Зарисовки с натуры - июль за окном

-И вот, учёные выявили гены стойкости у тех, кто выжил в блокаду. Условия-то были у всех одинаковые, а выжили не все. Почему? Вот, гены, оказывается...- продолжает нашу беседу моя коллега, Н.П., переквалифицированная, как и я, на это лето, в воспитателя городского лагеря отдыха. На мой взгляд- мы переквалифицировались в гидов небольшого турбюро, потому что занимаемся организацией экскурсий для детей по Кургану. В экскурсию входят посещение музеев, коне- птице- ферм, собачников и проч..

Сегодня мы, несмотря на изменившуюся погоду, вдруг резко повернувшую температурную шкалу с плюс 38 до 17 градусов и мелкий нудный холодный дождь с ветром, поехали в Музей Авиации. Все дети были там не один раз, но всё-таки пришли почти все.

Набились в маршрутный автобус,проехали до аэропорта. Водитель с кондуктором  высадили нас около Музея, несмотря на то, что остановки там нет. Мы были благодарны им, потому что это позволяло не идти по улице и дождю.

Широкие металлические ворота Музея, а находится он под открытым небом, были широко распахнуты. Мы остановились под крылом самолёта и ждали настоящего патриота, удивительно интересного рассказчика, Семёнова Игоря Михайловича, собственно создателя этого музея. Музей создавался  в 1985 г. в качестве ведомственного музея Курганского объединенного авиаотряда гражданской авиации СССР. Первоначальное наименование – музей аэропорта Курган. До  сентября 1991 г. экспозиция располагалась в отдельном помещении, примыкавшем к фойе актового зала в административном здании аэропорта и состояла из наград, знаков отличия, документов, фотографий, предметов летного снаряжения. МиГ-21ПФ стоит в музее с 1993 года. В сентябре 1991 г. из Курганского военно-политического авиационного училища были доставлены первые экспонаты: МиГ-17 и МиГ-19П. ( А ведь МиГ-17, советский реактивный истребитель был первым из серийных советских истребителей, достигающим скорости звука!) С 1993 г., по завершении первого этапа комплектования экспозиции авиационной техники, включающей как гражданские, так и военные летательные аппараты, музей именуется Курганским авиационным музеем. В последующее время самолеты и вертолет попадали в этот музей, ставшим им вторым домом, разными путями- АН-24 загнали на площадку работающим, с взлетной полосы!

В июле 2003 г. музей получил статус государственного, в качестве филиала включен в состав ГКУ “Областной краеведческий музей” Комитета по культуре и искусству Курганской области Министерства культуры РФ. Музей располагает экспозициями истории гражданской авиации Зауралья и авиационной техники, двумя постоянными выставками: “Спортивная авиация Зауралья” и “Летное обмундирование и снаряжение экипажей ВВС 1930-х – 2000 гг., собраниями основного, научно-вспомогательного и библиотечного фондов по авиационной тематике.

Мы сидим в фюзеляже транспортного самолета Ил-14Т, разглядываем манекены в противоперегрузочных костюмах пилотов самолета По-2,  системы спасения и жизнеобеспечения К-36ДМ.  Игорь Михайлович показывает принцип работы аварийной радиостанции "Комар- 2М":
-Её можно хоть замораживать, хоть в костёр бросать- ничего с ней не будет!
Мальчишки, даже болтливый и соскучившийся по общению Даня К., затихают и перестают кутаться в ветровки и шуршать пакетами с печеньем. Рядом с манекенами в лётной форме как-то страшно ослушиваться. Затихают.

-Но у этого прибора есть батарейки, и он не может постоянно подавать сигнал. Каким образом можно подать сигнал пролетающему самолету?
-Костер разжечь! А спички есть?
-Есть, которые и в воде, и на ветру горят!Специальные!Как вы думаете,- продолжает И.М.,  - какая пища наиболее калорийная?

И я вспоминаю съеденную вчера копчёную курицу, просто оттого, что захотелось её съесть.

Кто-то называет сало, кто-то мясо сушеное, кто-то сметану...
-Сахар!- отвечает на свой вопрос И.М.-а ещё что?
Дети молчат, но кто-то тихо говорит :"Чипсы"

-Шоколад! Вот здесь, в аварийном запасе питания НАЗ-7М, хранилось 10 маленьких шоколадок, но в первую очередь, летчик должен был что сделать сам, как должен обеспечить себя пищей?
-Убивать птиц, зверей,- нашёл ответ Даня.
-А это как называется?
-Убийство,- торопится ответить Снежана, и осекается, потому что И.М. качает головой.
-Цивилизованно как называется?
-Охота!- находится Даня, и я, погрузившая свои мысли в созерцание образцов парашютного прибора КПП-У, пробуждаюсь, и задумываюсь, вспомнив один эпизод из недавно просмотренного фильма о войне: мальчик приносит кусок парашюта, и его сестра, выпросив часть, хочет шить платье из парашютного шелка. И следом  вспоминаю, что в гостях у одного ветерана афганской, чеченской и разных африканских войн, десантника, видела на кухне занавески из такой вот ткани!

-А рыбу мог ловить?
-Да!
-А как это называется?
-Рыбалка!
 
И.М. рассказывает о  спасательной лодке МЛАС-1, бортовых аварийных самописцах МСРП-12 и “Тестер”, магнитофоне самолетном МС-61...

-Можно же угнать самолёт!- прошептала И.-Тут всё работает!
-Нет, на этих самолётах не улетишь, потому что если в самолете нет даже одного болта, на нём летать нельзя,- улыбается Игорь Михайлович, показывая, как управлять штурвалом для того, чтобы взлететь вверх, вперед, прямо, вниз...Мальчишки заворожено смотрят на лопасти винта, забыв про холод. Наверное, также стояла и Светлана Копанина(кстати,научившаяся летать у нас в Кургане),  Валерий Чкалов, стояли и другие мальчишки, девчонки, мечтающие взмыть в небо и разинув рты от восхищения.

-Ну, кто хочет полетать?- спрашивает наш гид, и мальчишки гурьбой несутся к вертолету. С девочками, изрядно замерзнув, идем в АН-24Б, где также можно "полетать", также можно поиграть в бортпроводниц и командиров, пилотов и стюардесс.


Мальчишки скрываются в вертолёте Ми-2. Закрывают плотно кабину.
Я нахожусь с девочками, в самолете АН-24 Б, на мягких сиденьях, и если не задевать подлокотники кресел, которые обжигают ледяным холодом, становится тепло. Самолет покачивается порывами ветра.

-Ирина Васильевна,мы взлетаем?
-Нет, конечно.
- Но нас качает!

Я молчу, что-то вспоминая про турбулентность и потоки воздуха. Вот бы самолет взлетел и приземлил нас в теплом зале, куда нам надо добраться после экскурсии и где детей разберут родители! Но такого не будет! Потому что будет выход на холод, моросящий дождь...

Но время экскурсии заканчивается.
-Так вот, почему же выжили в блокаду?- Н.П. допытывается, стараясь услышать
тривиальное.
Но, наверное, только русские способны отправить своих детей в такой холод на экскурсию! А может нет?

 Мысли тоже замерзают, июль на окном!

Фотография автора


Рецензии