Память о друге. Крик души. Реальная история

Память о друге. Крик души. Реальная история.

«Друг познаётся в беде» (поговорка)…


Друг познаётся в беде, герой – в битве, честный – в уплате долга, жена – в бедности, родственники – в невзгодах… Народная мудрость, истина, почти библейский завет…

Никогда не думал, что в моей жизни будет близкий друг (царствие ему небесное), который на 20 лет старше меня. Но жизнь настолько непредсказуемая штука, что ничего нельзя знать заранее. И это здорово!..

Однако обо всём по порядку...

За всю жизнь у меня было четыре близких друга (добрые приятели и хорошие знакомые сейчас во внимание не берутся. Без обид, ребята, но лучших много не бывает):

Андрей. Одногодка со мной. Самый первый друг. Познакомились в детском саду, потом учились вместе в одной школе, но, к сожалению, в разных начальных классах, зато с пятого по седьмой - дурачились от души, сидя за одной партой, пока он, в начале 8-го, не... Переехал в Анапу и пропал там (пару раз ответил на письма и исчез, будто его никогда и не было). А жаль... Мне бы хотелось знать, как он там. Да и там ли сейчас... 

Улдис (а также: Уил, Уильям, Лелуш, Инуяша, Братец). 4 года разницы (я старше). Близкий друг семьи. Наши матушки раньше работали вместе и дружат до сих пор. Знаю его с 1990-го года. 30 лет уже дружим... Кстати, многие слыша его имя, могут подумать, что он латыш. Заверяю вас, он такой же латыш, как я - балерина Большого театра... Живёт уже много лет в Англии и иногда приезжает погостить (раз в год. И то, не каждый год). Мы постоянно переписываемся, но мне всё равно его сильно не хватает.

Дима (также 4 года разницы, но, на сей раз, он старше). Единственный близкий друг, до сих пор живущий в Латвии (и вновь: приятели и знакомые, без обид). Дружим с 2000-го года. Познакомились, когда я и Уил подрабатывали в одном местном книжном клубе. Потом Дима помог мне с материалами для сдачи экзамена на гражданство Латвийской Республики (за что ему - огромное спасибо!). Потом обсуждали сам экзамен, подготовку к нему, свидания и девушек, учёбу (студенты же! Каждый в своём университете, вместе не учились), да и было много чего ещё другого... Вот-с... О! Два года назад, в 2018-ом, он и Уил были со мной в четырёх крупных музеях Риги (так мы отмечали два дня подряд мой день варенья)...

И четвёртый близкий друг - Александр (20 лет разница в возрасте. Он старше). Познакомились, когда... Нет, не так... Трудно писать о человеке, которого больше нет, но необходимо сделать это иначе...

В очках, интеллигентной внешности, не полный, но с небольшим животиком, с волосами на голове, без усов, всегда аккуратно и прилично одетый, он был добрым, вежливым и культурным малым. Живя с мамой у бывшего завода "ВЭФ" (Рига, Латвия), Саша пытался найти себя в этой жизни. Семья не сложилась, взрослый сын с женой уехали давным-давно в Украину, постоянного занятия - не наблюдалось. Не наблюдалось, хотя он и не сидел без дела (никогда!)... Тренер по волейболу для детей до 15 лет, маляр, подсобник на стройке, охранник с сертификатом и лицензией на оружие (газовый пистолет), грузчик в супермаркете "Maxima", коридорный в "Radisson SAS Daugava Hotel", благоустроитель и садовник в Англии, там же: работник свечного завода... И последняя работа - сиделка для престарелых... Он всегда чего-то искал. Но не находил... Однако умел тщательно это скрывать, не загружая других своими проблемами... Но я видел это. Видел, как человеку было плохо. И не знал, как ему помочь...

Я познакомился с ним на бирже труда, когда мне ещё не было 20 лет. Мне 18, ему 38. 20 лет разница. Мы сразу же нашли общий язык. И в последствии, именно он, а не Дима был моим настоящим живым, близким другом (Дим, правда дороже, ты даже сейчас, в 2020-ом году, больше телефонный товарищ, чем реальный, живой. К тому же, ещё ленивый. Мне всё приходится делать самому, несмотря на то, что я ленивее тебя. И звонить тебе больше, чем раз в месяц, как это делаешь ты, и пытаться хотя бы раз в год с тобою встретиться, ведь тебе это в голову не приходит. Об Улдисе речь не идёт, мы обсуждаем Александра и Диму)... Несколько раз в неделю, Саша приглашал на прогулку (Дим, учись, не только звонок по телефону, личная встреча!). Летом всегда звал на какую-нибудь подработку или халтуру (лишних денег, как известно, не бывает, и я охотно соглашался на это). Я ДАЖЕ ЕЗДИЛ С НИМ НА МОРЕ!!!.. Осенью он угощал меня грибами (так как был заядлым грибником, именно грибником!). Я часто бывал у него дома, где он угощал меня разными блюдами. Мы душевно беседовали, и мне всегда было радостно на душе. Я мог всё без утайки ему рассказывать, а он внимательно слушал, потом советовал что-то, давал мудрые наставления.

Бездельником и лодырем Саша никогда не являлся (подчеркну особо!). Без работы сидеть не любил, а потому был хорошим примером доброго и трудолюбивого гражданина... польской республики. Да, по национальности он был поляк. Но так как сам там никогда не жил, то ничего коренного от своего народа не перенял. Вот-с...

Саша...

1) Это он привёл меня в книжный клуб, где я познакомился с Димой, а позже привёл туда Улдиса (подработать)!!!..
2) Это он просил меня писать статьи на его заказ, а потом относил их сам в газеты "Час", "Вести", ГДЕ ИХ ПУБЛИКОВАЛИ!!!..
3) Это он советовал мне развивать начинающее увлечение английским языком, а потом помог стать НАСТОЯЩИМ РЕПЕТИТОРОМ, отправив к своим родственникам, коих я раньше в глаза не видел!!!
4) Это он стеснялся приходить ко мне в гости, хотя я и звал его на все праздники (поэтому, никто кроме Улдиса и Димы его не видели. Ну, а те видели потому, что были в книжном клубе)!!!
5) Это он 6 лет подряд пытался уехать из Латвии то в Швецию, то в Норвегию, то в Ирландию, но всё не получалось, пока, наконец, не оказался-таки в Англии, да ещё и в такое сложное время, как начало войны в Ираке!!! (много часов мужичка продержали в аэропорту!)
6) Это его обманула состоятельная дама (хозяйка бара, в которую он был влюблён и, с которой улетел в свою первую поездку в Англию), бросив в чужой стране без денег и жилья, и Александр 2 недели прожил на улице, пока в одной церкви ему не помогли и с работой, и с жильём!!!
7) Это с ним я всегда праздновал ЛИГО (летний праздник пиво, сыра, мяса и самого длинного дня в году, с самой короткой ночью - с 23-го на 24-е июня), хотя у человека не было ни хутора, ни дачи за городом, но это не мешало просто посидеть и немножко повеселиться)!!!
8) Это он обладал шармом и обаянием, но никогда не заводил при мне сомнительных знакомств. Да, постоянная женщина (если быть точным, то за всё время знакомства их было 2) у него была, но они жили гостиным браком (пару дней - у дамы, остальные дни - у себя).
9) Это он навещал меня - больного, и был единственным (не родным) в жизни человеком, кто хоть что-то подарил (гостинец) в период болезни!!!.. Не было больше таких людей!!! Мама не считается!!!..

Редактура работы 12.12.2020: Так до сих пор. И я не про коронавирус. Два года уже не болею. Я о другом... Все ждут, пока выздоровею, ну, и только тогда приходят. А Александр не ждал. Он был настоящим другом и в болезни, и в здравии. Спасибо, Саша. Этого я не забуду никогда.

Это... Кажется, всё. Уф... Вспотел. Ещё бы! Такие воспоминания...

Он не знал языков. Латышский давался ему с трудом, но его с удовольствием брали на работу. Даже в престижные места. Почему? Потому, что он РАСПОЛАГАЛ К СЕБЕ!!! СВОЕЙ ДОБРОТОЙ, ОБАЯНИЕМ, ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬЮ, ВНЕШНИМ ВИДОМ И УЛЫБКОЙ!!!..

Его сгубил... рак. Когда мы познакомились он был закодирован. Держался несколько лет. Не пил, не курил и даже вспоминал, как раньше тренировал детишек в волейбол, играя со мной на пляже... Не скажу точно, когда он сорвался, но было это сильным потрясением для меня. Наверное, это был 3 год нашей дружбы... Пошли бутылки, сигареты. Потом снова кодировка. На несколько лет. И в Англии всё по новой. Потом снова кодировка. Возвращение в Латвию. Работа грузчиком в супермаркете "Maxima" и уход за обездвиженной матерью. Это было сильно. Бросить Лондон и постоянную работу ради ухода за матерью!!! В то время, как НИ ОДИН ИЗ ЖИВУЩИХ В РИГЕ РОДСТВЕННИКОВ И ПАЛЬЦЕМ НЕ ПОШЕВЕЛИЛ!!! АЛЕКСАНДР ОТПЛАТИЛ СВОЙ СЫНОВНИЙ ДОЛГ СПОЛНА!!! 3 ГОДА ОН ПРОЖИЛ В НЕНАВИСТНОЙ ЕМУ СТРАНЕ. 3 ГОДА. ДО САМОЙ ЕЁ СМЕРТИ. НЕ ПИЛ, НЕ КУРИЛ. БЫЛ ДОБРЫМ, ВЕСЁЛЫМ, КУЛЬТУРНЫМ И ВЕЖЛИВЫМ, КАК ВСЕГДА. Но после смерти, уехал в Лондон. И теперь уже навсегда. Я смог увидеться с ним дважды. Я не знал тогда, что вторая встреча станет последней в нашей жизни... Ему было 50 лет... В 51 же - его не стало...

12 лет дружбы... Хорошей, настоящей дружбы...

Да... Это не Дима, который только в присутствии красивой молодой девушки, впечатлившись, может ляпнуть о встрече, хотя сам больше склонен никуда особенно не выходить!!! Именно я вытаскивал его в кино, на прогулки, в кафе!!! Ездил к нему на работу, уговаривал меня навестить, напрашивался в гости!!! Дима же... Никогда!!! Я это подчёркиваю!!! Никогда не приглашал меня сам!!! Всё было только с моей подачи!!! Так стоит ли удивляться, что мне это надоело, и я вижусь с ним не больше 5 раз в год (редактура 2020: уже раз в год). Раз его это устраивает, то и я плакать не буду. Настоящие друзья, такие, как Александр, хотели меня видеть почти каждый день...

Саша... Царствие тебе небесное! Прости эту страну и тех, кто махнул на тебя рукой! Они не ведали, что творили...

Ну, а я... Я всегда буду помнить о тебе. И кстати, твой день рождения - 11 октября. Я не забыл... Я помню...


12.12.2020: Покойся с миром. Может, хотя бы сейчас у тебя всё хорошо... Удачи. И знай: мне неважно, сколько ещё лет пройдёт с даты твоего ухода. Я всегда помнил, помню и буду помнить о своём близком друге,. О днях, что провели вместе, о душевных и мудрых беседах, о школе жизни, которую я проходил, наблюдая за старшим товарищем, о многом другом... Саш, спасибо за всё!..


Рецензии