Биография народного сказителя сибири статья в прес

      БИОГРАФИЯ НАРОДНОГО СКАЗИТЕЛЯ СИБИРИ СТАТЬЯ В ПРЕССЕ

   
      Раз в двести лет появляется сказитель, собирающий народные предания своей земли. На Урале был Павел Бажов,славный "Малахитовой шкатулкой". А в Сибири более двадцати лет собирали предания Алексей и Екатерина Малышевы,авторы серии книг "Золотые сказы Енисея".И когда после долгого пути для них распахнулись двери президентской приемной Путина, Алексей услышал слова кремлевской чиновницы :" Ваш проект создает имидж России, представляет наше государство".

   Читатели с удивлением вглядываются в подарочные книги, листают страницы, украшенные в стиле позднего русского книжничества. Каждая страница в узорной рамке, заглавия с экзотическими буквицами выполнены специально для книг проекта "Золотые сказы Енисея".Огромный труд художника, еще больший самого автора, который действительно избрал и сконцентрировал в книге все лучшее что может дать жизнь и природа огромного края.

    Мы обходим книжные прилавки, на красноярской  книжной ярмарке фонда Михаила Прохорова мелькают сотни названий, но эта книга сказов не затеряется здесь. Слишком много жизней сплавились с ее страницами, здесь и пролитая кровь гражданской войны, и слезы раскулаченных,и радость золотых приисков после долгих старательских трудов.В книге нет мелких тем, а если тема народного предания скромна, то ощущаемое читателем дыхание вечности не оставляет места суете и во всем повествовании встает из мрака прошедших времен легендарная и славная земля Сибирского Царства.

   Словно россыпь самоцветов заглавия преданий напоминают названия стран огромной карты развернутой на капитанском столе, рядом с компасом и старой трубкой. Диковины и редкости, незабываемые добрые дела прадедов, все это сходится в свод преданий сибирской старины.

   Как у всякого собирателя антиквариата, у Алексея Юрьевича есть любимое время, самая близкая сердцу эпоха- времена Николая Второго.Загадочное стечение обстоятельств, царствование так внезапно оборвавшееся и ушедшее в прошлое, подобно сверкающему огнями и бриллиантами огромному пароходу "Титаник".Столетние старожилы повествуют о тех временах, и кажется что все было вчера, только стоит коснутся воображением и картины плывут одна за другой.

   Всем интересно как это начиналось.


Появился на свет будущий сказитель в столице Урала, Свердловске, теперь Екатеринбурге. Его родители, мать и соавтор впоследствии, Екатерина Игнатьевна Малышева, и отец, Юрий Семенович Ларичев построили кооперативную квартиру на  улице  Испанских рабочих и туда маленький сын Алеша был привезен из роддома.
После трагического после смерти первенца и рождения сыновей Александра и Алексея развода общим договором родственников было создано родовое гнездо Власовых в Свердловске-четырехкомнатная квартира в доме 36 у почтампта в центре города.
(Сегодня спустя около 40 лет, оно расселено родными по Екатеринбургу и продано)
 
Вскоре, на втором году жизни Алексея, умирает дедушка Игнатий, заменивший  Алексею отца и горячо любящий его фронтовик, о котором много лет спустя Алексей с мамой напишут книгу "Голоса войны" о боевом пути деда на основе его рассказов о войне.


 Из детства на всю жизнь осталось с Алексеем увлечение уральскими сказами,взятая тогда награда на конкурсе в честь Бажова награда - большое издание уральских преданий "Малахитовая шкатулка". Чтением увлекался по настоящему.

Рано проснулся в нем дар рассказчика и он вечерами в своем дворе у подъезда собирал десятки подростков пересказами страшных историй про черную руку и заветное слово.

   Юность прошла в бибилиотеке, ведь компьютеров тогда не было. Читал до изнеможения и русскую и зарубежную прозу.По совету учителя завел дневник чтения куда заносит прочтенные книги...

 Вторым увлечением в жизни стало искусство, он решил стать художником увидев красочные  огромные копии с исторических картин Сурикова "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова" и других, сделанных для фильма о живописце 19 столетия, снимавшемся на родине Василия Сурикова в Красноярске.

Но и в училище между парами рисунка и живописи вел бесконечные беседы о творчестве, о поиске своего пути в искусстве. Странное происшествие в мастерской училища во время увлеченнного рассказывания друзьям прочитанного заглянувшая девушка вдруг с упреком сказала -да ты что все рассказываешь,ты сказочник что ли?

И все как то притихли, возразить было нечего. Девушка намекала, что студенты художники вместо живописи много говорят. Это было так, обсуждалось все, искусство , жизнь, история и живопись, религия, сборища эти в коридорах и аудиториях мастерских училища даже пытались разгонять, но студенты вновь и вновь находили для них укромные уголки, такое было время.

После персональных выставок в Бородино и  Зеленогорске, общих выставках в Красноярске, в Минске получил звание народного мастера Белорусии, но вдруг заметил- себя раскрыть в живописи не может, не насыщается больше окончив картину. Быть художником не самый редкий дар, их в красноярске 800 человек,думал, надо искать свой путь, для одного.
 
 В то время в 1993 году мать Екатерина Игнатьевна ездила на работу в деревни Рыбинского района и начала собирать первые рассказы, диковины, редкости и наблюдения. На семейном совете было решено Алексеем назвать первый сборник преданий старожилов "Золотые сказы Богуная".


 По закрытому после войны Богунайскому золотому прииску. И когда спустя десять долгих лет на стол госкомиссии по издательским грантам легла огромная книга "Художники Красноярского края" то рядом с ней на равных конкурировал большой, подарочный, первый том с золотыми буквами"Золотые сказы Енисея" Алексея Малышева, народного сказителя , нашедшего свой особый путь в искусстве. И комиссия не стала выбирать, дав обоим проектам средства.


    Но Алексей уже не хотел быть одним из 400 художников из этой книги, ведь там одному человеку творцу в ней отводилась одна страница, а в книге Алексея все страницы были в его распоряжении, и он говорил друзьям, мол, как важно найти себя, свой путь от Бога,получается что это в четыреста раз эффективнее, а остался бы художником, и довольствовался бы одной страничкой.      
   
   Из страшных для русской культуры девяностых годов, когда в деревнях зависимые от спирта грабили чердаки и несли на переплавку дедовские медные самовары и утварь, бесценную свидетельницу времени, когда последние иконы из бабушкиных изб уходили за бесценок, из этих звериных девяностых Алексей Юрьевич вышел вопреки всему. Вышел не без страшных потерь, ведь остаться живым и здоровым еще не все.

    Не сложившаяся семья, нерожденные дети - это страшная цена того времени. Он выжил, но остался один, но в сердце рана незаслуженного одиночества, непотраченная отцовская любовь. Спасался от горестей святыми местами,книгами святых отцов, акафистом Серафиму Саровскому, заученным наизусть, богородичной молитвой по четкам. Еще в училище сблизился со студенткой Анной Ковшовой, деревенской девушкой художницей, даже привез невесту в родной дом к матери, но свадьбу отложили, а молодые расстались спустя полтора года.
и потом были яркие вспышки чувств, но по разным причинам жизнь нескладывалась. Алексей искал христианского брака, но не обретал его. Через двадцать лет завяжутся отношения с прихожанкой  зеленогорского храма Еленой Скрипко. Но девушка окажется подверженной тяжелой болезни инвалидом и даже спустя пять лет отношений не пожелает вступить в долгожданный православный брак...

 

    В двадцать пять лет на семейном совете с мамой Алексей дал название десяти собранным сказаниям "Золотые сказы Богуная" по названию местного золотого прииска, закрытого после войны. А спустя два года стало видно, что собираемые сказы охватывают весь регион, и больше подходит новое название "Золотые сказы Енисея".  Ведь книги проекта уже изучают в 600 бибиотеках и 270 городов Красноярского края, а в Москве книжный магазин Сретенского монастыря   
распространил первые 80 экземпляров сибирских сказаний.

    Он сам стал человеком легендой, которого в обычной жизни не бывает.Не могут обычные люди жить так бедно и интересно, не могут столько путешествовать по святым местам, наперекор безнадежности издавать такие книги так!

Пришлось создавать себя, выковывать в себе стальной стержень, противоречить самой судьбе, уготованной нам сверху, жить словно в клетке нищеты и постоянно менятся, возрастать, окрыляться и развиваться там, где другие падали и гнили.
Подобно древнему Зигфриду пришлось ему словно искупаться в крови дракона,пожиравшего все слабое и возвышенное,но едкая и враждебная среда выращивает героев.

    Но и двухтысячные, десятые годы не дали покоя и благоденствия. Когда то гитлеровские оккупационные власти заставляли славян менять любые книги на даровую водку. А теперь страшные семена девяностых уже дали всходы - люди сами выбрасывают книги на помойки. И уходят за дешевой водкой, всюду продаваемой, словно это не яд, а предмет первой необходимости.

  Люди одурманенные наживой не видели уже проку хранить библиотеки -этот символ утраченной ими духовности.
Оссобым временем в жизни Алексея стало странничество по святым местам. Каждый отпуск с 2004 года он собирал отпускные деньги и ничего не
приобретая в обнищавший дом, уезжал по святым местам, к брату в Москву, где получал поддержку и изучал мир древвнего монастырского православия.

Троице Сергиеваа Лавра, Дивеево и Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Оптина пустынь и наконец с помощью брата египетский синайский монастырь Святой Екатерины и мечта паломнников-Иерусалим, трижды в три приезда на отдых в Египет... 

 В Москве книги из серии Золотые сказы Енисея уже нашли благодарных читателей. В мае этого года автор провел презентацию своего книжного проекта в одном из лучших книжных центров Москвы, и нехочется называть это место Книжным магазином. Это именно книжный центр, клуб, соединивший все лучшее и глубокое, все достижения столичной книжной богемы под названием "Гиперион", стольже изысканным, как и содержание этого книжного явления в культурной среде столицы.


    Для сибирского автора это настоящий успех, причем не бульварный, массовый, а именно серьезный, основательный вход в культурную среду Москвы. И книжники "Гипериона" отныне стали друзьями народного сказителя. Такие встречи со столичными читателями отныне станут ежегодными.

     Поисковая система "Гугл" уже отвечает на слово Енисей -"Золотые сказы Енисея" и благодаря этой реакции московские продюсеры нашли эту серию книг. Прилетели в Сибирь и вскоре на телеканале "Моя планета"выйдет цикл фильмов Реки России, где в серии о Енисее из сорока минут целых двадцать это беседы с  Алексеем, его сказания и споры вокруг собранных им диковин. Автор объясняет свою позицию- мы собиратели должны точно записать то что люди говорят,обогатить и украсить литературной формой,но проверить все в реальности непосильная задача для писателя, это дело специальных экспедиций.

    Предание в праве противоречить науке, оно интереснее, живее, важнее для сознания народа и воспитания.Могут быть версии событий,и часто одну историю рассказывают по разному. Задача сказителя прямо привести читателя к тайнам природы и истории, не мешая своим мнением, а указывая путь менее знающим и опытным читателям к феноменам природы.

     Входят в сибирские сказания и церковные чудеса, и жития сибирских святых, как и в книге архимандрита Тихона о несвятых святых, на страницах сказов вы можете встретится с непрославленными сибирскими подвижниками и просто благочестивыми людьми, на молитвы которых отвечает Господь.      

     А в 2015 году автор стал Участником выставки "Книги России" на которой он был единственным народным сказителем в России и Сибири, единственным русским писателем, владеющим старославянской вязью, древнерусской каллиграфией, которой он подписывл читателям книги напротив мавзолея Ленина.

   Крупнейшее историческое издательство "Вече" в августе 2016 года взялось выпустить книгу сибирских сказов Малышева в знаменитой серии "Сибириада", в которой вышел экранизированный роман-сериал "Вечный зов" и  "Тени исчезают в полдень".

   Возвратившись из Москвы в июле 2015 года в родной атомград Зеленогорск Алексей провел серию уроков в школах, три выступления в центральной библиотеке Маяковского, одно для библиотекарей.Два месяца заняла подготовка выступления в звании народного сказителя в малом зале городского ДК.

   Малый зал Дворца Культуры Зеленогорска на 70 мест принял 80 человек пришедших на первую такого масштаба встречу с народным сказителем Сибири 29 апреля 2016 года.

Впервые была обнародована идея народного движения "Каждому сибиряку-природную ренту". Через полтора часа школьники ушли, и со взрослыми встреча шла еще 1,5 часа. Присутствующие патриоты предложили создать команду поддержки массовых мероприятий сказителя.И это только ступень к большому залу Дворца в ноябре.

 Министерство культуры Красноярского края поддержало идею этнопарка сказов в Зеленогорске, все направления проекта "Золотые сказы Сибири"-высокую полиграфию книижной серии, выступления встречи с читателями,  телесериал-годовой цикл 12 программ на основе сказов и другие...

Девятнадцатый год проведенный в Москве, позволил впервые принять участие в ММКВЯ-московской Международной Книжной Ярмарке на ВДНХ. Счастьем было участие в ней для Алексея, и страданием за известность, поскольку болезни омрачали каждое движение, но преодолевая себя, Алексей снова и снова шел по рядам в поисках новых друзей, возможностей и встреч, поскольку жизнь это встреча с человеком.

Подробнее об этом событии в истории проекта вы прочтете в статье об МКВЯ на сайте писателя на проза.ру.


Рецензии
Рада поприветствовать Земляка!
Родом из Иркутской области, г. Ангарска, училась в Красноярском монтажном техникуме, сейчас в статусе - пенсионерки и в этом году переехала в Гатчинский район, Ленинградской области - поближе к сыну.
Вы, Алексей, затрагиваете многие вопросы связанные с развитием нашей страны и духовной жизнью русского народа. Тема близкая моей душе и, если Вас заинтересуют Божественные откровения, то прочитайте на моей странице, в сборнике - "Законы Царства Божия." и "Сказ про Тело, Душу, Духа!"

С уважением и благодарностью за труд вашей души,
Галина.


Галина Ефатерова   28.11.2016 01:00     Заявить о нарушении