Глава 10. Борец с режимом

 
«Спильна справа» — украинское общественное движение, изначально созданное с целью свержения режима Виктора Януковича. Выступила в качестве одного из инициаторов «Евромайдана». Движение приобрело известность своими акциями по захвату административных зданий во время Евромайдана, а также участием ее боевиков в антитеррористической операции в Донбассе».
                (Википедия)


       Над Старобельском  опускался  летний вечер.
       Полуденный зной уступил место легкой прохладе, наносимой  со стороны  окаймленного  плакучими вербами Айдара,  по опустевшим центральным  улицам изредка проезжали автомобили, где-то на окраине в садах   гукала горлинка. Размеренно и печально.
       Во дворе  помпезного  дома, выстроенного в европейском стиле, под  синеющим на штангах виноградом,  за столом сидела семья Линников и ужинала.
       Напротив самого  хозяина, с благородной сединой на висках и в белой рубашке, сидела его вторая  жена  (с первой Владимир давно расстался), а по бокам  двое юных чад   - мальчик и девочка.
       Как во всех заможных украинских семьях, ужин был обильным: зеленая, на хлебном  квасе и  с копченостями,  густо заправленная сметаной окрошка,  плавающие в масле   вареники с творогом  и  душистый компот из абрикосов.
Здесь же стоял хрустальный графинчик  с  янтарным спотикачом, из которого  муж принял пару чарок.
       Настроение  у главы семьи было  неважным,  это чувствовали все домашние, и ужин проходил  в молчании.
       С приходом к власти  президента Януковича, выслужив подполковника и не видя дальнейших перспектив в службе, Линник вышел в отставку, как многие его коллеги,  вплотную занявшись бизнесом.
       Поначалу дела шли нормально (к  записанным на жену   магазинам  прибавились колбасный цех и  автозаправка), чему  способствовали  оставшиеся  в областной СБУ    связи.
       Но после, как всегда бывает при новой власти, произошла ротация руководящих кадров:  старые заменились новыми,  из  «донецкой» команды, те назначили на  кормление  своих,    и  Линник  из «неприкасаемого»  превратился в обыкновенного предпринимателя.
       Его стали навещать с проверками  налоговики,  ОБЭП   санстанция, и пожарники,  которы пришлось «отстегивать»  за лояльность.  Затем как-то посетили  местные  «братки», предложив  свою «крышу», а когда заслуженный чекист отказался,  те спалили его  заправку.
       Возмущенный  Линник обратился с соответствующим заявлением   к городскому прокурору (тоже из новых),  но тот, пригласив коммерсанта  сесть и внимательно выслушав, прозрачно намекнул, что  его помощь будет дорого стоить.
       - Сколько? -  пересиливая клокочущую внутри злость,  подался веред Линник.
       Прокурор  щелкнул золотым «паркером», что-то намалевал на листе бумаги и  подвинул его    посетителю.  Там значилась цифра с пятью нолями. 
       -  У меня столько нет, - тяжело заворочив шеей, соврал  Владимир Алексеевич. А про себя подумал, - ну и сука!
       - Ну, на нет и суда нет, -  смял лист прокурор. - Можете быть свободны.
       Как и следовало ожидать, поджигателей искать никто не стал, а в возбуждении уголовного дела отказали.  Линник обратился  в областную прокуратуру, откуда   спустя месяц  пришел ответ:  «Ваша жалоба рассмотрена. Оснований для ее удовлетворения нет. Решение прокуратуры города  законно и обоснованно.
       - Гребаные коррупционеры, - смяв его  в руках,  скривил губы  ветеран органов.
       С бандитами он тогда проблему уладил, помог  знакомый адвокат из бывших ментов,  часто выступавший в таких вопросах «решалой»*.  Заплатить тому естественно пришлось, но значительно меньше чем требовал прокурор. Адвокатские расценки оказались скромнее. 
       Только вот  «царевы слуги» не отставали и исправно щипали бизнес Линника, лишая его покоя и значительной части  прибыли.
       В результате пришлось закрыть колбасный цех,  очень уж много требовал ветнадзор, а затем продать один из ставших убыточных магазинов.
       - Как же так?  - лежа по ночам без сна на широкой софе  рядом со спящей женой, размышлял Линник. - Я два  десятка лет верой и правдой служил Украине,  а  мне вот такая «благодарность»?  При этом забывал, как сам, используя служебное положение, окучивал  коммерсантов.
       Между тем  недовольство политикой  Януковича  повсеместно усиливалось, поскольку  произвол с коррупцией  в «нэзалэжний»  достигли небывалых масштабов, в стране  ширилось и росло  недовольство.
       Сидящая в  Харьковской тюрьме  бывшая премьерша и лидер  партии  «Батькивщина» Юля Тимошенко    призывала к  свержению  правящего режима,  ей вторили украинские коммунисты,  грозясь вывести на улицы пролетариат, на тех же позициях  стояли праворадикальные  «Свобода»  со «Спильной справой»  и еще целый ряд  оппозиционных партий и движений.
       - Нужно к кому-то примкнуть,- решил знакомый с политикой  Линник. -  Одного, вне стаи, сомнут. И  примкнул. Да еще как удачно.
       Дело в том, что в бытность   службы в СБУ, где он активно занимался работой с агентурой,  у  него  имелся подающий надежды  сексот, подвизавшийся на ниве журналистики. 
       Публикуя  под контролем областной «службы бэзпэкы» заказные  статьи и материалы, он помогал выявлять инакомыслящих при Кучме с  Ющенко, впоследствии был   продвинут в столицу, но своего первого наставника не забывал,  и они периодически встречались.
       Ко времени описываемых  событий  «Агасфер»,  таким  был  псевдоним журналиста,  не без поддержки своих тайных покровителей стал в Киеве  известным  политологом и ведущим программы на телеканале  «Интер».
       Он - то и порекомендовал Линнику, в один из своих  наездов в Старобельск,  где тот организовал гостю  теплый  прием,   вступить в общенациональное  движение  «Спильна справа».
       А по секрету сообщил, что организация  курируется по линии  СБУ Украины при участии  американского госдепа, который недоволен  политикой  действующего президента  и впереди грядут великие перемены.
       - Давно пора, -  воодушевился Линник. -  Я готов принять участие в  этом деле. Но может быть лучше   в партию «Свобода», Тягнибока?  У меня еще деды  бились в ОУН-УПА против  коммунистов. 
       - Туда ты,  Владимир Алексеевич, не  пройдешь, - значительно изрек гость. - Как бывший чекист. Очень уж вас  бандеровцы ненавидят.
       В результате  «Агасфер»  свел Линника в Киеве  с лидером «Спильной справы» и своим  близким приятелем   Александром Данилюком.  Тот тоже состоял на связи в  столичной СБУ,  патриоты быстро нашли общий язык,  и  лидер ввел  потенциального соратника в курс дела.
       Руководимое им движение было создано  несколько лет назад  во время Налогового майдана, который начинался как акция предпринимателей против нового Налогового кодекса,  но после конституционного переворота и фальсификации местных выборов осенью 2010-го, она переросла в антиправительственные выступления с требованием отставки  Януковича и роспуска парламента.  Движение насчитывало  несколько десятков тысяч активистов - представленных малым и средним бизнесом,  а также  его наемными работниками.
       - Отделения «Спильной справы»   активно действуют во многих  областях Западной и Ценральной Украины, -  продолжил Данилюк. -  Предлагаю тебе вступить в наши ряды и организовать такое на Луганщине.
       -  Я уже ваш, - предано глядя тому в глаза, заявил Линник. После чего, на следующий день, в  штабе организации, расположенном  на конспиративной квартире, бывший подполковник - чекист был принят в «члены», получил   программу   действий    и вернулся в Старобельск  для  создания соответствующего регионального отделения.   
       Завершив трапезу, Линник утер губы салфеткой, после чего исчез в доме, откуда вскоре вышел облаченный  в охотничий камуфляж, панаму и  с зачехленным охотничьим ружьем  за плечами.
       - Ну, я поехал, - сказал он жене, - направляясь к высоким, кованого металла воротам, за которыми  в тени  цветущих лип,   стоял    внедорожник «хонда».
       - Ты там, поосторожнее, Володя, -  сказала вслед   жена.
       -  Хорошо, -  звякнул муж запором.
       Несколько позже, миновав главную часть  города с  кафедральным собором, Линник  вырулил  из города  в сторону областного центра, и  стрелка спидометра поползла вправо.
       Спустя  полчаса  автомобиль свернул с трассы  и запылил по степному шляху   меж балок с полями в сторону Новоайдара.
       Там, в плавнях, на берегу одноименной реки,  название которой по преданиям дала  еще царица Екатерина,  у Линника была назначена встреча с активом созданного и руководимого им областного отделения «Спильной справы».
       Вскоре шлях   пересекся   затравеневшей  дорогой,  плавно  опускавшейся  в  поросшую смешанным лесом долину, где блеснула серебристая   лента воды, окаймленная стеною камыша   и плакучими ивами.
       На берегу, между ними,  виднелся  небольшой   охотничий домик, с двором окруженный  параллельно идущими жердями, за которым в ельнике  поднимался легкий дымок костра,  а у крыльца   стояли еще четыре автомобиля. 
       Когда,  въехав во двор,  Линник припарковался  рядом, из дома  вышли несколько мужчин   в таком же, как у него камуфляже  - это были  прибывшие  на встречу активисты.
       - Слава Украини! - приветствовал их, подойдя лидер.
       - Героям слава! -  последовал разноголосый ответ, после чего стороны, как говорят на Украине, «поручкались»
       В числе прибывшего на встречу актива были предприниматели  из Рубежного,  Кременного, Лисичанска  и  Северодонецка.  Они, как и Линник  были недовольны  существующей властью, вступили  в представляемую им  организацию  и были готовы к борьбе  за свои,  нажитые непосильным трудом  капиталы.
       -  Ну что, начнем?  -  обвел присутствующих взглядом  «кэривнык», когда все расселись  на лавках за деревянным столом в одной из двух  комнат дома.
       После этого он сообщил  что  движение «Спильна справа»,  растет и ширится, ее  ряды пополняются все новыми активистами, а общенациональный  лидер Данилюк  призывает крепить ряды  и быть готовыми к  очередной акции на Майдане, с требованиями  отставки Януковича и роспуска Верховной Рады.
       - Только в этот раз нам следует лучше подготовиться, -  заявил Линник.    - Чтобы противостоять   «Беркуту» и ОМОНУ. Как в этом плане дела на местах? - снова обозрел соратников.
       -  Значит так,  -  взял первым слово  владелец хлебозавода и   из Северодонецка.  -  У меня, из числа рабочих, подготовлена боевая дружина в количестве  тридцати  человек.  В наличии имеется  автотранспорт, холодное оружие и спецсредства. По приказу можем выехать в Киев  незамедлительно.
       - Добро, - значительно качнул головой «кэривнык». - Что в Лисичанске?
       Представлявший город  активист (хозяин нескольких   автозаправок), сообщил  о своем количество боевиков, а также  имеющихся у них на руках средствах  нападения и защиты.
       Когда отчитались все, и Линник подсчитал в уме число имевшихся в его     распоряжении   сил «народного гнева», таковых оказалось едва ли не батальон, по армейским меркам.
       - Неплохо - неплохо, - констатировал он. - Вы все отлично поработали.
       - Еще бы!  -  сделал героическое лицо  собственник  турбазы в Кременном. - Мы же стараемся для народа.
       Далее обсудили вопросы финансирования, конспирации и связи, наметили ряд протестных акций  в городах,  после чего решили немного подкрепить силы.
       Все вышли на свежий воздух  под уже звездным небом,  из багажников автомобилей    были извлечены  продукты  с горячительным  и местный егерь,    он же активный член  организации дядько Панас,  водрузил на расстеленный на траве брезент  парящее ведро  ухи, а к нему  стопку алюминиевых мисок  с ложками и кружки.
       Единомышленники расселись вокруг,  наполнив кружки из бутылок  по интересам,  Панас  разлил в подставленные миски  янтарное варево,  после чего взоры обратились к  «кэривныку», сидевшему поджавши под себя ноги, как когда-то запорожцы.   
       -  За успех нашего дела!  - поднял он складной стаканчик с коньяком.
       -  Будьмо! - откликнулись соратники.
       Далее все как один крякнули,  занюхав тост свежим ржаным хлебом  и стали активно сербать  уху, называемую в этих местах «юшкой».
       Затем, под сало и  другие холодные закуски  последовали еще несколько тостов,  и  завязался общий разговор, как всегда бывает в таких случаях.
Сподвижники  говорили о своем бизнесе, тотальной коррупции в стране и  всячески хулили власть, обманувшую их надежды.
       Улучив удобный момент, Линник  пересекся глазами с одним из них,  сидящим напротив   и кивнул головой в сторону.  Тот кивнул ответно.
       Чуть позже, дымя сигаретами, они  стояли  на уходящих в реку мостках  и  тихо переговаривались.
       - Ну что, привез? -  шлепнув  на щеке зудящего комара, спросил Линник у Кочубея  (так звали собеседника).
       -  Привез, груз лежит в багажнике.  Как я и обещал  - десять килограммов динамита, три метра бикфордова шнура  и двадцать электродетонаторов.
       -  Можешь при необходимости организовать еще?
       - Вполне. Начальник охраны на  заводе, где  это производят, мой кум. За  деньги  вывезет сколько надо.
       - Пойдем, перегрузим, пока все гудят, -  швырнул окурок в реку Линник.
       Когда  осторожно поставив два картонных ящика в багажник машины «кэривныка»  они вернулись назад, застолье продолжалось.
Теперь говорили  о женщинах, охоте и рыбалке.
       -  Попрошу внимания! - заняв свое место и подняв наполненный стакан, привлек Линник общее внимание. -  Не будем забывать кто мы и зачем. Выпьем по последней   и всем отдыхать. Желающие, на заре могут пострелять уток.
       Сказанное   восприняли с пониманием, поскольку все были людьми дела, и вскоре вокруг стояла тишина,  нарушаемая доносящимся из  сторожки храпом, да кваканьем лягушек   в камышах у берега.
       Когда  первые лучи солнца окрасили пурпуром восток,   Линник из скрадка в плавнях, куда он забрался до восхода, подстрелил двух чирков, за которыми  на резиновой лодке сплавал егерь, распрощался с теми,  кто уже встал,  и его «хонда»  покатила по росистому двору к выходу. 
       Настроение  у  борца  с режимом было мажорным - встреча удалась, и полезное он совместил с приятным. А кроме того  выполнил задание «центра»,  для которого следовало достать  взрывчатку  подлежащую отправке  по конспиративному каналу в Киев. Для обеспечения успеха предстоящего Майдана, на который бывший чекист, а ныне коммерсант, возлагал весьма радужные надежды.
       Выехав из раскинувшихся кругом  полей  на трассу, Линник  включил магнитолу и прослушал последние новости.
       Они были обычными. Курс гривны падал,  на заседании в Раде между депутатами случилась очередная драка,  политологи  предрекали  Украине светлое будущее в Европе.
       - Европа это хорошо, - мечтательно  протянул Владимир Алексеевич и  сладко зевнул. Предвкушая завтрак,  секс с молодой  женой  и объятия Морфея.
       Но всему этому не пришлось сбыться.
       На въезде в Старобельск, у стационарного поста ДАИ,  его автомобиль остановил милицейский   капитан с жезлом, за которым  нарисовались трое гражданских.
       -  Служба бэзпэкы Украины,- сунул в открытое окно малиновую  корочку один. - Прошу выйти из машины.
       Далее  состоялись проверка документов,   досмотр  автомобиля Линника  и изъятие обнаруженного  там груза.
       - Ну, а теперь проедем  к нам, - сделал приглашающий жест в сторону  подрулившего микроавтобуса  старший  из оперативников.
       После этого, обыскав,  задержанного доставили  в городской отдел  СБУ, где он был допрошен заместителем начальника областного управления  на предмет обнаруженной взрывчатки.
       -  Купил на айдарском  базаре по случаю.  Глушить рыбу, -  пояснил  Линник.
       - Полноте, Владимир Алексеевич, - усмехнулся  начальник. -  Ты же  руководитель  областной ячейки «Спильной справы», а она, как нам известно, готовит новый Майдан, вместе с «Правым сектором».  Так что давай, колись, а то прикажу поработать с тобой  нашим психологам.  Как это делается, ты знаешь.
       -  Так я и говорю, купил по случаю, -  втянул голову в плечи Линник. - У какого-то мужика из местных, судя по виду браконьера.
       -   Браконьера говоришь? Ну-ну, - забарабанил по столу пальцами  начальник, после чего нажал  на электронном пульте  кнопку.
       Вслед за этим из тамбура двери водникли два крепких парня, сопроводившие  задержанного  в камеру подвального этажа и занявшиеся с ним  психологической обработкой
       Она сопровождалась возгласами  «говори тварь!», сопеньем и звуками глухих ударов, а также  животными воплями истязаемого.
       После завершения  сеанса, старший из оперов  наклонился над   Линником,   прошипев    «думай гад!»,  вслед за чем   с чувством выполненного долга  они удалилась.
       Когда за «психологами»  лязгнул запор металлической двери,  борец с режимом  со стоном пошевелился, затем подполз к  одному из углов камеры и привалился  к  шершавому бетону. Тот приятно холодил и остужал  ноющие от ударов бока и  спину.
       - Еще один такой сеанс и я  расскажу все, -  стучало в голове. - Что делать?
       Потом Линник кривясь, вытянул ушибленную ногу и почувствовал под коленом инородное тело.
       Рука  пару раз лапнула то место и у задержанного радостно забилось сердце. В нижнем кармане бридж  пальцы нащупали мобильник.
       Это был шанс на спасение. Оглянувшись на дверь, Линник  быстро извлек аппарат и дрожащими пальцами открыл крышку - шкала засветилась.
       Далее последовал  автонабор, гудок вызова  и  далекий голос «слушаю».
Прикрывая рукою микрофон,  абонент назвался и  сообщил  в Киев  Данилюку (то был он)   все, что с ним случилось.
       - От суки!-  выругался  лидер. - Не вздумай признаваться, выручим. И отключился.
       - М-да, хлопцы, -  пряча мобильник в  карман, скривил разбитые губы  «кэривнык»   - А обыскивать - то вы нынче не умеете. Вслед за чем улегся на бок и уснул.  Под шуршание бегающих по стенам тараканов.
       Следующим утром Линника  опять   доставили  в кабинет к  тому же руководителю,   где полковник,  пряча глаза, встал и извинился.
       - Досадное недоразумение, Владимир Алексеевич. Можете быть свободны. Никакого задержания не было.
       А затем подошел вплотную  и тихо сказал.
       - Мы з вами. Слава Украини...


Рецензии
Да-а, все они "верой и правдой служили Украине", только служба эта была специфическая. Но готовились капитально. Названия населенных пунктов сейчас все на слуху - Рубежное, Кременная, Лисичанск, Северодонецк... Даже не по себе становится.
Спасибо, Валерий Николаевич!

Елена Врублевская   06.09.2023 21:10     Заявить о нарушении
Линник - реальный персонаж.
На фото второй справа.

Реймен   08.09.2023 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.