Как убедить собеседника в его бескультурности?

Приготовим торт из фасоли. И заставим его облизывать пальцы.

*                *                *
Одна из вещей, что поразила меня в тогда ещё советской Латвии второй половины 80-х, это их торты. Заходишь в магазин… И неважно где – в Риге, Гулбене, Екабпилсе или Стренчи. Неважно когда – утром, сразу после открытия магазина, днем или вечером, перед самым его закрытием. Заходишь – а они… Стоят! И при этом среди того, что на витрине… Нет ни одного (!) одинакового. Все… Все торты – разные!

У нас, в Российской Федерации, такого не было. Если местный хлебозавод и пек торты, то довольно ограниченного ассортимента. Поэтому, на какое-то в той или иной степени торжественное рабочее мероприятие купить его не возбранялось. Даже приветствовалось. А вот на праздничный стол поставить… Как-то не желательно было для любой из хозяек: что это за праздничный стол, главный десерт на котором точно такой же, как и у соседей сверху, снизу и из дома напротив? Да и купить готовый торт было делом не очень легким. Надо было знать, когда хлебозаводская машина привозит свой товар в тот или иной продуктовый. И это – в крупных областных центрах.

По районам ситуация с тортами могла быть ещё более напряженной. Всё зависело от личности директора конкретного хлебозавода и его желания возиться с тем ассортиментом, за который в райкоме особо стружку не снимали. Вот если хлеб вовремя в магазин не подвезут, тогда да. И с должности снять могут. А за торты… Ну так, если только пожурят по отечески.

В общем, по всем этим многочисленным причинам у каждой советской хозяйки в её собственной кулинарной тетрадке обязательно было записано несколько рецептов выпечки тортов. И к каждому празднику… Неважно какому – личному, семейному, или государственному, в каждой (или почти каждой) советской семье обязательно на столе красовался аппетитно пахнущий, оригинальный (ни у одной соседки такого нет!) торт собственного производства.

А потом… Потом пошли кооперативы. И проблемы с тортами как-то сами по себе исчезли. Поэтому вот уже третий десяток лет не пекут торты ни в одной из знакомых мне семей. Зачем? Зачем привязывать себя к духовке, тратить на эти десертные дела от полудня до суток, когда вот они, торты! В любом продуктовом. Самые разные. И на вид, и на вкус.

Поэтому я никогда и не расписывал рецептов по приготовлению (выпечке) тортов. Опять же – зачем, если какой-то практической ценности они не имеют? Кто, прочитав твоё, побежит на кухню включать духовку?! Да никто. А почему - я об этом только что…

Не писал, не писал, а тут вдруг… Взял, да и поднял тему. К чему?

Да вот… Прочитал на днях в одном интернет-журнале за рецепт торта. Прочитал, да и подумал: а ведь кулинария – это часть нашей культуры. И если так (а оно, действительно, так!), то кондитерка – часть праздничной культуры. Той, которая когда-то приносила радость в наши дома. И что, вот так просто взять, забыть и выкинуть из жизни какую-то частичку не только культуры, но и радости?! Нет, братишка, шалишь! Не будет этого.

А чтобы этого, действительно, не было, может, вспомним за те торты, что мы когда-то пекли? Это же сотни… Может, даже многие сотни рецептов! Такой пласт нашей культуры… Так сохраним его общими усилиями. Я – рецепт, кто-то – другой, потом третий, четвертый. А кто-то почитает, почитает… Да и побежит на кухню. Духовку включать. А что? Чем черт не шутит, когда Господь с архангелами в секу режется?..

И для начала…

Тот самый тортик, который сколько супруга не готовила … А торты – это была её зона ответственности на кухне. Так вот, сколько она его не готовила – ни разу… Ни разу гости не угадали, из чего торт приготовлен. Какой продукт в основе того, что они только что с таким аппетитом и восхищенными нечленораздельными из-за набитого рта возгласами умяли?

В общем, торт из… ФАСОЛИ!

Два стакана белой фасоли замачиваем на несколько часов, после чего отвариваем её не до полной готовности. Остужаем и проворачиваем через мясорубку. У десяти яиц отделяем белки от желтков. Первые отправляем на холод, а вторые растираем добела с двумя стаканами сахарного песка.
К растертым желткам добавляем перекрученную (молотую) фасоль. Всё присаливаем, перемешиваем.

Белки взбиваем в крепкую пену и осторожно перемешиваем их с основным фасолевым тестом, одновременно понемногу высыпая в него стакан тертых белых сухарей. Получившуюся у нас массу выкладываем в предварительно смазанную маслом (или проложенную пергаментной бумагой) форму, которую сразу же отправляем в уже разогретую духовку. Выпекаем при температуре около двухсот градусов минут 40-45.

Ну а сами пока займемся кремом.

Растапливаем 300 граммов сливочного масла с одним стаканом сахара. Варим манную кашу из расчета 3 столовых ложки крупы на 2 стакана молока. Даем каше остыть.

На мелкой терке трем 1,5 крупных (или 2 небольших) лимона вместе с кожурой. Добавляем их в остывшую кашу. Туда же по частям перекладываем масло с сахаром. Переложили часть, перемешали. То же самое проделали со второй, третьей, четвертой частью масла.

Как только всё перемешалось с манной кашей и тертыми лимонами, - взбиваем крем и отправляем его минут на 20 в холодильник.

Сами же, достаем форму из духовки, извлекаем из неё нашу заготовку для торта и на время оставляем её в покое. Пусть остынет. Чтобы, уже не обжигая руки, можно было разрезать наш толстый фасолевый корж повдоль (по горизонтали) на три части, каждую из которых немного покропить ромом (или коньяком) и сверху смазать уже застывшим кремом.

Ну, а потом… Потом снова соединяем все три части вместе, поставив их друг на друга. Верхнюю из них, украшаем целыми половинками грецкого ореха, легким нажатием пальцев чуть притопив их в крем.

Грецкий орех – наша главная обманка. Почему-то большая часть из тех, кто на моей памяти пробовал этот торт, были уверенны, что его основа – именно орехи. И никто никогда даже не вспомнил за фасоль.

Вот такой торт – сюрприз. Конечно, не самый простой в приготовлении. Но если вдруг кому-то захочется кондитерской сказки… Скажем под Новый год или на Рождество… Почему бы и нет?!

Ну, а о том, что попроще… Как-нибудь в другой раз.

+++++++++++++++++++
Фото Дины Ивановой. Её авторская страничка - http://www.proza.ru/avtor/divanova08
А о том, как она готовила этот торт, можно прочитать вот здесь - http://www.proza.ru/2015/07/05/792


Рецензии
Да, рецепт интересный! Не так, чтобы тут же кинуться готовить, но изюминка в нем есть. Можно, кстати, изюм прямо в тесто положить, будет ещё одна разновидность. И крем заварной (на манной каше)тоже использовала в те голодные годы, когда хотелось чего-то новенького, а не из чего было.
Я фасоль не люблю, в детстве тетя заставляла есть фасолевый суп, потому вряд ли воспользуюсь этим рецептом.
А воду, в которой варится фасоль, ее называют "аквафаба", можно уварить и использовать для приготовления муссов вместо сливок, есть такие постные рецепты.
А вообще приготовление тортов - это чистое творчество! Увлекательно готовить, приятно угощать, иногда можно и самой съесть.
Последнее увлечение - меренговые рулеты, при том, что близкие избалованы у меня, это уходит на ура!
Хотя я больше булочки люблю!
Приятного аппетита! Для всего, в первую очередь - для жизни.

Елена Рыжкова 2   08.12.2025 21:50     Заявить о нарушении
А у нас без фасоли - никуда. Она даже в борщ добавляется обязательным ингредиентом. Где-то на "Школе" у меня лежит рецепт борща по-белгородски. С фасолью.
Мне очень нравится польский "деревенский" писатель Веслав Мысливский. Его роман "Камень на камень", это просто потрясающе. Впервые, я его ещё в советское время, в "Иностранке" (как сейчас помню, он печатался в трех номерах подряд) прочитал. Потом в библиотеке несколько раз брал. А потом нашел в интернете и купил.
В общем, нравится он мне. И я перевел его роман "Трактат о лущении фасоли", за который ему дали вторую национальную литературную премию "Нике". Часть перевода есть на моей страничке здесь, на Прозе. И вот в этом романе, в самом начале, Рассказчик говорит, обращаясь к загадочному собеседнику, который зашел к нему, чтобы спросить: можно ли у него купить фасоли: "Пан, наверное, ошибся. Да, раньше здесь сажали много фасоли. Так и работали - с рассвета и до самого заката. А при такой работе надо хорошо кушать. Мясо, оно когда есть, когда нет его, а фасоль... Она по своей сытости не уступает мясу"...
Я не дословно, так, примерно. Хотя, конечно, можно найти кусочек текста, где Рассказчик - именно об этом. Но не суть. Суть в том, что фасоль - сытный продукт. Поэтому в сельской местности, где физический труд всегда был тяжелым к этим бобовым относятся с должным почтением.
Я в этом году сажал четыре сорта: розовую пеструю, белую крупную, белую мелкую и "черноглазку". Хотя, последняя, - не совсем фасоль. Кстати, я об этом узнал благодаря Фэнни Флэгг и её "Жареным зеленым помидорам". Там "черноглазка" упоминается. Только называется по-другому. "Коровий горох". Интересное название. Да и непонятно, что это за растение такое. Ну, я и напряг поисковики. Оказывается. это - вигна. Растение того же самого семейства бобовых, но род - другой.
Да, опять же о "Трактате". Там Рассказчик говорит дальше, что он немного выращивает фасоли. Чисто для себя. Так, иногда суп сварить, фасоль по-бретонски приготовить. Но она не лущеная. Поэтому если пан подождет, он вылущит её и даст ему немного. Ну, и дальше: сидит, лущит и... Рассказывает. Всю свою жизнь, перескакивая с одного на другое, а потом возвращаясь. Весь этот роман - это монолог Рассказчика
Ну, а я снова полез в Интернет. Что за фасоль такая, по-бретонски?! Оказывается, это блюдо, - чисто польское и к Франции никакого отношения не имеет. В общем, нашел рецепт, приготовил. Теперь это блюдо - в моем рецептурном арсенале. Как и иранский абгушт. Он мне, кстати, нравится куда больше этой самой польской фасоли по-бретонски.

Константин Кучер   09.12.2025 14:07   Заявить о нарушении
Нет, я готовлю и из фасоли ( и в борщ, и как гарнир, и лобио), и из других бобовых. Когда мои сыновья не ели мяса ( а этоя уже жила в Подмосковье), так приходилось изгаляться, чтобы их угостить, даже фалафель делала, а хумус тогда был вообще одной из самых излюбленных закусок. Просто сама есть не люблю. Хотя суп гороховый с копченостями уважаю. Но только, как и большинство супов, его очень грустно готовить на одну персону...

Елена Рыжкова 2   09.12.2025 20:10   Заявить о нарушении
Лена... Вы уж извините. Кто о чем, а вшивый завсегда...
Вот и я такой же.
В "Трактате" Рассказчик, после того, как каратели сожгли их село, попал к партизанам. В романе не говорится к кому конкретно, но с учетом того, что численность подразделений АК (Армии Крайовой), была во много раз больше, чем просоветской АЛ (Армии Людовой) и БХ (Батальонов Хлопских (крестьянских, прим. моё)) вместе взятых, скорее всего, это были бойцы АК.
Так вот, эти партизаны очень любили гороховый суп. Всегда радовались, когда его в очередной раз готовили в базовом лагере, и с удовлетворением говорили: "О-ооо... Гороховый!".
Так что не одна вы с истинным уважением относитесь к гороховому супу с копченостями.:)

Константин Кучер   09.12.2025 21:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.