Приключения Олега Варламова. Часть 1

   Часть 1. ПАУК


Данная трилогия включает в себя независимые, логически завершённые истории.



Двухсот двадцати исходных единиц дэфрия мне хватило, чтобы взять старенький элианский грузовичок с фотонными движками.
Прыгать, конечно, он не умел – зато стабильно шёл на сублайте, и почти никогда не ломался. На его борту красовалась голограмма «Andy», и в области Мидов все знали этого старичка словно хорошего товарища.
Этот грузовичок исправно курсировал по Средним Пределам, доставляя нужные грузы на десятки заселённых планет.

Моё имя Энди, но сеанийцы называют меня Анде Ноо, что переводится как «Иной». Элианцы по-дружески нарекли меня Асаи-Коав, что означает «Странник» или «Бродяга».
Это прозвище я заполучил ещё будучи Даль-эксплорером, когда летал на Гамме, потом на Омеге, и даже открыл несколько интересных миров.
Я давно дружу с такими известными среди Дружественных планет навигаторами и пилотами как Рэм Тихомиров, его брат Ванька, Дэри Стаффорд; хорошо знаю Оггеара Сашку Елизарова, и просто горжусь дружбой с Мастером Флэмом и Дэном Санрайзом!

Но самый близкий мой товарищ – Олежка Варламов, потомственный переселенец, родившийся на суровой Маэре, где больше полугода свирепствуют морозы и бураны.
Он занимается программированием сложных автономных кибер-систем, и потому часто мотается по Мидам вместе со мной.
Когда я временно отошёл от романтики Дальнего Поиска, устроившись пилотом грузового корабля, тогда и познакомился с Олегом.
Об этом стоит рассказать подробнее…

Посадив свой грузовик на разгрузку в технической зоне Мирэнского космопорта, я решил прогуляться до местного пляжа, вдоволь напиться масксана, поплавать в тёплом море, позагорать  на жемчужном песке и полюбоваться на отдыхающих здесь красавиц, прибывших из самых разных миров и колоний.
Особенно восхищаюсь элианками – их тут мало, но если ты вдруг видишь на пляже точёную фигуру богини – просто скажи «Тэлиар Эвет, Астиласааш», проходя мимо – и не прогадаешь!
Богиня вежливо кивнёт в ответ и улыбнётся.

Сеанийки тоже красивы, но очень серьёзные и сдержанные, как и весь их народ. Они любят сидеть на берегу, часто в одиночку, поодаль от всех, и смотреть на океан.
А ещё они восхитительно плавают!..
Да и наши, «землянички» - тоже о-го-го, какие бывают!..
Но не буду отвлекаться на девушек, иначе мой рассказ начнёт пестрить романтическими историями, больше половины которых – мои красивые фантазии. Сам я – скромняга ещё тот.
Дэнчик даже иногда в шутку зовёт меня «вымирающим видом».

… В тот день было ветрено, прибойные волны достигали полутора метров в высоту, и я, с трудом выбравшись из воды, прилёг на чистейший кварцевый песок, наслаждаясь масксаном, свежим тёплым ветром, грохотом прибоя и умиротворяющими звуками пляжа.
Но внезапно раздались тревожные голоса – и я тут же подскочил, безошибочно определив, что случилось нечто опасное.

Увидел же я самый финал:
Скоростной флаер, вероятно, слишком быстро и низко пролетел над водой, и зацепил волну. От удара его развернуло, и он, описав  в воздухе крутую дугу, шлёпнулся прямо на пляж, метров за двести от воды… Теперь он лежал брюхом вверх, и вся кабина его зарылась в песок. Чудом никого из отдыхающих не зацепило…
Я спешил на место падения. Моя подготовка дала о себе знать – мгновенная реакция, быстрый анализ происходящего – и вот я уже рядом. Масксан добавил мне сил и решимости.

Быстро работая руками, я принялся откапывать кабину флаера, и боковым зрением заметил рядом накачанную, богатырскую фигуру парня, явно не местного – цвет его загара был иной, золотистый. И странная голографическая татуировка на всю руку, изображающая механизмы и сервоприводы киборга.
Я даже по-первой мельком подумал, что у него протез…
Потом рассмотрел.

Парень тоже откапывал кабину, делая это ловко, быстро и сильно.
Остальные любопытные и сочувствующие стояли метрах в десяти, не решаясь подходить.
Из кабины упавшего флаера слышались стоны – вероятно, пилот был не пристёгнут, и здорово побился.
Мы довольно быстро смогли разрыть съёмную боковину блистера – и пяти минут не прошло. Затем, объединив усилия, мы с этим парнем сняли элемент, извлекая на свет окровавленного, стонущего, но живого горе-экстремала, лет 18 от роду.
Раздались обрадованные возгласы…

По песку быстро пробежала лёгкая тень, я посмотрел вверх – кто-то вызвал медиков. Белый атмосферный глайдер с эмблемой «HS» беззвучно заходил на посадку, метрах в пяти от нас…
Мы передали бесчувственного пилота в руки троих крепких сотрудников Службы Здоровья, которые технично уложили его на грави-носилки и, быстро собравшись, скрылись в глайдере.
Несколько секунд – и глайдер бесшумно умчался на северо-запад.

- Олег! – Протянул руку мой помощник, улыбаясь.
Его внимательные серо-зелёные глаза быстро оглядели меня.
- Энди… - ответил я на рукопожатие, ощущая в его кисти приличную силу.
- Пилот, эфар? – Любопытствовал мой новый знакомый, увидев кристалл Семёрки, висящий у меня на шее.
- Был эфаром, - отвечал я, - теперь на грузовике хожу. – Я тоже рассматривал внешность Олега, и определил по его кристаллу, что он из технарей высокого класса.
- Ну, будем знакомы! – Широко улыбнулся Олег, - подзаправиться не прочь? Тут рядом я знаю, где найти приличный таирс!
Я был не против пропустить пару стопочек этого элианского эликсира, и потому бодро кивнул.

Времени у меня ещё много – пока моего трудягу разгрузят, загрузят, заправят и подготовят – будет по-местному часов 5 вечера. Завтрашнего.
… Мы прошли по песку, провожаемые восхищёнными взглядами свидетелей спасения того паренька.
На место падения флаера уже подоспел огромный грузовой «Санси», редкая модель с мощным грави-захватом, способным без труда поднять рухнувшего беднягу и оттащить в ремонтный док.

Наше общение с Олегом завязалось как-то сразу, и проходило на позитиве и полном взаимопонимании – мы шли к местной прибрежной «заправке», оживлённо беседуя на тему количества миров, где нам довелось побывать.
К моему удивлению, Олег посетил немало планет, включая дальние, когда работал наладчиком дэфриевых лайнеров.

Я же преуспел в рассказах о своих приключениях времён Эфара – Дальнего Поиска – когда побывал на приграничных мирах с высоким уровнем опасности.
Но больше всего восхищался Олег тем, что я был на Илме, Сентаре, и что исследовал элианский Терминал с Дэнчиком, Сашкой и прекрасной элианкой Наэлс.
О своей дружбе с Мастерами и владении Абсолютом я скромно умолчал…

Дойдя до «заправки», мы уселись за круглый летающий диск-стол, который, приняв наш заказ, отщипнул у меня с карты немного дэфрия, да улетел за таирсом и закуской.
Когда стол вернулся, мы с Олегом как раз обсуждали ближайший выходной день, собираясь арендовать флаер, чтобы слетать в Экзотариум…
Я сказал, что потом лечу с грузом на Элию, и Олег удивлённо изогнул бровь – пояснив затем, что «надо же, как совпало – мне тоже туда!»
Но далее наши пути расходились.

Я с Элии должен был проследовать к Маэре, а Олег – на Землю, а затем на Альбу-9, орбитальную научно-исследовательскую базу.
Альба Девятая – это «тёплый астероид», искусственно выведенный на орбиту самой планеты Альба, на которой базируется большая исследовательская группа ВОИДа; часто наведывались туда учёные умы из Оггеарата и сеанийской Уэмы. (Всё это – названия серьёзных научных учреждений.)

Олег рассказал, что ему предстоит программировать нового экспериментального кибера, выпущенного нашими умниками, чтобы потом доставить его на Альбу-9.
Далее же он поведал, задорно посмеиваясь, одну интересную и забавную историю: На одном из филиалов нашего ВОИДа работает группа кибернетиков-универсальщиков. Эти ребята собирают умных и самостоятельных кибер-помощников, и не так давно получили заказ соорудить нечто новое (в заказе были подробно прописаны все характеристики и параметры будущего «зверя») Даже на схеме выглядело впечатляюще!

И вот – «зверюга» уже готова, и назвали этот проект «ПАУК», по первым буквам слов «Первый Автономный Универсальный Комплекс». Олег смеялся, предполагая, что если будут следующие проекты, их назовут, соответственно «ВАУК» и «ТАУК»!
Четвёртый будет «ЧАУК», а вот с пятым – думать надо!
Ха-хха-ххха! – Заразительно захохотал Олег.

Мы уже нехило нагрузились таирсом, и чувствовали себя превосходно.
Я тоже хохотал, даже очень громко, и тем самым привлёк внимание двух симпатяшек, за два столика от нас.
Почувствовав на себе их взгляды, я немного смутился и замолк.
Олег же продолжал весело рассказывать, что как-то раз он программировал корабль, и добавил в матрицу поведения немного эмоций. Вот смеху потом было, когда пилот пожаловался в Центр на то, что дальний глайдер уже два раза на него обиделся!
Ха-хххааа!..

Мы снова хохотали, как два заправских рестера, звучно чокаясь титановыми стаканами. Далее последовал мой рассказ о Сентаре, и Олег притих, слушая внимательно и переспрашивая иногда непонятные для него моменты.
Время пролетало весело и беззаботно.
Давно я так со вкусом не отдыхал – да и мой новый друг оказался прекрасным собеседником с редким чувством юмора.
Соблюдая приличия, мы надели майки, в которых было жарковато, но темнело уже – солнышко местное полчасика назад скрылось     за горизонтом, на прощание красиво озарив океан сотней ярких переливов красок…
Девушки, бросая на нас долгие взоры, о чём-то оживлённо шептались, а потом встали из-за столика и ушли.

Нам тоже было пора заканчивать с алкоголем – завтра вечером уже надо собираться в рейс. Я связался с Базой, получил разрешение «прокатить лучшего друга на Элию», ровно за минуту до этого предложив Олегу место в кабине грузовика.
Тот радостно согласился… - И дэфрий сэкономит, и времечко отлично проведёт!
… Через полчасика мы распрощались и разошлись по номерам.
Олег снимал комнату в соседнем крыле здания гостиницы.

… На утро я пошёл завтракать в давешнюю «заправку», ощущая бодрость и силу в теле. Удалось выспаться – встал я в одиннадцать по-местному. Потом вышла на связь База, и сообщила, что вылет назначен в 15:40.
Отлично! – Подумал я, - как раз ещё успею отдохнуть.
Перекусив, я отправился на пляж, собираясь устроить большой заплыв, на пару километров. Я обожаю далеко заплывать…
… Людей было мало, и к своему удивлению, на пляже я заметил Олега в обществе одной из вчерашних симпатяшек.
Девушка о чём-то увлечённо расспрашивала его, и в глазах её читалось восхищение…
Ай да Олег!

- Тэлиар Мал! – Окликнул я их по-элиански, подходя.
Биостексовая майка висела у меня на плече, и девушка, украдкой бросив взгляд на мой кристалл Семёрки, приветливо кивнула головой.
- Знакомься: Это Энди, прима-драйвер грузовика, а в прошлом эфар, - весело представил меня Олег.
- Кристи, - назвалась девушка.
- Йенцо Ойтаиар! – снова сказал я по-элиански, делая красивый традиционный поклон. Я безошибочно определил элианское происхождение красавицы-Кристи. Скорее всего, кто-то из её родителей оттуда…
- Ак Эим! – Ответила по традиции она, и тоже поклонилась.

- Я чё-то не понял, - шутливо проворчал Олег, - ты элианец?
- Наполовину. – Честно признался я. – И она тоже.
Девушка очаровательно улыбнулась.
- То-то же вы снюхались! Ха-ха! – засмеялся Олег, - а я знаю два слова на элианском: Таирс и Моаквонаат! Ах-ха-хах!..
Теперь смеялись все, даже Кристи. Шутка Олега была пошловатой, но это не умаляло её остроты и забавности.

- Ты с нами? – Олег обратился к девушке, - мы в экзотарий щас, потом подзаправимся – да на пляж!
Девушка грустно покачала головой.
- У меня рейс через полчаса…
- Ну тогда погнали в море! – Не растерялся Олег, хватая девушку на руки и размашистым бегом устремляясь к волнам прибоя.
Пляж огласился весёлым визгом!
Я, на ходу скидывая с плеча майку, последовал за ними, и мы, почти синхронно, плюхнулись в тёплые волны Мирэнского океана…

                ***

… Далее не буду пространничать, описывая остаток нашего отдыха да полёт на Элию.
Но опишу Олега.

Этот человек отличался крупным, накачанным телом и потрясающе реальной голографической татуировкой на всю правую руку.
Когда он двигал рукой, создавалось впечатление, что шевелятся кибернетические механизмы, так реалистично выбитые, объёмно и в цвете!
Стрижка его была короткой, волосы имели светло-русый оттенок.
Довольно широкое лицо, густые брови и серо-зелёные глаза с бравым прищуром выдавали в нём натуру незаурядную, сильную духом. Небольшая русая бородка добавляла Олегу брутальности,  но этот эффект исчезал, стоило только ему улыбнуться: Улыбка озаряла его лицо таким позитивом, что на ум приходила ассоциация с актёром комедии.
Таким я видел его, этого простого с виду, но далеко не такого уж и прямолинейного на самом деле парня – Олега Варламова.

… Хочу рассказать о его приключении – это случилось на Альбе Девятой, буквально пару недель спустя после его отбытия.
Эта история переполошила тамошних умников; облетела Дружественные Миры и стала правдивой основой для одной из многочисленных баек об Олеге, часто рассказываемых сейчас в заправках за стаканчиком таирса, с шутками и весёлым хохотом.
Расскажу с его слов; я хорошо запомнил эту историю!

Так вот: Прибыв на элианский континент, мы с Олегом временно распрощались, и он прыгнул на хвост моему приятелю, эфару Джимми (элианцы и сеанийцы, почему-то любят давать своим детям английские имена) – и усвистал на Землю.
Три прыжка до неё.
Там он, как и собирался, приступил к серьёзной работе. Программирование автономных самообучающихся киберов – задачка ответственная, трудная и требующая приличного времени.
Олег взялся за эту работу со всем своим рвением и мастерством.
Через восемь дней кибер уже шустро бегал, исполнял поставленные задачи, проявляя недюжинную сообразительность там, где этого требовали обстоятельства. Все ходовые испытания проводились прямо там, на полигоне ВОИДа.

Стоит заметить, что наши умники тоже отличились юмором – и придали ПАУКу сходный облик: Восемь независимо подвижных лап, почти сферическое тело, из которого по желанию кибера выдвигались самые различные устройства и манипуляторы.
ПАУК прекрасно ориентировался в пространстве, видел в любых средах, развивал скорость в полторы сотни, умел прыгать, плавать и зарываться в грунт; был практически неуязвим и имел независимый жизненный запас в 55 лет.

Впрочем, по словам Олега, кибер больше напоминал не паука, а крупного механического осьминога, с большой головой и одним-единственным «глазом», в виде чёрного кольца опоясывающим верхнюю часть корпуса. Механический зверь проявил себя с самых лучших сторон, решая даже нестандартные задачи.
И ещё – он часто и подолгу находился рядом с Олегом.
Пройдя все ходовые испытания, ПАУК был переключен в спящий режим, надлежащим образом упакован, погружен в дальний эксплорер и отправлен на Альбу-9.
Олег летел туда в качестве консультанта.

Прибыв на место, Олег должен был контролировать кибера несколько дней, обучая местных ребят правильному обращению с ним. База Альбы Девятой занималась экспериментами по обратимости генной памяти. Проще говоря, на Альбе делали химер – таких существ Олег раньше никогда не видал, и был сильно удивлён, когда ему показали некоторых из них за крепким спектролитовым ограждением.
Для ухода за этими зверюгами и нужен был кибер:
Многие из химер, помимо жуткого облика, обладали прескверным характером, были непредсказуемы и опасны.
ПАУК, в первые же дни своей реальной работы, показал себя отлично!
Радости Альбских умников просто не было предела.
А Олег пробыл там ещё пару дней, получил заслуженное вознаграждение – и улетел на Маэру.

Однако запланированное восхождение Олега на восьмитысячник Эра неожиданно обломилось: Пришло тревожное сообщение с базы Альбы. Голос какого-то научного сотрудника срывался и дрожал, сбивчиво рассказывая о странных событиях, начавшихся три дня спустя после отбытия Олега.
ПАУК принялся чудить: Сначала он каким-то неведомым способом заблокировал центральную бронированную дверь лаборатории, заперев тем самым всех умников внутри.
Затем кибер выпустил на волю шестерых жутких созданий, самых крупных и опасных. Монстры почувствовали свободу, и начали пожирать гидропонные посевы, проломив прочную ограду в нескольких местах. Покончив с растениями, химеры стали бродить по всей Альбе-9, угрожая её безопасности.

Учёные, запертые в лаборатории на астероиде, вызвали главную базу планеты Альба, кратко обрисовали ситуацию.
Базовские подумали-подумали, да и предложили выслать боевой крейсер, чтобы уничтожить химер с воздуха и прекратить весь этот беспредел. В ответ учёные Девятой возмутились:
- Как, мол, так?! Это же десятки лет работы, тысячи единиц дэфрия, да и вообще – негоже убивать живых тварей.
База снова подумала – и предложила усыпить химер, используя наркотик. Умники хором ответили, что нет такого средства – твари инопланетные, недавно созданные, и ещё только изучаются.
Заказывать же и доставлять оборудование для ловли живых зверюг выходило весьма накладно.
В это время ПАУК выпустил всех остальных монстров, раскодировав сложные запоры сверхпрочных дверей «химерных» загонов. Тут кто-то из учёных вспомнил Олега.

-… Когда меня доставили, - рассказывал Олег, - кибер выскочил навстречу зависшему в воздухе кораблю, и начал радостно скакать и бегать, как это делают соскучившиеся по хозяину собаки…
Я всё понял. Затем попросил пилота снизиться до пяти метров и раскрыть створки грузового люка… Сам пошёл в грузовой отсек.
ПАУК радостно запрыгнул прямо в люк, прижался ко мне, обнял двумя «лапами»…
Он  почуял и УЗНАЛ меня! Наверное, запомнил излучения моего мозга или тепловую спектрограмму…

… Рассказывая это, Олег сдерживал голос, чтобы тот не дрожал.
Самое трудное было дело – выключить кибера…
Рука не поднималась, - говорил Олег, - словно живого кого усыплял.
Далее пришлось изрядно повозиться с перепрограммированием всех матриц самоорганизации поведения, снижая коэффициент самостоятельности, упрощая все модели до минимума…
Всё это время корабль висел над лабораторией, а голодные химеры злобно прыгали внизу…

… Я помню Олега, сидящего напротив, рассказывающего мне эту удивительную историю… Помню боль, сквозящую в его глазах, помню ту отражённую внутреннюю борьбу, через которую пришлось ему пройти…

Перепрограммированного ПАУКа он отправил вниз, дав ему новое чёткое задание, и тот, подгоняя присмиревших монстров электрическими разрядами, загнал всех в боксы, наглухо запечатал двери. Потом разблокировал и лабораторию, даруя свободу учёным и лаборантам.
Но это был уже НЕ ТОТ кибер…

- … Что там нахимичили ВОИДовские умники, создавая такого сложного кибера – я не знаю. – Говорил Олег, - Но он привязался ко мне, как это сделал бы умный пёс. И он устроил всю эту заваруху на Альбе с одной только целью – вернуть меня…
И это у него получилось!
Да, я тоже погорячился, выставляя уровень самостоятельности.
А пойди-ка ты, поймай ту грань, за которой железяка, сложная и умная железяка становится почти живой, обретая разум и чувства… Я не смог её поймать, эту грань…
Олег грустно улыбнулся тогда – и умолк.

… Эфары и наёмники в своих байках, конечно, добавили немало плоских шуток, отсебятины и ярких красок, но основной сюжет этой истории остался без изменений.
Я же услышал всё это из первых уст – и немало этим гордился!
Сколько же чудес во Вселенной! Никогда не знаешь, какая история может ещё произойти в любом её уголке…
Одно я знаю точно: Через неделю мы с Олегом Варламовым летим на Дёрту; у него очередное задание – будет программировать новый сеанийский эксплорер с «табула разой» - как выразился Олег. А я доставлю на место весь необходимый груз и самого этого легендарного парня, приручившего кибера.

И я знаю, что немало приключений ещё ожидает нас впереди!

            

                ***

Конец первой части.
Продолжение следует.







                СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Сублайт – околосветовая скорость корабля.

Миды – Средние Пределы исследованной Вселенной.

Масксан – тонизирующий, дающий силу и бодрость, илмийский эликсир.

HS – аббревиатура английских слов «Health Service» – Служба Здоровья.

Эфар – сокращение слов «Far Research» – Дальний Поиск.
Эфарами называют пилотов дальних исследовательских кораблей.

Таирс – алкогольно-энергетический напиток из плодов элианского дерева.

Дэфрий – ценное вещество искусственного происхождения, найденное в Дальних Пределах. В Дружественных Мирах дэфрий является также платёжной единицей.

«Тёплый астероид» - астероид, снабжённый силовым полем, удерживающим искусственную атмосферу.

ВОИД – Всегалактический Объединённый Институт Дальнего поиска имени Йордана, Саранского и Свенссона.

Моаквонаат (элианск.) – комната для отдыха и уединения влюблённых пар.

Тэлиар Эвет, Астиласааш! (элианск.) – Приветствую тебя, красивая!

Йенцо Ойтаиар! (элианск.) – Я очень признателен, рад!


Рецензии
Ой, как мне нравится у тебе такая проза!!!
С уважением, Х .А.

Хрустальный Ангел   20.08.2015 07:49     Заявить о нарушении
Вау, пааасибки!!
... Скоро 3-ю часть выложу)))

Саирис   23.08.2015 19:55   Заявить о нарушении
Ууухуу! Буду ждать с нетерпением =)

Хрустальный Ангел   24.08.2015 13:00   Заявить о нарушении