Тамара Киселева. Мама

Опубликовано с разрешения автора. Оригинал: http://www.proza.ru/2015/01/26/1130


Хочу написать о своей маме,уже десять лет,как её нет с нами,а память о ней живёт во мне,вызывая порой слёзы, а порой улыбку.Мне всё время кажется, что я что-то не додала, не сделала для своей любимой мамочки.

Почему ей было так одиноко в конце своей жизни? Ведь нас у неё было четверо дочерей и много внуков.Возможно каждый человек к концу своей жизни начинает ощущать одиночество своей души,которая стремится соединиться в мировом пространстве с тем сонмом душ,откуда она появилась.

У мамы, Натальи Григорьевны Киселёвой, была нелёгкая судьба. Она родилась в селе Казинка Воронежской области на Дону в бедной крестьянской семье. Детей было четверо,обувку носили зимой по очереди, не доедали,весной шли на луг собирать корешки и травы.Вскоре семья переехала в Россош, там наш дед пристроился  буфетчиком в столовой и нашёл себе молодую, на двадцать лет моложе. А свою неграмотную жену бросил с четырьмя детьми и без профессии.

Старших сыновей забрали в армию, а вот маме было четырнадцать лет, а сестре   Дусе одиннадцать. Куда было деваться? Маме приписали два года в метрику и выдали паспорт, а её мать, Надежда Георгиевна, вместе с младшей Дусей уехала в Киргизию к своим братьям. Маму пристроили убирать посуду в столовой, а жить стала в бараке у брата Ильи, который только женился. Отец ничем не помогал.

К маме стал присматриваться товарищ брата и предложил ей выйти замуж за него.
От безысходности, что никому не нужна ,она в шестнадцать лет вышла замуж за Ивана, который был на двенадцать лет её старше. А в семнадцать уже родила первую дочку. Иван, мой отец, оказался добрым человеком, он жалел мою маму и всему её учил:стирать, готовить, шить, он всё умел. С семью классами образования он выучился на моториста и работал на авиационном заводе в Воронеже. Вскоре через год мама родила вторую дочку,но тут грянула война. Завод эвакуировали в Куйбышев, отец уехал,а мама осталась с детьми и не знала,что делать.

Воронеж бомбили, с последним эшелоном удалось уехать в Куйбышев. Жили в бараке, в комнате десять метров, топили печку. Отец работал в цехе ЛИС, лётно-испытательная станция, выпускали ИЛ-2, ковали победу в тылу. За свой доблестный труд он получил орден Красного Знамени и две медали. После войны отец взял ссуду и построил дом в пригороде. В 1947 году родилась моя сестра Галя, а в 1950 году и я. Отец всё хотел сына, но рождались одни дочки. Чтобы прокормить семью, держали коз, разводили сад и огород и всё это умел делать мой папа.
.
Отец продолжал работать бортмехаником и испытывал новые самолёты. В 1951 году 18 августа проводили испытание бомбардировщика Ту-4,отстрелявшись в районе Саратова, он не вернулся. Экипаж погиб.

Мама осталась одна, на руках четверо девчонок от двенадцати до одного года. Трагедия была тяжёлая, родственники отца приехали на похороны и стали просить вещи отца, одежду, обувь. Не дав маме ни копейки, жили на маминой шее две недели, а она не знала чем их кормить. Администрация завода помогла, продала наш дом, погасила ссуду и дала нашей семье однокомнатную квартиру на пять человек и это было счастье для того времени. Семьям погибших сам Сталин назначил пенсию, детям, родителям, жёнам, если они не работали.

Некоторые завидовали этой пенсии и говорили, что мама из ресторана ест, там продавали обеды на вынос и жили мы рядом с рестораном. А каково было моей маме остаться одной в 29 лет с четырьмя детьми? Я росла и всё время держалась за подол маминого платья, всё боялась, что её не станет.

Погибло тогда пятнадцать человек-экипаж, все называли их - "летчики". Нам детям погибших это было почётно, но жить было тяжело, нас называли сироты, а иногда безотцовщина, когда дрались во дворе. Мама, когда мы её огорчали, говорила, что пойдёт бросится под поезд. А я плакала, мне было страшно.

Мама была красивая, голубоглазая хохлушка, с прямым носом, чёрными волосами, высокая и стройная. К ней сватались, но она понимала, что отца детям не найдёт. Жизнь шла, мы поступили в институты, выучились и вышли замуж, пошли внуки. Всех внуков мама любила и нянчила. Особенно много она помогала мне, потому что у меня родился сын с ДЦП. Мы ездили всюду, лечили его. Мама всегда помогала и мне казалось, любила его больше других или жалела. Когда сын начал писать, она стала его секретарём и писала за ним под диктовку.

Когда мама заболела, я не сразу поверила, в свои 82 года она была ещё сильная женщина. А когда стала говорить про своё одиночество, я ей отвечала: ты ведь у нас живёшь, у тебя есть я и внуки. А она мне: ты не понимаешь. Да, я этого не понимала. Я и сёстры ухаживали за ней, она пролежала только месяц, о смерти говорить не хотела и тихо умерла.

Только со временем я стала понимать, как мне её не хватает, что я теперь старшая в своей семье и вся ответственность за мой род на мне.

Светлая память тебе, мамочка! Я верю,что тебе там хорошо. А сыну моему ты часто снишься. Я верю, что ты ему помогаешь и оберегаешь его.
 


Рецензии