Жил был художник один

 В школе во втором классе, нам на уроке  рисования дали задание нарисовать грушу или яблоко. Я весь урок рисовала... рисовала..., но ни яблоко , ни груша у меня не получались. Не могла  я осилить эти фрукты. Их осилила моя старшая сестра Люба. Она так красиво нарисовала яблоко, что я получила за этот рисунок пятёрку. Потом какие-то цветочки, домики. Не шло мне рисование, хотя должно было идти, поскольку фамилия у меня была самая, что ни на есть располагающая к художеству - Перова. Помните, был такой знаменитый художник, живописец - Василий Перов. Чуть позднее в классе седьмом, я начала здорово срисовывать с открыток  природу и зверюшек.  Эх, как жаль, что в то время не было художественной школы - пропал талант. Но появился интерес к  истории жизни  самих  художников и их творениям- картинам. Этот интерес  ко мне пришел позже....
А пока мне 27 лет – жизнь прекрасна. В аэропорту только что прошли соревнования по шашкам, где я заняла первое место и получила приз хрустальную вазу. Ваза стояла на рабочем столе и вся переливалась под лучами солнечного света. Я тоже светилась от счастья, как эта ваза. Хрусталь в 80-е годы очень ценился, купить его  в магазинах было практически невозможно, а тут приз за 1 место. Все работники метеостанции наверное завидовали  моему счастью, но виду не подавали. И, вот в момент обсуждения итогов соревнования к нам на Метео поднялся мужчина, среднего роста,  на вид лет сорока  и внешность, ну обыкновенная, я бы сказала не запоминающаяся. Сразу с порога  он поздоровался, поинтересовался прогнозом погоды в сторону села Уэлен и на наше приглашение присесть и попить кофе или чаю, не отказался - наоборот как-то оживился, а увидев шашки на столе, вдруг спросил:
- А кто чемпион? Победители есть?
Мы все хором затараторили, что работники метеостанции уже который год занимают первые и вторые места  в соревнованиях по шашкам в аэропорту, а иногда и все призовые места наши. Нам равных   нет – хвастались мы. И тут мужчина посмотрел на меня, потом на вазу:
- Наверное, вы и есть Чемпион? Вы заняли первое место?
- Да!- сказала я с гордостью.
- Давайте, мы с вами сразимся. Если победите вы, то я вам...  подарю картину, ну, а если вы проиграете, то вы отдадите  мне вашу хрустальную вазу. Мне она как раз будет кстати – повезу в Уэлен подарок любимой женщине. 
 Все присутствующие сразу посмотрели на меня  и на вазу. Нина Ивановна Медведева, руководитель нашей группы, которая принимала участие в соревнованиях, но не занявшая призовое место, решила видимо отделаться от моей вазы раз и навсегда,  тут  же,  брякнула:
- А что Лидия, давай не подведи честь метеостанции и всей Гидрометслужбы, а мы за тебя уж поболеем....
 «Ну, ни фига себе завернула... », - подумала  я. – « Хорошее предложение! Несла бы свою вазу и играла, а я бы поболела...». Но вслух сказала:
- Давайте!
Я посмотрела на  свою  хрустальную вазу:  « И чего я её не спрятала в сумку? Нет, захотелось повыпендриваться, похвастаться. Мол, смотрите, какая я молодчина! Чемпионка! Эх…!»
Не знаю, можете ли вы представить, как мне было жалко вазу, но одновременно мне хотелось, и  сыграть  в шашки с этим незнакомцем.
«Принесло же  его  к нам в гости, в самый неподходящий момент. Но жалей, не жалей, а слово  то сказано!» - Думала я, расставляя шашки.
 Надо сказать, что играл наш незнакомец хорошо и весело. Временами мне казалось, что я проигрываю, тогда он меня поддерживал какими-то шутками-прибаутками. Мне повезло, удача была на моей стороне, я выиграла со счётом 2:1.
Незнакомец протянул мне руку и сказал:
- Молодец, хорошо играешь! Картина за мной.
 А потом добавил:
- Скажи честно, жалко, наверное, было вазу проиграть?
- Да, что там ваза, новую купим... Главное игра. - Слукавила  я, и, наверное, в этот момент покраснела.
Мужчина исчез так же  быстро, как и появился. Только после его исчезновения, мы стали выяснять, кто это?  Оказалось, что это был художник Николай Бызов. Он летел из Магадана в село Уэлен в творческую командировку.
Прошло чуть больше года, все работники  уже прекратили надо мной подшучивать: « Где картина? И в какой рамке она у тебя висит? И что там нарисовано на картине? И так далее...». Всё как то со временем  забывается  и  эта игра забылась.
Но сейчас, когда прошло больше тридцати лет, глядя на картину « Мыс Дежнева», которая висит у нас на Метео, на стене, я  частенько вспоминаю, что в один из  солнечных дней... Точно помню, было солнечно! Зашел незнакомец и через стол протянул мне  небольшой свёрнутый рулон.
- Это ваш приз! Извините, что заставил вас долго ждать. Командировки, выставки, дела....
Я не успела даже рот открыть, как он исчез. Из кабинета вышла Ирина Михайловна,  начальник  метеостанции:
- Это же был Бызов,  художник из Магадана. Ты разве его не узнала?  Давай, быстрее разворачивай.
И я, просто обалдевшая, от неожиданной этой встречи, дрожащими руками развернула рулон. Это была картина. И хотя на ней изображена пасмурная погода в районе мыса Дежнева, но мне показалась она такой яркой: голубое небо, синий Берингов пролив...  Это солнце и его лучи осветили картину.
- Все же выполнил свое обещание! -  Промолвила Ирина Михайловна.
Даже не помню, успела ли я сказать художнику спасибо или нет? Наверное,  автоматически сказала.  Много лет  картина висит и радует нас своим присутствием. И  чудо это продолжается:  всегда в солнечную погоду картина светится своей неповторимой  Бызовской  синевой.  Хочу еще раз сказать: Спасибо!!!
В этом 2015 году 26 августа, талантливому живописцу, художнику Николаю Борисовичу Бызову исполнилось бы 70 лет. Самобытный Мастер изобразительного искусства прославлял суровый Север, Чукотку и Магаданскую землю. Он пытался дарить нам всем вдохновение, помогал постичь мир красоты и гармонии, ощутить себя сопричастными к духовному богатству России.
Николай Бызов родился в Соль - Вычегодске  Архангельской области, что стоит на живописном берегу реки  Вычегда. Там прошли его детство и юность. Уже с ранних лет родители   мальчика старались как можно полнее раскрыть ему красоту родной природы, учили понимать и ценить прекрасное. Отец  и мать Николая были людьми духовно богатыми, хорошо знали искусство. Марина Александровна – по профессии педагог, работала в школе. Борис Данилович – работник культуры, всё свободное время он посвящал живописи и, насколько мог, приобщал к ней детей. Стены их дома всегда украшало множество картин. Поэтому уже в раннем детстве Коля Бызов тоже начал рисовать. Богатая северная природа, редкая красота родных мест стала главным объектом творчества юного художника. Он рано стал интересоваться историей живописи, творчеством русских художников: Левитана, Куинджи, Васнецова, Врубеля, Рериха…Изучение живописи заставило задуматься о смысле и назначении искусства, определило жизненный выбор юноши, он решает поступить в Московский художественный институт имени Сурикова, посещает занятия одной из его студий. А потом, постепенно осознав, что  он слабо подготовлен для учебы в таком крупном заведении, переходит в Абрамцевское художественно-промышленное училище. Николай проучился в училище два года. Однако этого времени ему вполне хватило, чтобы понять: у живописи, как у всякого искусства, одни  законы. Тут мало только мастерства, умения, верно, изображать, гораздо важнее знать, что сказать своим творчеством людям. А что мог он поведать миру в свои двадцать лет.  Что он видел? Что знал? И молодой художник решает постранствовать по земле, с головой окунуться в жизнь, чтобы познать и почувствовать её  всем нутром - через разнообразный труд, едкий солёный пот и кровавые мозоли. Кем только не довелось работать Бызову:  бетонщик и грузчик, сантехник и электромонтажник, кочегар и строитель. Но всегда, все эти годы, в его душе неистребимо жила и крепла потребность творчества. Желание повидать мир и любовь к живописи и привели его в село Уэлен.
Из воспоминаний самого художника: «Это было накануне нового 1975 года. Я добирался в Уэлен из Лаврентия на «Аннушке», которая летела на небольшой высоте, и, как всякий, наверное, новичок, с некоторой тревогой смотрел сквозь иллюминатор на проплывающие внизу снега. Там не было ничего примечательного: сплошь одна слепящая с редкими голубоватыми тенями белизна, почти плоское заснеженное пространство. Ни объема, ни ярких северных красок. Лишь везде какая-то тоскливая одноцветность. Чуть-чуть только темнели вдали утонувшие в сугробах по крыши дома, из труб которых робко вились серые завитки дыма. Помню, меня охватило острое щемящее чувство при виде этой снежной пустыни. А потом когда я вышел из »Аннушки» и взглянул вокруг: на прозрачно – чистое, светлое небо, на оранжевое солнце, на эти удивительные сверкавшие снега, сопки, торосы и мглисто-сиреневые дали, - у меня буквально стеснило дыхание и отчаянно забилось сердце. Такие краски полыхнули мне в глаза, такое предстало богатство оттенков, что хотелось тут же вытащить мольберт и начать рисовать. Но мороз стоял тогда такой сильный, что нечего было об этом думать. И я, постояв некоторое время на «полосе»  и полюбовавшись этой красотой, пошёл затем в село. А уже на следующий день не утерпел и вышел всё-таки набросать этюд. Но краски очень быстро замерзали и почти все растрескались. Пришлось ждать другой, менее морозной погоды...».
А вот что писала  газета «Заря коммунизма» Чукотского района  за 01.02.1978 в статье «Тёплые краски Чукотки»: «Николай Бызов – кочегар котельной в Уэлене, работает уже несколько лет, работает неплохо, пользуется заслуженным уважением в коллективе. Это добрый, хороший человек, знающий своё простое, но так нужное всем дело. К работе относится серьёзно, как ко всему в жизни, за  что ни берется. Но есть у него увлечение – он от природы художник. Краски и холст – его призвание. После смены, в любую погоду, если есть возможность держать краски и кисть в руке, идёт на природу и пишет, пишет. Рождаются этюд за этюдом. А в непогоду дома создаёт натюрморты. Что ни этюд, что ни полотно, пусть даже маленькое по размерам, - всё это кусочек жизни Чукотки, написанный с любовью и вдохновением».
Работа, творчество – этому он целиком подчинил свою жизнь. Во имя творческой работы совсем не щадил себя: отдых, покой, сон, общение с друзьями – всё отставляется, если выпадает возможность сходить в тундру и на сопки на этюды. Пройти вдоль побережья  к скалам на мыс Дежнева и в Наукан, побывать на моржовом лежбище в районе Инчоуна. Но больше всего он любил бывать у оленеводов, выходить с бригадами зверобоев на морской промысел, гостить у  рыбаков. Жизнь коренных жителей Севера, эскимосов и чукчей, как она есть без прикрас – всегда в центре пристального внимания художника. Ходил на натуру Николай Бызов главным образом один, и лишь в редких случаях с охотником-попутчиком  или с кем-то из друзей. Тёплая одежда, продукты, краски, мольберт, да изредка спальный мешок. А ведь при этом встречи ни с белыми, ни с бурыми медведями – в зависимости от времени года – совсем не исключались, его никогда не видели с ружьем. Жители  Уэлена удивлялись силе и мужеству Николая Бызова. Навьюченный огромным тугим рюкзаком, он шёл работать то к маяку на мыс Дежнева, то за семьдесят километров на озеро Коолень. Его часто видели с мольбертом у горячих ключей. Он устанавливал свой мольберт прямо на снегу у подножья окрестной сопки и рисовал зимний пейзаж. Чтобы краски не замерзали на палитре, художник подогревал их над ведром ключевой воды.  Когда вода остывала, шел к источнику, зачерпывал новой и продолжал работать.  И на картинах, рождённых из этих  этюдов в морозные дни, был подлинный Север, с его неповторимым колоритом, своеобразием природы, своей, особой философией.
Художник Николай Бызов в 1978 году был инициатором создания в Уэлене школы художественного воспитания. Преподавал в ней до 1983 года. Учил он ребят по- своему, не подсказывая, не делая замечаний, не указывая сразу на ошибки, а требуя, прежде всего, хорошенько думать. Он тепло и с гордостью отзывался о своих учениках: « Из  этих ребят должны получиться хорошие художники. Я верю, что на Чукотке скоро появятся свои отличные  живописцы, которые будут создавать большие станковые произведения...».
- А как он много знал о живописи, о произведениях  многих известных мастеров,- делится своими воспоминаниями о Николае Бызове Вячеслав Хрусталёв, бывший работник полярной станции Уэлен, - Познания  в области живописи обширны и разговаривать с ним, слушать его было необычайно интересно. Творчество Николая Рериха, это была  его любимая тема для разговора о живописи.
«...Помни о Севере,- писал один из самых любимых его художников Николай Рерих.- Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что он Севера не знает. Ту радость и бодрость, и силу, какую даёт Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждения. Где найдёшь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных  восходов? Такое чудо северных сияний?»
Быть может, поэтому жизнь Николая Бызова накрепко была связана с Севером.
Он постоянный участник областных, окружных и городских выставок.
1978 – Республиканская художественная выставка  « Молодые художники России – 60-летию Ленинского комсомола». Москва
1979 – Всероссийская  художественная выставка «Мы строим БАМ» Улан-Удэ. Персональная выставка. Магадан.
1980 – 5-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток». Чита
1984 – Республиканская художественная выставка «Голубые  просторы России». Москва
1985 – 6-я зональная  художественная выставка «Советский Дальний Восток». Магадан
1989 – Выставка советского искусства. Анкоридж. США.
1990 – 7-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток». Якутск
1991 – Выставка произведений магаданских художников. Анкоридж.США
1994 – Персональная выставка. Магадан
1997 – 8-я региональная художественная выставка «Дальний Восток». Хабаровск
 С 1982 года  Николай Бызов – член Союза художников России. В 1983 году  он переезжает из села Уэлен на постоянное место жительство в город Магадан. Говорят, что он жил по -соседству с известным певцом Вадимом Козиным.
Работал художник Николай Бызов в жанре пейзажа, натюрморта,  в технике масляной, акварельной, темперной живописи, а также смешанной технике. В графике работал тушью, пером, фломастером, углём, сангиной, пастелью. Основные темы произведений: Север, природа Колымы, Чукотки, Аляски, быт чукчей и эскимосов, городской пейзаж. С 1989 по 1991 год – председатель правления Магаданской областной организации Союза художников РСФСР. Был членом правления Союза художников РСФСР.
1989 год - Николай Бызов  участник  Всеамериканского аукциона в Лос-Анджелесе. В 1992- 1994 годах побывал в творческих поездках на Аляске.
Работы художника приобретены Министерством культуры РСФСР,  Союзом художников РСФСР, Дирекцией художественных выставок Художественного фонда РФ. Картины хранятся в Читинском областном художественном музее,  краеведческих музеях  Магадана и Анадыря,  музее истории и искусства Аляски,  областной библиотеке имени А.С. Пушкина город  Магадан. Есть его картины в краеведческом музее села  Лаврентия и  в косторезной мастерской  села Уэлен, в частных собраниях   у нас в стране и за рубежом.
Умер Николай Борисович Бызов 10 февраля 1999 года. Похоронен  в г. Магадане – остался верен Северу навеки....
Р.S.
Счастливая и одновременно трудная  жизнь у творческих людей, особенно у художников. Грушу и яблоко, наверное, нарисовать для них очень просто, но чтобы зритель увидел это «яблоко»,  и  признал талант Мастера, уходят   многие годы жизни, а иногда и сама жизнь. 


Рецензии