Дорога на юг

         Это случилось во время большого переселения, когда я со своей семьей, продав дом, переезжал из Западного Урала в Волжское Понизовье, в Астрахань. Раньше, в молодые годы, я со своей семьей жил в тех удивительных краях. Там у нас  родились дочь и сын. Из этих краев я трижды уезжал в разные концы моей Великой необъятной Родины. И каждый раз, налюбовавшись вволю новыми местами, накупавшись в море, или набродившись по тайге, или облазив окрестные сопки, надышавшись запахами бескрайней степи, выполнив то задание, с которым меня туда послали, я снова уже в который раз возвращаюсь в эти, поразившие меня, края. Я, видимо навсегда влюбился в этот край нищих сел и деревень, разбросанных по берегам бесчисленных рек и речушек. Живут здесь люди удивительные, крепкие духом. Есть в этих людях что-то такое, что сразу и не объяснишь. Присмотритесь к певице Надежде Бабкиной и тогда поймете, какие здесь живут люди. Гремучая смесь из многих народов, намешанная жизнью за века, за тысячелетия. Во все времена этот край был перекрестком великих событий, имеющих огромное значение для судеб всего человечества. Великие завоеватели строили здесь свои столицы. Скифы, хазары и монголы оставили в степях свои следы. Здесь проходил Великий шелковый путь. По Великой Волге гуляла вольница Стеньки Разина.
         Что-то необычное я заметил еще в городе Бугульма. Мы там, в пригороде, у какого - то закрытого рынка ночевали. Проснувшись, я увидел две милицейские машины и милиционеров, которые за нами молча, наблюдали. Настороженно наблюдали, не выходя из машин. Машины стояли так, что уехать было можно, милиционеры вроде бы настоящие, а впрочем, сейчас кто их разберет. На дворе лихой 1995 год, верить нельзя ни кому. У жены на  поясе пятьдесят миллионов рублей. Продали хороший дом, скотину, деньги не малые. Надеемся в Астрахани купить квартиру.   
          Я спокойно вышел из машины, зашел за угол какого-то ларька, справил малую нужду. Милиционеры не среагировали, молча, наблюдали. Проверил масло в моторе, воду, долил в цилиндр сцепления водки, за неимением тормозной жидкости. Проснулась Галя-жена моя, проснулись и мужики. С нами ехали наши дети, два сына и наш зять, мужики здоровые, крепкие и главное молодые. Ребята, разминаясь, вышли из машины. Наша добровольная охрана, спокойно переговариваясь, наблюдала за нашими сборами. Я закрыл капот машины, мы расселись по местам и тронулись. Милицейский эскорт рванул с места и обе машины, лихо, развернувшись, помчались в сторону города, а мы беспрепятственно покатились в бескрайнюю даль.
          Некоторое время мы бурно обсуждали непонятное для нас поведение милиционеров,  потом замолчали. Впереди зарождался новый день, вставало огромное Солнце. Конец апреля, цветущая природа Татарии, удивительные пейзажи, зелень и упоительный запах весны. Я люблю это время года. Тепло, над полями струится нагревающийся воздух, нет комаров и мух, пронзительно синее бездонное небо. По бескрайнему небу плывут редкие облака. Природа ожила после зимы и мне хочется жить, дышать полной грудью, любить все вокруг, совершать хорошие, глупые поступки. Впереди дорога. Дорога, это другая песня. Если я долго ни куда не еду, я начинаю тосковать по Дороге. Для меня нет дороги плохой или хорошей. Мне все равно на Север или Юг, Запад или Восток. Самое главное, что ехать надо, а куда не важно. Мелькают километры, проплывают придорожные деревни.
           Насколько ликует и цветет природа, настолько убого и серо человеческое жилье, кругом разруха, бывшие колхозные коровники в развалинах, в полях не видно ни одного стада, да и людей не видно. Непаханые, поросшие бурьяном просторы, наверное, так выглядела наша Родина после набегов диких монгольских орд.
           А по дорогам беспрерывным потоком бегут, катятся, обгоняют, разъезжаются машины. Куда спешат они, что везут, куда торопятся.  Вот нашу старую престарую Волгу М-21 обгоняет Волга современная, уходит довольно далеко вперед, останавливается. Открываются двери, из машины, как черти из табакерки выскакивают, угадайте кто, правильно, милиционеры, естественно, повелительным жестом останавливают нас. Прижимаюсь к обочине, останавливаюсь и выхожу из машины. Всегда в таких случаях я выхожу из машины. На просторе легче встретить любую неожиданность. Остановили нас два капитана, в годах, спросили документы, молча, просмотрели и, вернув документы, вежливо пожелали счастливого пути. Заглянули в машину, в прицеп, надо сказать на буксире у нашей белой Волги тащился красный прицеп, доверху нагруженный разным домашним скарбом, а по большей части запасными частями к этой самой Волге. Груз наш их не заинтересовал, и мы тронулись дальше на юг. Мелькали километры, на каждом встречном посту нас проверяли, осматривали и отпускали.
             Поздно вечером впереди показался город Энгельс, мост через Волгу и огромный город Саратов. Долго ехали по городу, выбрались на дорогу Саратов -  Камышин - Волгоград-Астрахань. Спутники мои захотели ночевать. Я им сказал, что через шестьдесят три километра есть пост ГАИ, там и заночуем. Долго я ехал эти километры. Усталость  брала своё, ужасно хотелось спать. Попутчики мои спали, несмотря на тесноту и неудобство. Наконец в черноте ночи показались огни поста ГАИ. Вереница ночующих машин растянулась на целый километр. На дорогах орудовали бандиты, поэтому все дальнобойщики и путешественники вроде, нас, останавливались на ночлег возле милицейских постов. Остановился и я в конце колоны ночующих машин. Не успел я выключить фары и заглушить двигатель, как ко мне подошел огромного роста омоновец с автоматом на груди, в бронежилете и в каске. Он был огромен и неуклюж. Такой мастодонт в человеческом облике. Гора человеческого мяса с игрушечным автоматом в верхних конечностях. Представьте себе динозавра в каске и с маленьким автоматом. Я вежливо обратился к стражу дорожного порядка:- «Командир, я заночую здесь?»
«Заночуешь! Документы» Не очень дружелюбно потребовал он. Взяв мои документы, он повел меня на пост.
           Пост представлял собой двухэтажное сооружение, перед зданием поста стоял стол, скамейки. За столом сидел бравый милицейский лейтенант в пилотке. Бронежилета и каски с автоматом на нем не было. Видимо бандитские пули его просто, напросто не брали. Мастодонт доложил: « Вот приехали сами, белая Волга с красным прицепом» И подал начальнику мои документы. Лейтенант бегло глянул в документы и требовательно спросил: «Енгибарян с Вами?» Я ответил не задумываясь: «Нет» «А где он?» снова спросил он. «Слух прошел, что он умер» со знанием дела ответил я. «Давай веди всех сюда» приказал он Мастодонту». Потом передумал и приказал, теперь уже нам двоим, мне и Мастодонту: «Давайте всех и машину, подгоните прямо сюда, к столу. Мы с Мастодонтом побрели обратно к машине. Попутчики мои проснулись и взволнованно переговаривались. Я, как мог, успокоил их, сказал, что ловят не нас, а Енгибаряна. «Какого Енгибаряна»? «Клоун был раньше» ответил я. « Так он недавно умер» «Я им об этом и сказал, а они не поверили» (Клоун был Енгибаров)
          Подъехали к столу, чинно расселись вокруг. Лейтенант, рассмотрев у всех документы, приказал вести сыновей и зятя на верхний этаж, на допрос. Я сказал ему, что младший сын еще школьник, хотя и большой рост имеет. Допрашивать его, без присутствия родителей или учителя, он не имеет права. На мои слова он не отреагировал и детей повели вверх по металлическим ступеням.
           Над Землей плыла удивительная майская ночь. Над нами небо, усыпанное мириадами ярких звезд. По трассе прекратилось движение. В ночной тишине слышен только топот ног по металлическим ступеням, да наверху работает милицейская рация. Бодренький голосок радостно докладывает, что задержана, находящаяся в розыске белая Волга с красным прицепом и, что с пассажирами проводятся следственные мероприятия. Рация щелкнула громко, переходя на прием, и властный, привыкший повелевать голос вежливо спросил: «Вы, что КОЗЛЫ, двадцать первую от двадцать четвертой отличить не можете?» Рация замолчала. Шаги детей наших затопали вниз, Видимо допрашивать их нужда отпала сама собой. Я спросил у бравого лейтенанта, будет ли он, извинятся, или как? Лейтенанту, наверное, было стыдно за своего командира, который так крайне неуважительно оценил проффесиональные качества его и верного Мастодонта. Он уже представил себе, как его награждают орденом и вручают погоны старшего лейтенанта за операцию по задержанию шайки преступников во главе с самим Енгибаряном, а тут такой облом, да и обозвали некрасиво. Извиняться, конечно, он не стал, но милостиво разрешил: «Ладно, ночуйте здесь» Дети вернулись к нам. Мастодонт где-то растворился, исчез с глаз. Ему тоже стало стыдно за своего начальника. Мы, шумно обсуждая приключение, устраивались на ночлег.
          Вероятно, на большом пространстве искали белую Волгу ГАЗ 24 с красным прицепом, поэтому нас и проверяли множество раз. Проверив, отпускали. А на шестьдесят третьем километре случилась накладка. Наверное, потому, что была глубокая ночь, и им сильно хотелось спать. А может, милиционерам позарез нужно было поймать отъявленного негодяя Енгибаряна с товарищами и отдать его в суровые, но справедливые руки Закона.
         Поспав в тесноте и сидя, с рассветом кампания наша двинулась на Юг. Слева иногда появлялась величавая река Волга. Справа бескрайние просторы приволжских степей. В городе русской славы Волгограде свернули на плотину Волжской ГЭС. Всегда, проезжая по плотине, я поражаюсь гению человеческого ума, а еще больше поражаюсь возможностям простых человеческих рук, в непростые годы сотворивших это гигантское чудо.
       В Астраханской степи я представляю орды Батыя.  Сотни тысяч конников. За войском на арбах, запряженных волами, двигались семьи воинов, гнали стада баранов для пропитания войска. Всю эту массу скота круглый год кормила эта степь. Ночью за Волгой грохотала гроза. Небо полосовали молнии. Гроза двигалась вместе с нами. Утром мы въехали в старинный город Астрахань. Конец путешевствию, конец приключениям. Мы снова дома.
 
2010 год.    


Рецензии
Как для меня, очень познавательно и необычно. Я путешествовал сам много, но в тех местах не бывал. Написано отлично.

Михаил Бортников   25.10.2015 11:16     Заявить о нарушении
Простите меня Михаил. Закрутился и не поблагодарил за прочтение и отдых. Это дорога к детям моим. Места конечно мне очень знакомые, ездил много раз. Путешествовать люблю, Правда сейчас не приходится, нахожусь в периоде доживания. Мне нравятся люди, которые видят больше того, что сидит в мозгу. Я ликую, когда дитя моё, уже взрослое, едучи в машине, вдруг говорит:- Папа посмотри какое небо. Добра Вам и путешествий.

Вячеслав Зиновьев 2   18.11.2015 13:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.