1993 г. 25 марта. Театр абсурда

           С утра начал писать новую вещь,  а потом неожиданно решил зайти к Кудряшову, который работал в офисе «Руси». Давно хотел узнать новости и отзыв о моем последнем рассказе,  понимая, что за четыре месяца он вполне мог забыть содержание. Так оно и оказалось. Пообещал снова прочитать и через месяц сказать своё мнение.

Напротив  него расположился новый автор — Иван Подневольный.  Наверняка,  псевдоним, так как  он отсидел 8 лет за убийство после дружеской пирушки,  о чем и написал в рассказе, начале цикла тюремных впечатлений.  Я прочитал первый лист. Нет чувства слова,  общей культуры. Не могу понять,  что понравилось Кудряшову, мол, какой-то поэтический склад. 

Но "Одлян" Габышева никто из них не читал. Подозреваю, что Володя совсем ничего не читает, поэтому даже такая проза ему интересна. Иван уже женился, дочке четыре месяца. Три года как решил серьёзно писать. Кудряшов его обнадежил. Хотя мне он показался бесперспективным. Володя только собьет с нормального пути, даст надежду, ничем не подкрепленную. Тем более ему уже около 30 лет.  Нужен талант,  чтобы чего-то добиться,  а его не видно.

Володя разговорился:  он против Ельцина и депутатов. Валя под настроение может в любую минуту прогнать. Он чувствовал, что нужно сменить работу на заводе, где вредное производство, зарплата здесь на уровне заводской. Собираются выпустить ещё один сборник, чтобы оправдать своё существование.

Подошел парень лет 27. Молча слушал нас, потом, когда Володя вышел, я разговорил его. Занимается бизнесом, но не сказал каким, мол, не так хорошо знает меня, чтобы откровенничать. Партбилет не сдал, против демократов, которые ничего хорошего народу не дали, а наоборот. За границу не собирается,  здесь больше нравится, собирает монеты.

Когда я собрался уходить, похвалил меня — правильно действуешь. А я не понял, в чём правильность? В том, что расспрашивал его?

26 марта открылся девятый съезд, второй за месяц. Через два дня депутаты тайным голосованием решили отстранить от власти президента и спикера. Обоим не хватило около 50 голосов до отстранения. В Москве прошли митинги, коммунисты собрали 30 тысяч, сторонники Ельцина сто тысяч. Результаты голосования стали известны лишь в 23 часа.

На следующий день ожесточение депутатов достигло ещё большей силы, ярились вплоть до повторения голосования, мол, сейчас мы его обязательно прокатим.

Этот театр абсурда начинает надоедать, как и Ельцин, совсем не подходящего для этой роли,  ни ума, ни культуры — типичный представитель номенклатуры. Но, кого на его место? Не хочется прихода коммунистов, они снова затащат в болото.  Нужен свой путь развития России, но его  никто не знает, слишком сильна противодействующая сила, как коммунистов, так и мафии, хапающей миллиарды без зазрения совести. Большевики вырастили людей двуличными, и без веры. Нам нужно сильное потрясение, чтобы очиститься, понять невозможность такого существования, или же диктатор,  загоняющий народ в теплое сытное стойло концлагеря.

1 апреля первый по-настоящему весенний день,  но утром всё ещё холодно, +1 всю последующую неделю, снег понемногу сходит.

Несколько раз возникал смутный эпизод из далекого детства, но, кроме него ничего больше не мог вспомнить, даже удивительно, что он вообще вспомнился и очень редко вообще вспоминается. Слишком скучен и невыразителен.

Мне года три-четыре, едем в кузове автомобиля набитого людьми, поездка долгая и утомительная. Слева невысокая возвышенность, дорога петлей,  впереди город. Небо серое. И весь окружающий пейзаж желто-серого цвета, словно пшеничного поля.   И больше ничего связанного с этим эпизодом. Можно удивляться, почему он запомнился? Обычно скучные эпизоды не запоминаются,  а этот вдруг вылез, хотя раньше я и не знал о его существовании, он появился в сознании, и я не уверен, что это было со  мной, может быть, это из сновидения?

31 марта купили мягкий уголок "Поиск" за 160 тысяч, заняв у Веры 150 тысяч. Сама предложила. Она недавно продала право продажи на авто за 700 тысяч, поэтому деньги есть. Мы не стали отказываться, понимая, что скоро мебель будет ещё дороже, а такую сумму не скоро соберем,  инфляция будет подтачивать.

Нам,  худо-бедно,  внушали понятия о чести и совести,  справедливости,  мы знали,  что определенные действия называются плохими и подлежат осуждению.  Сейчас же для нового поколения выясняется, что совсем не обязательно быть таким пуританином, мелочно придерживаться понятий о чести, и,  тем более когда касается богатства, тут уж не до совести.   Зачем говорить человеку, что рядом в магазине этот же товар продается в два раза дешевле,  коль ленится заглянуть, пусть расплачивается.

Чем всё это  закончится? Ясно — ничем хорошим.  Пока не поймут,  что нужна строгость, без нее не выжить. Начнут завинчивать гайки. Кому-то не понравится, будут сочинять остроты над ревнителями строгой морали.

9 апреля решил пораньше лечь спать, всю неделю не высыпаюсь из-за сверхраннего вставания, лег в 21 ч. Начал засыпать, как позвонил Лёня Тененбаум, сказал, что нужно напечатать один лист, мол, в его машинке высохла лента. Я удивился, что за срочность, нельзя ли завтра? Нет, нужно сегодня, завтра уже поздно. Человеку, его знакомому, летающему на Север, продают авто за миллион,  нужно напечатать поручительство.

Пришли вдвоем. Леня долго извинялся, что два года не приходил, мол, всё навалилось:  отец умер, жена год болела, разные неприятности. Я сказал:

— Не надо оправдываться, это дело добровольное,  никакого принуждения не должно быть, есть желание — приходишь.

Он сам спросил о новом сборнике. Я перед этим купил шесть книг по пять рублей, бумага дороже, подарил ему сборник. Пока я печатал поручительство, он прочитал первый рассказ и похвалил, что мои рассказы интересно читать, сразу захватывают. То ли искренне, то ли из желания подсластить пилюлю от позднего визита.

— Я думал, что ты в Израиль уже уехал?
— Чего это ты меня в Израиль отправляешь?! — вскинулся он.
— Ты же сам говорил о своем желании.

— Сам? Тогда другое дело, — успокоился он, вспомнив, что да, действительно он говорил. — Мальчики в день восемь слов по-английски учат. Нужно две тысячи слов, чтобы понимать.

Проговорили полтора часа. Пообещал прийти в воскресенье. Посоветовал голосовать за Ельцина на предстоящем референдуме, иначе коммунисты возьмут верх.

— Но они сейчас не будут идти прежним курсом,  поумнели.
— Ни черта они не поумнели. Если хочешь лагеря, голосуй против Ельцина.

Скрипкин, чуть не каждый день подходит ко мне, советуется, за кого голосовать? Я сам в разладе: Ельцин не нравится, его глупость, за полтора года власти ничем не проявил себя, я ожидал от него большей жесткости и определенности,  а он действует, как Горбачев, избегает решительности. За это его многие критикуют. Но и понимают, что альтернативы ему нет. Если его прокатят, то начнется раздрай. Россия может распасться на куски, как ранее СССР. 

А этого хочется, и не хочется, потому что тогда начнется пересмотр границ, и возникнет война.  Я считаю,  что в маленьком государстве легче навести порядок, чем в огромной империи, нельзя из Москвы управлять Дальним Востоком. Полное состояние неопределенности, никто не может предсказать, что будет через три месяца? Очень опасное состояние.

Крючков на свободе, коммунисты начинают возрождать первички, не дай Бог, снова возьмут власть. Страх до сих пор сидит у нас под кожей. В Калмыкии 11 апреля начнут избирать президента, похоже, выберут Илюмжинова, предпринимателя-миллионера, который пообещал превратить Калмыкию во второй Кувейт. Это можно сделать, лишь отделившись от России. Но, кто на это пойдет? Значит, у него ничего не получится.  Блефует, рвется к власти, легче стать миллиардером, а потом сбежит за границу?

Вероятно, прав Ельцин, говоря, что нужно проголосовать четыре "да". Тем самым он получит доверие и новые перевыборы.

13 апреля.
Ровно в 13 ч.  Меня пропустили в кабинет к Сталину, хотя он ещё занят разговором с кем-то из членов Политбюро. Но, коль время пришло,  меня пропустили,  не заставили ждать, с одобрением отмечаю я. Когда скоро какой-то член ушел из кабинета, Сталин посмотрел на меня и достал подарок, — большой перочинный нож с раскрытыми предметами, лезвия ножей, ложка, вилка и пр. Я давно хотел иметь такой нож. Выходит, Сталин тоже рассматривал этот нож, коль раскрыт?

Железнодорожная станция. Захожу в магазин. Пачки дешевых сигарет по 38 рублей. Люди возле прилавка. За стеклянной витриной на вазе трехслойный мармелад, совсем дешево, как встарь — 125 рублей. Прошу взвесить. Но уже всё продано. Продавщица выбирает из ящика остатки больших шоколадных конфет.

До вечера брожу по незнакомому поселку.  Прихожу в дом, где остановился с Викой у родственников.  Пьяный хозяин пристает ко мне, делает оскорбительные намеки. Этого терпеть я не намерен.

— Собирайся, мы уходим, — говорю я Вике, — ты меня знаешь, со мной бесполезно спорить.

Она знает, и поднимается.   Натягиваю теплую куртку, так как скоро ночь,  а нам спать придется на улице, на земле. Понимаю глупость своего принципа, иду в комнату, ложусь на кровать и засыпаю.

Снов много, не все запоминаются, хотя некоторые очень интересные, и сквозь сон думается, что это готовый рассказ, нужно только запомнить.

Два дня шел дождь +4, но сегодня утром солнечно,  значительно потеплело.

Тененбаум сдержал обещание, пришел в воскресенье вечером в 20 ч.  Перед приходом ко мне читал мой рассказ "Куст шиповника", хвалил стилистику, фабулу, с удовольствием читал, но некоторые подробности находит лишними, не работающими, типа рассуждений о перестройке, новой политике, мол, не от героя,  а от автора. Словно герой живёт в каком-то ином мире, где нет политики.

Всё это очень спорно,  мне нравится привязывать героев к определенным политическим событиям, а то читаешь некоторые рассказы и не можешь понять, когда это всё происходило, в какое время? Могло быть и в прошлом, и в нашем веке, но нет, упомянул телевизор. Но и телевизоры давно существуют. Так и тянуло ляпнуть:

— Ты бы сам написал несколько рассказов, а потом критиковал с высоты своего опыта.

Он же только хвастается, что собирается написать романы, не написав ни один, не зная, какой это гигантский труд

Он продал дачу за 550 тысяч и этими деньгами выплатит долю брату за дачу отца, оставленную в наследство в 40 минутах езды от Самары.

Убедил его, что нужен новый президент, хотя бы Шахрай. Согласился, что Ельцин себя не показал, за два года он не сделал то, что надо было сделать — извести под корень коммунистов, чтобы не смели и голову поднять,  а не вытворять, то, что сейчас они делают, создавая напряжение в обществе.

Реальная противодействующую сила — это коммунисты. Многие понимают, что сейчас голосовать против Ельцина опасно,  могут прийти коммунисты, или же они устроят раздрай на несколько лет, когда ни один претендент не сможет набрать нужное количество голосов, и они тогда скажут, что России не нужен президент и уставший народ согласится с ними.

Но и многие понимают, что независимо от того, что он проголосует за Ельцина, тот, всё равно, не наберет нужное количество голосов на референдуме,  которые, по сути,   никому не нужны, но ничего не поделаешь, коль сложилась такая планида.

Поляков сейчас на заводе, Тененбаум каждый день приходит к нему с бумагами  на подпись и тот решает, что подписывать,  а что отклонить, речь идет о закупке иностранного оборудования, и нужен огромный опыт, чтобы не выплеснуть ребенка вместе с водой,  и одновременно сэкономить валюту, которой очень мало.

Мне, в честь юбилея, выплатили 15 728 рублей, общий заработок 84 827, чистыми 71 900 рублей. Сможем отдать Вере половину долга 75 тысяч, но чтобы отдать вторую половину, придется перезанимать, так как за март выплатили 10,5 тысяч по бюллетеню.

Ельцин разъезжает по стране, чтобы набрать нужное количество голосов.  Но он набрал бы больше, если бы сидел в Москве и проводил нужную политику, может быть, даже роль диктатора, народ бы его понял, потому что только жесткие меры смогут вытянуть нас из болота. Либералы и демократы этого сделать не смогут.  Это все равно, что доброму дяде уговаривать хулигана не хулиганить, не воровать, а идти работать. Пока хулиган не почувствует силу, он не пойдет работать. Нужен человек, который возьмет хулигана за шкирку.

В Томске-7 на з-де, перерабатывающего плутоний, произошел взрыв и выброс в атмосферу, вследствие небрежной эксплуатации.

Было вскочил «ячмень» на правом веке, я приготовился к мучениям, но, вероятно, благодаря принимаемому витамину «С», он через день благополучно скончался. Четыре раза прижигал одеколоном.

Невозможно в долгосрочном прогнозе предсказать, что лучше для России, снова выбрать Ельцина или забаллотировать? У каждого избирателя своя правда.  И я прихожу к мнению, что моё беспокойство по поводу того или иного политического события ничего не значат, так как от меня ничего не зависит, слишком малая величина среди больших величин.

Всё случится так, как того захочет Рок.  И, как бы ни буйствовал, какие бы меры ни принимал, ничего не будет по моему.  Роль личности возрастает,  и то не всегда,  по мере продвижения вверх по карьерной лестнице. Если судьбе угодно, чтобы Ельцин стал президентом, он станет в любом раскладе пасьянса.

Пожалуй,  можно поражаться тому, как много людей погибло вокруг меня.  А меня почему-то не коснулось. Впрочем, а почему должно коснуться? Кто выбирает? Случай? Рок? Я сам. В некоторых случаях да, сам, в других — везение, которое, возможно, тоже не случайно.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2012/08/13/904


Рецензии