Алек - 2012. Серебряное озеро

«Алек-2012»,  02-05.08.2012, Серебряное озеро.

   22.02.12. Забежал к Саше. Попал на застолье. Я и не вспомнил, что по конторам в этот час женщины мужиков поздравляют…
   22.07.12. Потихонечку бегаю, готовлюсь к очередному «Алеку». Хочется выглядеть более- менее достойно. «Тема». 

                Есть о чём писать, но не знаешь, как писать,  -
                пиши хроники.
                Если события умещаются в пару дней - репортаж.
                Report, Рапорт, Репортаж – донесение.
                Репортёр – приносящий.
                Лучше, если взгляд изнутри, участвует в процессе,
                набирается впечатлений, собирает информацию, 
                и доносит до читателя.

               
    01.08.12. среда. Сегодня Саша Алексеев хоронит Маму. Отпевание в храме Александра Невского. Узнал слишком поздно. В храм не успел.

    02.08.12. четверг. «День десантника».
    9-00.    Завезла и выгрузила Оля. На площадке я первый.  Помянув про день десантника: «Папа, ты ни с кем не заводись», - развернулась и отъехала.

     В стороне на взгорке единственный лагерь. Палатка, машина. Дети, женщины и какой-то мопс на берегу. У костра хозяйничает единственный мужчина, говорит, по пути завернули отдохнуть, через пару часов снимаются.
На площадке неожиданно чисто. Собрал всего пару полиэтиленовых мешков пластикового и тарного мусора. Несу к контейнеру. Навстречу сиреневая «Четвёрка» - машина Лёхи Демидова. Лёша Демидов, мастер спорта по спортивному ориентированию, постоянный начальник дистанций на Сашиных слётах - соревнованиях. Звонок от Оли: «Кто там к тебе завернул?» Успокоил дочь, я уже не один.

     Лёха поставил машину и сразу рванул на карту. Решил пройтись и я. В этом году к прошлогоднему пририсован изрядный кусок за дорогой. Наш старый «медвежий угол». Интересно посмотреть, заодно и по черничникам пройдусь, может, как ни будь, и времечко на ведёрко выкрою. В стороне от лесной дорожки Лёша размечает стартовый городок. От предлагаемой карты отказываюсь. Не стоит нарушать свежесть впечатлений.

     Вспоминаю, как в конце семидесятых рисовали здесь карту с Саней Холмовым. Идём по узенькой визирке. Следы свежие поперёк. Саша удивляется, размер-то, за пятидесятый.  Смотрю, каблука нет… - Мишка, - говорю, - Да, ну! - Отошёл немного в сторону. Саня вдруг застолбенел.
- Смотри, смотри, - шепчет. Три шага, и я снова на визирке. Впереди, шагах в десяти, огромная плюшевая туша. И на её фоне, треугольник из черных точек - два глаза и нос. Прикидываю, даже если бы в руках ружьё с жаканом, то попасть в этот непрерывно двигающийся треугольник проблемно. А мимо - только раздразнишь, обозлишь.
     Саня, теперь он немного в стороне: - Что делать-то будем? - Не знаю.
- Бежим? – Догонит… – Потихоньку стаскиваю с плеча рюкзак. Развязываю. Достаю завёрнутую в газету пайку. Мишка, похоже, не собирается нас драть. Если пойдёт к нам, я ему пайку и брошу. Разворачиваю свёрток, на мгновение опускаю взгляд, а медведя на просеке уже и нет. Ушёл, отказавшись от подарка. Пайку и сами съедим. Идём вперёд. На визирке неслабый камень, вывернутый медвежьей лапой. По обеим сторонам непроходимый еловый подрост. Как же он ушёл? Ни одна веточка не шевельнулась. Предательская дрожь в коленках долго не проходит.
     Где-то здесь должно быть лесное озерцо посреди мохового болотца. Недалеко от него Сане трофей попался, рог лосиный. Матёрый.

     Тридцать лет прошло.  Ничего не узнать.  Черничников нетронутых много. Но ягода в этом году бедновата. Поползав с часик, возвращаюсь. Прохожу мимо размеченного стартового городка. Демидов, похоже, уже в лагере.
 
      Прибираю хлам вокруг старого кострища – как раз место для лагерной кухни. Рядом и столы с тентом встанут. Всё, как в прошлом году. Через часик на площадку заруливает грузовик со скарбом. За ним пара машин с мужиками и девчонки с продуктами. Уже веселее.

      Электрика, сантехника, стартовый городок компьютерные прибабахи, Ребята все старые, не по первому году, при делах. Двое молодых, вроде бы и не знают, за что браться. Вот и моя бригада. Яма под сточную воду, в стороне яма под холодильник, душевая кабина для женщин, столы, скамейки, скатерти. По ходу знакомлюсь с молодыми. Рослый, видный, немного застенчивый, Вася, вернулся из армии. Я и не знал, что у Демидовых такой старший сын. Второй, Игорь, студент Питерский, шустрый, но леноватый, «манагер» будущий, особо не разбежится, но за компанию тоже поработать может. Этот меня знает и помнит, Алексеев, говорит, папа у него. Ну, который мясом занимается. Как-то быстро все подхватились и к вечеру за ужином подвели итоги. Всё, в основном, готово. В этом году быстро всё у нас получилось.
    
      03.08.12. пятница
      Незаметно и буднично подвезли и установили биотуалеты,  целых три кабинки.
      Народ заезжает. Как всегда, встречаешь с некоторым волнением. Момент почти торжественный, видишься-то, считай, раз в год.
      Ночное ориентирование. Старт первого этапа впечатляет. Станций маячков аж на двадцать пять команд. И все «побежали». Два экрана демонстрационных показывают маршруты движения участников «он лайн». Большой экран на сосне от проектора, и телевизор плазменный под навесом. Жду Татьяну. Всё-таки, бабушка уже. Прибежала.  Начал я спокойно, но залетел уже на первом КП. Вышел, кажется, точно. Ползаю, а КП нет. Димка с Никитой старым прибежали. Похоже, они уже третий этап бегут. Никита фарой своей посветил, КП в пяти метрах от меня. Слепой. Дальше так и пошло. Мы с Димкой вперёд. Никита с фарой сзади. На третьем КП Димка придуривается: «Шеф, старый маразматик, давай сюда! Я тебя в лесу ночью одного не брошу». Никите-то уже семьдесят было, да и Димка не юный пионер, дети уже с картой бегают. Пробую от них убежать, да не получается. В район четвёртого КП я выхожу, кажется, точно, но ничего не вижу. Пока ползаю, меня опять Димка с Никитой догоняют. Так и пробежали. С последнего ускорился на финиш, оторвался немного. Колю Матроса на третий этап, меня не дожидаясь, уже запустили. Оказывается, где-то за пару КП до конца дистации мой сигнал на экране пропал, то ли станция сдохла, может ещё чего с ней случилось. Получается, я второй год подряд подвожу свою команду. Так меня Татьяна – адвокат и уволить может.
      После финиша никто не расходится. Те, кто помоложе, тусуются с плясом. Старики философствуют за ночным ужином.


Ольга Назарян (Псков) "Ночное ориентирование (АЛЕК-2012)"

Август, жара, снова АЛЕК нас за собою манит,
Серебряное озеро стало словно магнит.
Вот и палатки, и что-то снова щекочет в груди!..
Спускаются сумерки, Генрик вприпрыжку бежит впереди.

Ночное! Ориентирование! Как долго он этого ждал!
Успеть бы на регистрацию!.. И вдруг он с тревогой сказал:
"Мама, скажи, а как же один я в ночное пойду? -
Можно ведь только с 16-ти!" - "Сынок, я выход найду:

Командой нам - больше стольника! Первый беги этап!.."
Сын пробежал дистанцию совсем неплохо... Но как
Ночью по этим канавам, ямам и по буграм?!..
Я ничего не вижу! - КП где?!.. Вдруг голос: "Мам!..

Как я тебя оставлю - неопытную совсем?
Давай сюда свою карту!.." - Вот так сложился тандем.
"Мама, давай быстрее!" - "Сынок, я стараюсь, бегу".
"Мам, мы такими темпами вернёмся только к утру".

И вместе мы побежали... - Вернее сказать, пошли,
И так, в четыре глаза, мы все КП нашли.
Огромная-преогромная над нами сияла луна,
Ярче, чем два фонарика, нам путь освещала она.

Сказочно-очарованной природа была вокруг,
И шёл в ночи со мной рядом не просто сынишка - друг!
"Генрик, смотри - фонарик!" - "Мама, смотри - светлячок!"
Вот и КП наконец-то - заветный наш маячок!

Радость переполняла, захлёстывала меня,
Когда на КП заветное сама выходила я.
Кусты, колючки, крапива - такая всё ерунда!
Компас - твой друг и карта!.. Включи мозги, и тогда

Будет тебе награда - снова КП возьмёшь!
И прелесть ориентирования ты в этот момент поймёшь!

               


   04.08.12. суббота
   С утра почти обычный ритуал. С Серёгой Тарасиком и Верным Прошкой, - Серёгин друг кокер спаниель скачет вокруг, - разжигаем костёр, кипятим воду для завтрака, потом ставим детскую дистанцию.  После открытия и подъёма флага сразу детское ориентирование.  Участников год от года всё больше. Возраст от года, почти километр с мамой за ручку и до «М, Д – 9». С десяти лет уже пожалуйте в лес, пусть ещё на короткую, но вполне взрослую дистанцию. Внук Мишка где-то неудачно дистанцию подрезал, КП проскочил. Сняли. Весь в расстройстве. Под конец Серёга Тарасик сжалился, позволил ему «утешиться», перебежать. Но в призы он уже не попал.

   Ориентирование. День первый. Начинаю, как всегда, стараюсь сдерживать себя. После третьего КП догоняет Толик Кубарский. Он стартовал минутой позже. Толик уже  «М-65». Пару КП бежим параллельно. Дистанция у нас, похоже, одинаковая. Чувствую, что бегу легко, по ходу я, кажется и посильнее Толика. Где-то после шестого КП даже появляется мысль ускориться, убежать. Но выиграю секунд двадцать, не больше, маленькая ошибка, и проиграю уже много. Толик мастер, бежит красиво, практически без ошибок.  Да и я его контролирую, если что. Так до конца вместе и добежали. По первому дню у меня по «М-60» второй результат. Неплохо.

   На детских соревнованиях внук Мишка в этом году без медалей. «М-9» - соперники у него уже серьёзные. Тренироваться надо начинать. Ребята ведь неслучайные в лес приехали.

   В программе водного туризма сюрприз. Вместо дистанции с поворотами – разворотами Коля устроил нечто вроде перетягивания каната. Две байдарки связаны пятнадцатиметровым линём, посередине буй – поплавок. Два экипажа выравниваются на позиции. Старт, и понеслось «на раздир», кто кого перетянет. Заявилась двадцать одна команда. Готовимся и мы с Ольгой. Посадил её сзади, прокатились, попробовали, даже не мешает. Жеребьёвка, и на вылет, по олимпийской системе. 21-10-5-3(2+1, один экипаж отдыхает по жребию) – полуфинал. Всё оказалось не так и быстро. Некоторые пары таскали друг друга минуты по три. Я оказался самым старым капитаном. Лысый, седой, тощий, но, кажется, могу ещё. Нам с Ольгой в жеребьёвке повезло: сильнейшие в первых парах не попались. Три раунда мы выиграли. Болельщики на берегу только разогрелись. Часа за два добрались и до полуфинала. По жребию отдыхать нам не пришлось. В соперниках у нас Коля Матрос младший с Мамой Верочкой. Коле двадцать пять на днях исполнилось. Турист водник и мастер спорта по спортивному ориентированию. Росточком Бог не обидел. Да и симпатичен. Свадьба на носу. Невеста на берегу за него болеет. И мама Верочка, дети уже женихи-невесты, но в форме. Бодались под ободряющие крики с берега минуты три. Кончились силы мои стариковские, перетянули нас Матросы. Финал. Соперниками у семейной лодки «Мама Верочка и сын Коля»  интернациональный экипаж - Мишка Иванов в паре с Новгородкой. Она первым номером села. Старт. С первых гребков видно, что в лодке опытная гребчиха. Так и есть, это сегодня она тренер по ориентированию, а в прошлом мастер спорта по академической гребле. И Мишка когда-то в спортивной байдарке до первого разряда добрался. Гребцы оказались сильнее туристов – водников. Вот и чемпионы определились. Но бронза-то – наша! Дочка Оля и внук мой Мишка радуются.  Впервые в жизни Мама спортивную медаль заработала.

     Семейная полоса препятствий, «Мама, Папа,  я». Дистанцию по традиции ставит семья Тихомировых. В прошлом году мы бегали Папа Лёша, Дедушка Володя и Сын-внук Миша. В этом году Мама Оля, Сын Миша и я, Паподед.  Нам конечно, особо не светит, уж больно соперники борзые, но удовольствие Мишке доставить надо. Больше километра с картой по лесу, на КП – этапах стрельба, тарзанка, викторина спортивная, мячик футбольный в ворота забить, тоже не очень получается, через болото прочавкать, «минное поле» преодолеть. Сил у меня к вечеру уже не так и много. Но от внука не отстаю.

   Очень мне нравится, когда мне говорят: «Тебе-то хорошо…» Я соглашаюсь. Мне, похоже, действительно, в этой жизни не плохо. И вспоминаю конец книжки мудрой финской ориентировщицы Лийсы Вейялайнен.

  Валера Тихомиров после тяжёлой автоаварии выкарабкался, но  стал заторможенный и ещё более «рассудительный»:
-   Почему бы тебе не заняться каким-нибудь делом?
-  А я что, по-твоему, бездельничаю?
-  Ну, я имею в виду, предпринимательством.
- Купи – продай? Мне это не катит. Уж лучше я останусь пенсионером и мелким сельскохозяйственным производителем.


   «Старики»:
   Людмила Горшкова – «Мать», Татьяна Столярова – «Танька адвокат». Стоят своим костерком, тихо перетирают и вспоминают былое. Рядом Мясниковы, Ушаковы, Тамара Сафончик.    Никитины старшие и внуки, Димка с Татьяной в лагере, при делах, Алёшки в этом году не видно. Где-то занят.
   Боря Шемякин, что-то уже не бежит. Его дочь Ольга, в первый день обидно подвернула ногу.  Парень рядом с ней рослый и симпатичный, похоже, у Бори на подходе очередная свадьба.
   Демидовы: Лёха, Галка, Вася, вернулся из армии. Большой, красивый, доброжелательный и работящий. Я-то думал, что у них Кирилл, Мишкин ровесник, один. Семья ужасно симпатичная.
   Алексеевы: Лёха, лыжник, на «Драконе» в 2007 на Питерской Европе мы с ним в одной лодке выступали, главный в программе «шашлыки». Жена, конечно «себе на уме», а как в этой жизни иначе? Сын Игорь – студент «манагер», леноватый и слегка, в меру,  нагловатый. Но, рядом с Васей, за компанию шевелится, полезен.
   Бессменный шеф повар Валерия и девчонки при кухне. Молодой доктор травмотолог Лёша. Это уже круг общения больше Ольгин.
   Саня Холмов. В этом году он заехал двумя джипами. Целый лагерь рядом с моей палаткой. Ольга, старшая. Двое внуков симпатичных и одарённых. Отец, лётчик отставной, мужик видный, кровей то ли казацких, то ли кавказских, гордится сынами и пылинки сдувает. Ирины и Машки нет.
   Медик из Гдова. «Человек уникальный», как говорит Саша Алексеев. И её муж на «Ниве». Поговорили, хозяйство у них в Гдове. Одной медициной сыт не будешь. Дочка мечтает стать доктором, А в мединститут поступить не получается.  Пока?

   
   05.08.12. воскресенье

   Ориентирование. День второй. Дистанция поставлена по старому, «прошлогоднему» участку карты. Начал неплохо. Но после четвёртого КП меня догнал какой-то молодой. Ускорился за ним. Через триста метров молодой резко сворачивает вправо. Я бегу вперёд.  Пятое КП на берегу длинного лесного озерка, останавливающий ориентир.  Но, впереди вместо спуска к озеру подъём в гору. Похоже, меня занесло влево, и низину озера я проскочил. Всё-таки ломаная левая нога у меня короче шагом. Возвращаюсь и тоже ухожу вправо. Вот и озеро. На берегу лагерь, четыре палатки. Молодёжь в каких-то средневековых костюмах. Ролевые исторические игры - реконструкции ныне в моде. Где-то здесь, между палатками и КП должен стоять. Народ не спешит подсказывать. Теряю ещё секунд двадцать. Но, по сравнению с большой ошибкой - это уже ничто. Дальше всё наперекосяк. Ошибся и на шестом КП. Вот и пролетел я мимо медали.

   Награждение.
   Толик Кубарский, 1947, чемпион «М-65», он ещё молодой.
   «М-60». Саша Орлов, Великий Новгород, чемпион.  Вторым тоже Новгородец Векшин, жена у него тренер по ориентированию, мастер спорта по академической гребле. Третьим Порхунов Владимир, Великие Луки, ровесник мой,  1949. По сумме двух дней на пару минут он сделал меня. Я четвёртый. Толик Кубарский: «А чего ты хочешь? Он мастер спорта по лыжам, работает в институте физкультуры. Три раза в неделю кроссы бегает, два раза в неделю в бассейн ходит».

    На закрытии. Два конверта. Мне от Саши 1000 руб., Ольге лотерея 500 руб., дороговато Саше обходится этот «праздник Души».

   Заехал в четверг первый, выехали в воскресенье последние. У Оли были дела в городе. Всё собрали, всех провели, подчистили площадку. «Комендант» Серёга с Катей отъехали пораньше. У них сегодня ещё «мероприятие» - День рождения Сашиной младшей. Вот и третья невеста уже подросла.

   Собрались, вещи отнесли к лагерю Новгородцев и пару часов походили с Мишкой по карте первого дня - «мастер-класс». В этот раз поучили малого. Без медалей. Часов в семь вечера Ольга отзвонилась. Подъезжает. И мы как раз заканчиваем свою лесную тренировку.

   Лагерь ребят - ориентировщиков из Великого Новгорода. И их тренер. Остаются ещё на недельку, на тренировочный сбор. Оля отгрузила им трофей, уже очищенную рыбу, и остатки овощей: «У них лишними не будут», -  свой ребёнок, а приятный.

06.08.12. понедельник. По возвращении, в понедельник проснулся с чувством вины. Как будто чего-то не доделал, или наговорил лишнего. Что-то уж слишком часто у меня такое.
Неврастеник и болтун. Хотя: «Пока в тебе живо чувство личной вины перед другими, из тебя невозможно сделать поросёнка». -  Вл. Максимов, «Семь дней творения».


   
    Вероника Алексеева, теперь Раева, Олина ровесница и одноклассница. Саша и Ольгин класс. Продолжение после моего отъезда в Крым.


Рецензии