Диабет

Здравствуйте!
Сахарным диабетом я заболел в 1980г в возрасте 15 лет.
Болезнь, конечно, была для меня ударом..

К психологическим проблемам (с которых, как мне кажется, всё и началось) прибавились и ОЧЕНЬ серьёзные проблемы физические. Мне никак не удавалось найти золотую середину в компенсации инсулином, физической активности и приёмах пищи. В то время существовал жесткий запрет на изменение схемы инсулинотерапии и считалось, что менять дозы можно только в стационаре. Если к этому прибавить полное отсутствие средств самоконтроля, очень несовершенные инсулины и схемы инсулинотерапии, стеклянные шприцы с огромными и тупыми иглами, которые нужно было постоянно кипятить, почти полное отсутствие информации по грамотной компенсации на инсулине, то становится ясно, что жизнь с диабетом, в то время, была сродни катанию на неисправном велосипеде по плоской крыше, да ещё и с завязанными глазами.
И вот я начал действовать и искать нужную информацию повсюду:


1)Первый ориентир – куда нужно двигаться, мне дала эндокринолог в больнице.
На её вопрос – что нужно делать при увеличении физ. нагрузки, я отрапортовал:
При увеличении физ. нагрузки (и соответствующем увеличении потребления углеводов) нужно увеличить дозу инсулина! Формально я был прав. Но врач быстро мне объяснила, что тут действуют иные законы и при увеличении физ. нагрузки и одновременном увеличении кол-ва углеводов, доза инсулина, может или остаться прежней или даже снизится. Эта информация подтолкнула меня к дальнейшим размышлениям о причинных заболевания ИЗСД и о методах улучшения своего состояния.

2)Я стал выписывать журнал «Проблемы эндокринологии», из которого стал узнавать и очень страшную и шокирующую информацию (например – процент смертности от ХПН(1) при сахарном диабете), но вместе с тем и очень полезную для себя информацию. В частности, там я прочитал статью Э.П.Касаткиной о пользе физ. нагрузки при сахарном диабете и способах поддержания стабильного сахара крови  при физ. нагрузке.
О понятии гликемического индекса и о том, что (О ЧУДО!)) – мороженное вовсе не такой опасный для больных ИЗСД продукт, а обычная еда в составе которой углеводов примерно в два раза меньше, чем в чёрном хлебе, которая, за счёт своей низкой температуры, усваивается относительно медленно. Там же я узнал о существовании визуальных т-полосок на Западе и т. д. и т. п.

3)В книге «Клиническая эндокринология» я прочитал следующий текст: "У одного из больных ежедневный бег на 25 км способствовал уменьшению получаемой ранее дозы инсулина (30 ед.), а позднее - полной её отмене".

4)Купил в личное пользование лабораторный глюкометр Эксан-Г, размером с настольную швейную машинку. Точность у него была соответствующая, и более-менее точно он мог измерять СК только если с ним постоянно кто-то находился рядом и периодически калибровал его с помощью специального тест-раствора.

5)Примерно через 4 года инсулинотерапии (в то время мои дозы, временами, доходили до 100-120ед/сутки) у меня был момент, когда я полностью уходил от уколов инсулина. Происходило это на фоне большой физ. нагрузки и хорошего настроения. В день я проходил не менее 20-25 км, питался обычной пищей и прекрасно себя чувствовал. Продолжалось это на протяжении 8 дней. Ровно столько, сколько я, фактически, жил в лесу. К сожалению, потом я вынужден был вернуться к прежним дозам инсулина, но этот опыт вселил в меня уверенность, в том, что моя поджелудочная не умерла, как утверждали многие люди, а жива, но находится в состоянии подобном «летаргическому сну».
Здесь я хочу предупредить о том, что любое уменьшение доз инсулина возможно только под контролем СК и только при нормальном СК!

6) Знакомые привезли мне визуальные тест-полоски из Германии. Цена этих полосок, в переводе на рубли, была для нас запредельной. И я начал думать - как можно использовать эти полоски более экономно и нашел способ резать их на 8-10 частей и (что не менее важно) – способ успешного их применения. Соответственно, с помощью одной баночки с 50шт т-полосок, я мог сделать не 50 анализов, а уже 400-500 анализов. Вы удивитесь, но и этого мне показалось мало, и я придумал способ как из одной полоски сделать 32 малюсеньких полосочек и соответственно - 1600 анализов с помощью одной упаковки т-полосок. Опыт удался, но я всё же остановился на варианте деления полосок на 8-10 частей, так как в это время в России появились аналогичные (и очень качественные) т-полоски под названием Глюкохром-Д, по относительно скромной цене, и кол-во 50х32=1600 мне показалось уже излишним (в том числе и по причине ограниченности ресурса влагопоглотителя, который был рассчитан всего на 50 т-полосок). После отработки метода резки и применения т-полосок всё это выглядело примерно так:  на крышке тубуса с т-полосками (для более удобного контроля времени) у меня размещались миниатюрные электронные часы. На самих часах была приклеена микрованночка (разрезанный вдоль маленький колпачок, прикрывающий иглу шприц-ручки), предназначенная для сбора крови. Всю эту конструкцию довершал самодельный супер компактный прокалыватель, сделанный всё из той же иголки для шприц-ручки. В дальнейшем я долгие годы успешно применял данную технологию, так как цена на т-полоски для глюкометров в то время была очень высока.

7)В больнице я общался с одним человеком с ИЗСД, который рассказал мне, как он питается и компенсируется. В принципе, мысль его была очень проста и логична: на определённое кол-во углеводов нужно колоть опредёлённое кол-во короткого инсулина. Сейчас эта методика общепризнанна и называется ИИТ (интенсивная инсулинотерапия), но тогда подобные действия считались страшной крамолой. По рекомендациям тогдашних врачей есть и колоть инсулин нужно было всегда определённое кол-во и в определённое время. И любое отклонение от предписанной схемы считалась нарушением диеты и режима. Что он делал конкретно? Он брал определённое кол-во (например) картошки, жарил её на сковороде и, естественно, съедал полностью. На это кол-во картофеля он, опытным путём, подобрал нужную для себя дозу инсулина. Тот же принцип распространялся и на другие продукты. Естественно,  я тоже стал применять этот метод.
Повторюсь – сейчас это звучит абсолютно нормально и логично. Но, в то время, а это было примерно в 1981-82г, всё это было полным нарушением всяческих норм и правил.

8)После ТВ сеансов одного (очень известного)) психотерапевта, я вынужденно (примерно в два раза) снизил общую дозу инсулина. Мне это в очередной раз показало, что мой сахар крови и мои дозы инсулина напрямую связаны с физ. активностью и моим психоэмоциональным фоном. Добавлю, что через много лет я попал уже на очный сеанс, всё того же,  психотерапевта. В этот раз никакого положительного (как и отрицательного) эффекта  этот сеанс на меня не произвёл.

9)В журнале «Наука и жизнь», в своё время, я прочитал серию статей академика Амосова.
Если образно описать главную мысль которую я вынес из этих материалов, то она такова:  здоровье человека - это не стабильность стола, стоящего на четырёх ножках. Наше здоровье - это стабильность велосипедиста, едущего по лесной тропинке.  Аналогия с велосипедистом мне нравится ещё и потому, что именно в движении велосипедист приобретает устойчивость.

Я  мог бы ещё долго продолжать писать разные мысли и факты о диабете и о здоровье в целом, но постараюсь быть кратким.
Наше тело это очень разумно устроенная биологическая машина. И у этой машины есть своя чёткая машинная логика. В момент любого эмоционального напряжения (стресса) наше тело готовится к борьбе, а значит – к драке, бегству и т. д. А для этого, наше тело, кроме всего прочего, выбрасывает в кровь глюкозу и контринсулярные гормоны. Слово «стресс» переводится как «напряжение». И это напряжение на протяжении всей жизни человеческого вида, спасало его физически и  приносило неоценимую пользу.
Смысл  состоит в том, что для борьбы (бега или драки) нашему телу нужна энергия. Глюкоза как раз и является этой энергией. Есть разные типы людей и, соответственно, организмов. У одних выброс глюкозы в кровь в момент стресса, происходит более плавно или его вообще не происходит. У других (а это и есть потенциальные диабетики), в момент стресса выброс глюкозы в кровь происходит очень бурно. В дикой природе (для жизни в которой и «проектировался» наш с вами организм),  любая конфликтная или потенциально опасная ситуация должна была сопровождаться физической нагрузкой и, соответственно,  расходом выброшенной в кровь глюкозы. И тот организм, мышцы которого, в критической ситуации были более энерговооружены, имел преимущество перед своим менее «реактивным» товарищем. Все это прекрасно работало в естественной среде, когда взрыв эмоций (и значит – выброс в кровь глюкозы) сочетался  с таким же мощным её расходом.
Всё поменялось с приходом цивилизации – наш организм по-прежнему, в момент стресса, исправно снабжал нас энергией (глюкозой). Но мы, вместо того, чтобы драться или кусаться, убегать или догонять, научились подавлять в себе свои эмоции. С точки зрения этики это очень хорошо, но с точки зрения нашего организма происходит рассогласование его систем. В любой критической ситуации организм человека по-прежнему выбрасывает в кровь топливо (глюкозу), но теперь, чаще всего, мы себя внешне сдерживаем и загоняем нерастраченные эмоции (и энергию) внутрь. Если это происходит однократно, то организм как-то справляется с такой ситуацией. Но если подобное повторяется постоянно, то организм может не выдержать и дать сбой.

Есть хорошая фраза: «наши недостатки есть продолжение наших достоинств».



По моему мнению, сахарный диабет это не «смерть поджелудочной», а состояние в чем-то похожее на заикание или аритмию. А раз так, то в наших силах корректировать наше «заикание» с помощью здорового образа жизни и дозированной физической активности под контролем сахара крови.


100))Что я могу сказать о себе сейчас? Стаж моего  диабета 1-го типа уже 35 лет.
Но, несмотря, на все проблемы, я - ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК!
Примерно пять лет назад (со стажем ИЗСД 30 лет) я пробегал 13 км со скоростью 10км/ч.
Мог присесть и встать на одной ноге «пистолетиком». Сейчас, из-за небольших проблем с тазобедренным суставом я отказался от бега и приседаний и пересел на велосипед и велотренажер. К рекордам не стремлюсь, но легко могу на велосипеде  проехать из одного конца Питера в другой. Пульс в положении сидя 68 уд/сек. Я люблю и любим. Я работаю и живу полной жизнью. Мой рост (как и прежде)) 186см. Вес 84кг. Доза Лантуса 7-8 ед/сутки. Общая доза короткого инсулина примерно 25-30 ед. Последний ГГ 6.5-7

(1) ХПН - Хроническая почечная недостаточность.

 


Рецензии