторе,через всю деревню.Ужас потихоньку уходил,а восторга становилось всё больше,меня прямо распирало.Тем более деревенский народ весь был на улице и смотрел на трактор.А в тракторе я.Что бы вдруг кто нибудь не просмотрел такой значительный момент я старался высунуться из открытой двери как можно больше,вдруг кто-то со слепу или просто по невнимательности меня не заметит.Мазутный парень стал придерживать меня за руку,что-б не выпал.В тракторе было жарко,всё дышало теплом,а запах был просто великолепный.Проехав деревню из конца в конец,мы въехали на ферму.Там,у специально сделанного сарая,уже ждали электрики.Трактор привёз движок.Тракторист,его все называли Лапека,подтянул лист с железякой,которая и была движком,поближе к сараю и остановился.Разгрузили быстро,приподняв движок вагами,вкатили деревянные катки и движок,как на колёсах въехал в сарай.Что будет дальше,мне было не так интересно,потому,что Лапека собрался уезжать.Пропустить такой момент было преступлением,и от трактора я не отходил ни на шаг.Для уверенности даже взялся рукой за гусеницу.Лапека понял моё состояние и усадил в кабину.Второй раз подряд,на глазах у всей деревни я проехал на тракторе.На краю деревни я упросил Лапеку довезти меня до поворота,вылезать из такого замечательного чудовища-трактора не хотелось.В тот день я понял,что быть электриком решение преждевременное,надо быть трактористом,как парень Лапека.
  Добежав на одном дыхании от поворота до деревни я бросался ко всем встречным с вопросом-видели-ли меня едущим в тракторе?Конечно все видели.Тогда я с жаром говорил,что быть электриком не интересно,а вот трактористом,совсем другое дело.Что сначала,я конечно поработаю электриком,так как в бригаду меня практически приняли,но потом обязательно стану трактористом.Меня поддерживали,соглашались,что решение моё совершенно правильное.Так как свет скоро проведут везде,раз уж до нашей деревни добрались,и электрики станут не нужны.А вот тракторист,совсем другое дело,что скоро всех лошадей заменят на трактора,и прфессия тракториста несомненно более нужная.
  Самое смешное,что первую профессию,которую я получил была электрик,а вторая тракторист.Но это в далёком будущем.Пока-же в нашей деревне началась эра электричества,эра света.


Рецензии
Да, мечты сбываются!
А я помнею, как копали канавы, когда в деревню водопровод проводили.

Елена Ляхова   30.10.2016 23:38     Заявить о нарушении
Наша деревня до водопровода не дожила. Её уже нет.

Мик Александров   30.10.2016 23:41   Заявить о нарушении