Марксизм
Все революции в мире возникали спонтанно. И только одна с них, российская Великая Октябрьская 1917 года, долгое время готовилась заранее. Люди, взорвавшие мир дерзким восстанием, были вооружены учением под названием – марксизм. Оно утверждало, что можно и нужно построить совершенно новое человеческое общество, где будет общественная собственность на орудия и средства производства, ликвидированы эксплуатация человека человеком, экономические кризисы и безработица.
Ни до возникновения марксизма, ни после его появления не возникало других теорий о насильственной перестройке существующих общественно экономических формаций (рабства, феодализма, капитализма). Конечно, люди всегда пытались улучить общественное устройство своих стран. Но делали они это с помощью гражданских войн, смены плохих глав государства, улучшения законов, усиления влияния религии и так далее. А учение, по коренной ломке существующих узаконенных общений друг с другом (общественных производственных отношений), – это уникальное изобретение просвещенной интеллигенции девятнадцатого века.
Читаем в одной из советских энциклопедий: «Марксизм – наука, представляющая собой целостную систему философских, экономических, социально-политических идей и взглядов и выражающая коренные интересы рабочего класса, всех трудящихся мира». Звучит солидно. И нужно отдать должное: влияние этой науки на широкие массы населения, всех без исключения прослоек общества, было огромным. Вот как писал Гитлер, самый большой ненавистник коммунизма, в своей печально известной книге «Моя борьба» о времени начала Первой мировой войны: «Чем больше я в ту пору задумывался над необходимостью резкой и решительной борьбы правительства против социал-демократии современного марксизма, тем яснее становилось мне, что никакой идейной замены этого учения у нас как раз и нет».
Давайте разберемся. Философия - это не точная наука, а форма общественного сознания, система идей, которые выражают отношение человека к действительности. Чтоб человека заставить, так или иначе, относиться к действительности нужно убеждение. А на чем основывается убеждение (на научно доказанных фактах, или – нет) значения не имеет.
Марксизм взял на вооружение одно из философских течений - атеистическую диалектику, науку о всеобщих законах движения и развития природы общества и мышления без вмешательства Бога. Но, во-первых, природа не знает понятия «развитие». Муравей такое же сложное (простое) существо, как и человек. Наше мышление такое же, как в человека каменного века. Оно лишь обогащено большим количеством знаний. Капитализм это не «развившийся» рабовладельческий строй. Просто при капитализме люди живут в других условиях, чем жили их предки.
Марксистская диалектика изучает связи между понятиями: необходимость и случайность, возможность и действительность, сущность и явление, свобода и необходимость и так далее. Помимо этого она провозглашает три основных закона. Рассмотрим один с них: «Закон отрицание отрицания». Грубо говоря, и опуская все оговорки, в природе этот закон выглядит так: зерно отрицается растением, а растение отрицается зерном, и его при этом становится больше, чем было в начале процесса отрицания отрицания. В человеческой истории сначала бесклассовое первобытное общество отрицается классовыми, вершиной которых есть капитализм, и он обязательно должен отрицаться бесклассовым – социализмом (диктатурой пролетариата). Звучит убедительно.
Философией широкие круги населения не интересуются. Она доступна только образованным людям. И огромное количество их начали проповедовать социализм. Даже возникло твердое убеждение, что идеологию рабочего класса может выработать не он сам, а только лучшие представители интеллигенции.
Очередная составная часть марксизма – социально-политические идеи. Суть их, если говорить упрощенно, заключалась в представлении, что при общественной собственности на средства производство, будет более эффективное производство, и благосостояние людей значительно улучшится. Такие утверждения не могли не нравиться всем.
И, наконец, самое главное оружие марксизма – экономическая теория. Основы ее заложены в огромнейшей, трехтомной работе Маркса «Капитал». Но весь смысл ее можно свести к двум умозаключениям: стоимость товара (и только товара, а не услуг) создается трудом, и – часть труда рабочих присваивается капиталистами. Таким образом, если рабочие возьмут всю власть в свои руки, они будут работать только на себя. Тоже звучит убедительно. Только одно уточнение: наемный рабочий не может создать свою диктатуру. Как не может быть диктатуры рабов, или - крепостных.
Но, во-первых, стоимость блага (товара и услуг в том числе) это не воплощенный в нем абстрактный труд, а социальное (общественное) отношение. Да, конкретную вещь создает труд человека, но чтоб он имел цену (стоимость), ее должны оценить другие люди. И не просто люди, а люди, состоящие между собой в определенных конкретных производственных отношениях. Алмаз бедный человек не купит, а ливерная колбаса плохо пахнет жене олигарха. Но то и другое имеет стоимость, и даже можно посчитать: сколько тон ливерной колбасы приравнивается к маленькому алмазу.
Во-вторых, чужой труд присваивался отдельными членами общества, на всем протяжении истории человечества. А могут ли рабочие, взяв власть в свои руки, прекратить это безобразие? Теоретически – да. И практически – тоже. Общество в лице государства станет распределять поровну своим гражданам результаты работы всех предприятий. В таком случае будут производиться только все необходимое людям вещи, и ничего сверх того. Зачем трудящимся моды, украшения, предметы роскоши, сверхнормативная жилая площадь и так далее, и тому подобное? Тогда сократятся возможности прогресса, что и случилось в социалистических странах, и они стали не конкурентно способными капиталистическим государствам.
Одна из причин появления марксизма: очень уж жесткими мерами внедрялся в жизнь капитализм. Мириться с этим не могли ни интеллигенция, ни трудящиеся массы. Поэтому такое широкое распространение получило ошибочное, но многообещающее учение.
Что представляет собой социализм на практике без идеологической и наукообразной шелухи, созданной Марксом и его последователями? Это государственная собственность на средства производства. В такой форме собственности имеются свои положительные моменты. Поэтому во всех капиталистических странах есть некоторые государственные (социалистические) отрасли народного хозяйства. А в целом, на данном этапе человеческой истории, социализм не может конкурировать с капитализмом. А все потому, что в условиях государственной собственности на средства производства ни рабочие, ни руководители предприятий, ни руководители страной вцелом, не имеют личной заинтересованности в развитии народного хозяйства. Поэтому и трудящиеся, и директора заводов и вожди партии безучастно наблюдали за гибелью Советской власти и распадом Советского Союза.
Свидетельство о публикации №215070300595