Уроки Нептуна

Боцман (на флотском жаргоне дракон)
- начальник палубной команды.

      
   Свирепый  океан – зрелище завораживающее, особенно на страницах цветных буклетов, фотоальбомов и в документальном кино. А в реальной жизни? -  Экстремальная среда порядком изматывала, пока не приспособишься или не прибьёшься к родному причалу. А тут ещё жена, дети или «женщина моей мечты» заполняла думы и тревожные сны рыбака. Мысли о них преследовали последние месяцы, недели и даже сутки длительного промыслового рейса. Состояние гнетущее, а излечивал только манящий огнями маяка далёкий берег Кольского залива.

   Рыбацкий труд тяжелее на порядок, чем у моряков торгового флота. «Рыба ищет где глубже, а человек - где рыба» - такова извечная формула добытчиков. Но мало найти и выловить косяк селёдки или трески. На больших морозильно-рыболовных транспортах (БМРТ), после вахты - будь любезен на шкерку (разделку) рыбы, которая тоннами сыпалась на палубу с поднятого трала. Конечно, попадали на флот и случайные люди, они маялись годами, меняя корабли и коллектив. Это про них любимец военных моряков, адмирал Степан Осипович Макаров, ещё в начале ХХ-го века, образно сказал: «Мой сундучок проплавал со мной двадцать лет, но так сундучком и остался»...

   Мурманский рыболовный траулер «Бриз», в отличие от БМРТ - судёнышко небольшое, но устойчивое. В штормовом океане траулер сначала взлетал на гребень огромной волны, а затем проваливался в образовавшуюся гигантскую впадину. Ощущение моряков – сродни катанию на «американских горках», но длилось порой неприемлимо долго. Холодную Северную Атлантику, без захода в порт, рыбаки «утюжили» месяцами, лишь периодически швартуясь к плавбазе. У тружеников моря это была своеобразная отдушина, маленький праздник. Там они сдавали улов, а принимали воду, продукты,  топливо, меняли кинофильмы и снова уходили в туманную даль. Огромное морозильное судно-фабрика, забрав из района промысла дары моря, доставляло их в порт, чтобы побаловать вкусной рыбкой жителей близких и далёких от океана городов.

   В осенне-зимний период Атлантика отличалась исключительно крутым нравом: постоянные шторма, непрерывная качка и обжигающий ветер открывали глаза на профессию вчерашним курсантам мореходной школы. А ведь с берега море казалось таким романтичным, ласковым и манящим своими голубыми просторами. Однако на промысле молодые рыбаки Олег Ершов и Игорь Билоус более всего опасались крутого нрава обладателя рыжих усов и бороды, боцмана Харламова. Из уважения к опыту старого морского волка, на судне его величали Данилычем.

   Во время перехода в новый район "рыбалки" боцман Харламов с двумя матросами крепили на полубаке (носовая часть судна) бухту швартовного каната, сорванного волной. Не всё получалось у Чернова с Билоусом, потому дракон (так величают на флоте боцманов) подбадривал моряков ненормативной, «солёной» лексикой. Да так, что децибелы боцмана перекрывали ураганный ветер и шум океана, а свирепое выражение лица Данилыча и вовсе пугало неопытных рыбаков.
      
   Как рассказывал потом Игорь Билоус, с носа траулера неожиданно зашла огромная волна. Словно Ниагара она обрушила на палубу тонны воды и бурным потоком унесла Харламова в морскую пучину. За бортом мелькнули боцманские усы да сжатая в кулак рука дракона. Вцепившимся в леера матросам показалось, что боцман успел погрозить небесам, прежде чем его подхватила волна. 

   Свершив своё чёрное дело, Нептун слегка успокоился, позволив матросам спуститься с полубака, чтобы доложить капитану о случившемся. Но что это? «Матка боска!» - как в таких случаях выразились бы коллеги, польские рыбаки. Не кошмарный ли это сон, а может привидение? Не поверив своим глазам, моряки переглянулись…
      
   А то что увидели, наверняка будут вспоминать всю оставшуюся жизнь! С кормы судна шагал целый и невредимый боцман Харламов, освещаемый проблесками молнии меж чёрных и мрачных грозовых туч. С усов и бороды Данилыча стекала солёная, как слеза матросской вдовы, вода рассерженного океана. Не приняла стихия дракона, обогнув судно, волна накатила на корму, доставив неугомонного боцманюгу на борт траулера. Как будто морской царь Нептун строго предупреждал Данилыча аккуратней выражаться на просторах Атлантики...


Рецензии
Забавная небылица.Обычно кого волна смывала за борт то безвозвратно.
С уважением.

Лев Закрутин   05.08.2015 00:36     Заявить о нарушении
Уважаемый Лев Фёдорович, это ведь не рейсовое донесение и не отчёт первого помощника капитана! Эта быль или небылица гуляла на флоте ещё в 60-х годах. Так что, конечно, это не документальный материал. С вашего позволения, в своих зарисовках, чаще всего, основанных на реальных событиях, есть и художественный вымысел. Прости, пожалуйста, если сможешь...
Всего доброго - Феликс Ц.

Феликс Цыганенко   05.08.2015 07:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.