Что ждёт высшее образование?

Что ждёт высшее образование завтра –
не станет ли оно «виртуальным»?
 (Попытка аналитического исследования)
Олег Кашин
olegkaspi@gmail.com

Стремительные изменения происходящие вокруг нас сегодня, очевидные проявления глобализации, стремительное развитие сети Интернет, лавинообразный рост числа Интернет-сервисов, революционные изменения в области образовательных технологий – всё это заставляет задуматься о будущем университетов в России и мире, и о будущем образования вообще. Эта статья – попытка разобраться в тенденциях, происходящих сейчас изменений, определить место и роль образования в современном мире, построить возможные сценарии развития университетов.
Приведём вначале некоторые факты, показывающие масштабность исследуемого явления. «Всемирная паутина», возникшая (в современном понимании) в начале 90-х годов XX века, сегодня насчитывает уже около 2,5 млрд. человек – треть населения Земли. Интернет стирает географические и социальные границы, сокращает расстояния, неограниченно расширяет возможности человеческого общения. Качественным скачком в области «интернетизации» образования можно считать появление платформ МООК (массовых открытых онлайн курсов), сделавших возможным любому человеку Земли бесплатно учиться на курсах от лучших мировых университетов – Гарварда, Оксфорда, Стэнфорда, Массачусетского технологического института, Московского государственного университета, Московского физико-технического института, Высшей школы экономики и многих других – взять, к примеру, таких «китов» как Coursera, где на конец июня 2015 года было зарегистрировано уже более 13,5 млн. обучаемых, EdX (более 1 млн. студентов), или Российские платформы Uniweb (около 10 тыс. слушателей) и Универсариум (более 300 тыс. слушателей). По словам ректора ВШЭ Я.Кузьминова, массовые открытые онлайн- курсы способны произвести реальную революцию в структуре высшего образования: «Эта революция сравнима только с началом книгопечатания. До изобретения Гутенберга монахи, самые умные люди в монастыре, сидели и переписывали чужие мысли. Потом книги начали печатать, а умные люди начали заниматься чем-то более важным, чем переписывание книг… Игнорировать нашу революцию неправильно». [1]
Качественным скачком в развитии МООК явилось создание в апреле 2015 года Ассоциации «Национальная система открытого образования», объединившей 8 лучших российских университетов, с целью организации сетевого взаимодействия в области электронного обучения. Первые курсы на этой платформе предполагается запустить уже 1 сентября 2015 года. В настоящее время вузы-члены Ассоциации работают над нормативно-правовым обеспечением использования платформы в своей образовательной деятельности, в частности, прорабатываются вопросы экспертизы курсов и их взаимозачёта в университетах-партнёрах. Таким образом, можно говорить о появлении в России официальных «микродипломов» — сертификатов о прохождении MOOК с национальной платформы открытого образования, которые можно будет принести в деканат для зачёта или включить в своё резюме. [2] «Внедрение подобного формата образовательного процесса позволяет увеличить практическую часть обучения за счёт переноса теоретической части в онлайн, широко используя технологию обучения «24/7», то есть мы предоставим студенту возможность проходить теоретический курс в удобное ему время», — отмечает ректор НИТУ МИСиС А.Черникова. [2]
Естественно, масштабные изменения, происходящие в сфере образования в связи с внедрением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не могут не вызывать бурных дискуссий среди работников образования, не волновать сегодняшних студентов и абитуриентов. Спектр оценок и ожиданий от инноваций в образовании очень широк. Одни принимают новые технологии с огромным энтузиазмом, считают, что классические университеты безнадёжно устарели, что «бумажные знания» нужно немедленно заменить электронными МООКами (например, [3]). Другие, напротив, видят в электронных технологиях большую угрозу классическому образованию, полагая, что их внедрение будет означать, по существу, переход к заочному обучению с неизбежным снижением качества знаний [4].
Разнообразие мнений по вопросам кардинальных изменений в образовании под влиянием внедрения новых информационных технологий хорошо иллюстрирует проводимый ежегодно (с 2013 года) Форум «Университеты будущего» [5].
На мой взгляд, как любое масштабное явление, электронное обучение нельзя оценить однозначно – оно нуждается во всестороннем анализе, необходимо дать оценку того положительного, что оно даёт (обучаемым, вузам, странам, всему человечеству), и тех отрицательных сторон, которые оно может иметь; необходимо выявить те возможности, которые оно открывает, и те угрозы, которые несёт за собой.
Моё поколение родилось и выросло в эпоху, когда современные технологии уже начали своё «завоевание мира». Для нас, сегодняшних абитуриентов, гаджеты, Интернет, социальные сети, онлайн игры – совершенно привычны и естественны. И это всё – не только развлечение! Электронные технологии сегодня – это превосходные средства общения и средства обучения, они позволяют сделать учебный процесс более интересным и более естественным. В этом отношении трудно переоценить возможности систем виртуальной реальности [6] (например, Oculus Rift [7]), 3D-миров (например, vAcademia) [8]), возможности использования игровых элементов в обучении (например, [9]). Одна из 6-ти концепций развития образования «Университет-2040», предложенных участниками Летнего кампуса, который проходил летом 2014 года в Татарстане, вообще заключалась в том, чтобы построить обучение по модели и логике компьютерной игры – набор очков за счёт выполнения мини-заданий, переход на новый уровень и т.д. [10].
Если раньше, как я могу представить по рассказам родителей, каждый учился, «общаясь», в основном, с конспектом, записанным на лекции профессора, то теперь студенты решают задачи, готовят рефераты и даже выполняют лабораторные работы сообща, активно используя Skype, форумы, различные веб-сервисы. Наверное, и запись лекций «под диктант» можно уже было бы отменить – ведь преподаватель можно заранее подготовить текст лекции (с иллюстрациями, ссылками, различными средствами инфографики) или даже заснять видео и выставить его в Интернет, чтобы студенты могли ознакомится с ним в любое удобное для них время (поскольку сейчас почти у всех есть мобильные устройства, изучать материал можно, например, находясь где-то в транспорте, в дороге или за городом, на отдыхе). Было бы, наверное, неплохо превратить лекции в семинары – но для этого нужно, чтобы студенты заранее изучали теоретический материал и приходили на занятие не «свеженькими», а уже подготовленными. Можно сделать видео интерактивным – например, после небольшой «порции» материала предлагать студенту небольшой тест, от результатов которого будет зависеть дальнейшее его продвижение. Те самым новые технологии могут сделать обучение не только более интересным и увлекательным, более гибким, более дружественным студенту.
Почему же многие видят в электронном обучении угрозу образованию, считают, что это – вредное явление?
На мой взгляд, как во все времена, это – проявление проблемы «отцов и детей». Во многом, эта проблема – субъективная, психологическая: всё новое, как правило, пугает – причём старшее поколение, как правило, более консервативно, чем молодёжь. Многие преподаватели вузов, особенно пожилые, боятся, что им придётся осваивать новые компьютерные технологии, тратить много времени и сил на разработку электронных курсов, а затем, когда курсы будут готовы, они будут чем-то вроде «обучающих автоматов», сделают преподавателей ненужными. На мой взгляд, в вузах должны существовать подразделения, которые занимались бы организацией электронного обучения и выполняли просветительскую функцию – осваивали новые технологии сами и учили этому преподавателей университетов.
Есть в неприятии инноваций в образовании преподавателями и объективный момент: понятно, что провести занятие в аудитории для многих легче, чем создать качественный современный контент для обучения онлайн. Образовательный процесс становится более «прозрачным», более доступным для оценивания – тем самым создаются условия для конкуренции – как между преподавателями, так и между вузами. От преподавателей в таких условиях требуется более ответственный подход к разработке контента и к самому учебному процессу, от вузов – наличия чёткой концепции развития, понимания своего места в российском и мировом образовательном пространстве. Понятно, что в условиях конкуренции выживает сильнейший. Риск оказаться «за бортом», конечно, существует, но он должен стимулировать прогрессивное развитие в русле объективных тенденций, а не попытки их игнорировать.
Может сложиться впечатление – что образование будущего – это открытое образование, массовое, бесплатное, доступное всем и каждому, лёгкое и увлекательное занятие, никак не структурированное, не «привязанное» к сетке расписания, а главное – не требующее от студента затрат времени и сил. Я не думаю, что это так. В современном обществе от любого специалиста требуются, в первую очередь, знания и навыки, а не только «корочка». Получение знаний не может не требовать приложения сил – как известно, «без труда не вынешь и рыбку из пруда». Даже если бы удалось изобрести технологию, позволяющую передавать знания без затрат труда и времени, то вряд ли из этого получилось бы что-то хорошее – помните сказку А.Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»? Современные образовательные технологии дают больше возможностей, но они требуют более высокого уровня самоорганизации обучаемых, большей социализации, большей активности в получении знаний. Мне кажется, что развитие высшего образования будет происходить в направлении объединения усилий преподавателей и студентов: молодёжь лучше осваивает новые технологии и может помогать преподавателям создавать электронные образовательные ресурсы, при этом глубже осваивая предмет. В свою очередь, преподаватели могут поучиться у студентов использованию гаджетов, веб-сервисов нового поколения, общению в социальных сетях, да и новому взгляду на жизнь, наконец...
Использованные источники:
1._Я.Кузьминов. Россия находится на пороге революции высшего образования» // Высшая школа экономики. 23.05.2014,
http://www.hse.ru/news/edu/123830774.html
2. Зачёт за MOOC. Что известно о российской национальной платформе открытого образования? // EDUTAINME, 09.04.2015,
http://www.edutainme.ru/post/russian-national-mooc/
3. Е.Кошкина. Почему «бумажные знания» несут гибель российскому образованию? // Executive.ru/, 28/10/2013,
4. Романтики, прагматики, циники, патриоты (100 ректоров обсудили будущее университетов в мире побеждающего онлайн-образования) // EDUTAINME, 31/10/2013,
5. Университет будущего. Форум по информационным технологиям в образовании. http://universityofthefuture.ru/
6. Применение технологий виртуальной реальности для обучения и исследований // VE GROUP – Виртуальная реальность-
http://ve-group.ru/otrasli/obrazovaniya-i-nauka/
7. Илья Хейль. Сможет ли Oculus Rift изменить наши игры, работу и обучение? // Hi-News.Ru – Новости высоких технологий, 04/01/2014,
8. М.Морозов. «Занятия в виртуальном мире vAcademia // http://www.youtube.com/watch?v=ceATPG2QzoQ
9. Эрик Клопфер, Геймификация образования из первых уст: отвечает профессор MIT // NewToNew,
10. Будущее университета и университет в будущем,
http://www.svoboda.org/content/article/26530215.html


Рецензии
Олег Андреевич, действительно затронули тему, которая волнует многих. Лично я считаю, что дистанционное образование, не будет таким полным, как обучение в ВУЗе, когда студент непосредственно присутствует в аудитории. Этот вид обучения, опять же на мой субъективный взгляд, подойдёт далеко не всем, а лишь людям с самой высокой мотивацией, которые реально готовы всё учить самостоятельно.

Андрей Здобнов   04.07.2015 23:19     Заявить о нарушении
Я Полностью с Вами согласен.Я хотел лишь дифференцировать данную тему, разобрать её поглубже. Спасибо за отзыв!

Кашин Олег Андреевич   05.07.2015 00:11   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, что затрагиваете такие темы.

Андрей Здобнов   05.07.2015 12:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.