Рецепция макиавеллизма. Платонизм
«Покой попросил у погоста,
Не выдержав «измов» прироста».
http://www.proza.ru/2012/05/20/896
Наш ниже следующий отбор и обзор политических веяний был выполнен по выдержкам из Википедии:
Платон (около 428— 348 гг. до н. э.) известен так же тем, что в Сиракузах, по соглашению с тираном Дионисием Младшим, пытался воплотить в жизнь свою теорию идеального государства, но потерпел неудачу, за что был всего лишь продан в рабство… Всего лишь - так как свои эксперименты Платон проводил в добиблейские времена. И Господь наш ещё не сформулировал для своих подданных своего «критерия истины», изложенного в ст. ст 20 и 22 главы 18 Второзакония:
«22. Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его.
20. Но пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить,..., такого пророка предайте смерти».
Основные политические сочинения Платона: диалоги «Государство», «Законы», «Политик», «Фрасимах». Политика, по мнению Платона, неразрывно связана с этикой. Следовательно, и общественная мораль совмещена с политической деятельностью, но последняя неизбежно ведет к нарушению нравственных норм и деградации государства.
Наилучшим государственным устройством Платон считал идеальное государство, образ которого существует в другом — неземном, идеальном мире. Задачей философов-правителей и является «припоминание» это¬го образа (идеи), который их души до земного воплощения наблюдали в мире идей. Можно сказать, что в этом Платон был предтечей утопистов вроде Мора, Кампанеллы, Бабефа, Сен-Симона и прочих.
Но, при всём при этом следует учесть, что в своих трудах Платон никак не мог применять такое понятие, как «государство», являющееся окончательно сформировавшимся понятием в исключительно российском этносе на русском языке времён заката династии Рюриковичей (http://www.proza.ru/2012/05/29/789) и означающее «принадлежащее государю», так же, как «хозяйство» - «принадлежащее хозяину».
Платон писал на древнегреческом о Полисе, то есть о городе, но не в смысле территориального сооружения, а в смысле общественной системы в пределах данного территориального сооружения и примыкающих к нему территорий, с которыми управляющая подсистема была связана, какими либо отношениями, как с управляемыми. Полис, как общественная система, состоит, из трёх подсистем - сословий по Платону:
; Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе Полиса должны стоять философы;
; Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов);
; Сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).
Отсюда следует то, что смысловой перевод платоновского "Полис" на современный русский будет – Социум, который, по Платону, состоит из трёх подсистем – подсистемы управления, подсистемы защиты, подсистемы обеспечения.
Платон посчитал возможным формально исключить из системы Полиса подсистему материализации, реализуемой через семью, допустив тем самым общую для всех философствующих ошибку – не отражать реально существующие общественные отношения, но выстраивать некие свои умозрительные конструкции. Весьма важно отметить то, что из исключения Платоном семьи, как реализующего института подсистемы материализации, из системы Полиса следует вывод о том, что именно семья, по Платону, является первейшим врагом подсистемы управления. Именно ей, подсистеме управления, Платон вручал бразды воспитания рождающихся и взрослеющих в Полисе.
Тем самым Платон определил, чьи интересы, в первую очередь, будут реализовать его политическая модель в Полис. Интересы подсистемы управления. Естественно, это не значит, что в идеальном государстве Платона не должно быть подсистемы материализации. Она конечно должна быть. Но не семья должна быть реализацией подсистемы материализации. А так как Платон не мог «увидеть» четвёртого сословия, то и не мог предложить иных способов реализации подсистемы материализации. Зато Платон предусматривает суровые карательные меры - смерть и изгнание не только за преступления, нарушения закона, но и за инакомыслие. Он предлагает провести «очищение» государства от неугодных лиц и оставить лишь «хороших людей».
Если мы обратимся к существующим Системам и попытаемся определить, интересы какой из подсистем Социумов, столь разных по своим лозунгам, декларациям, конституциям, первостепенны, то следует признать, что во всех ныне существующих Системах привилегированное положение в реализации собственных интересов занимает подсистема управления.
Если мы обратимся к существующим Системам и попытаемся определить, какой из институтов какой из подсистем Социумов, столь разных по своим лозунгам, декларациям, конституциям, не только приходит в упадок, но и подвергается целенаправленному уничтожению, то следует признать, что во всех ныне существующих Системах это институт Семьи в подсистеме материализации.
Если мы обратимся к существующим Системам и попытаемся определить, какой из институтов какой из подсистем Социумов, столь разных по своим лозунгам, декларациям, конституциям, ответственен за «очищение», то … не будем о грустном.
Таким образом, базовая составляющая, тренд развития человечества происходит по Платону. А точнее - по объективным законам развития всего Живого, гениально подмеченного более 2500 лет назад и описанного на современном ему древнегреческом языке великим философом человечества Платоном, прародителем политического учения, получившее название ПЛАТОНИЗМ.
По всей видимости, Платонизм, как политическое учение, является прародителем Политаризма.
Посмотрим далее, в интересах какой подсистемы выстраивали за почти 2,5 тысячи лет со времен Платона, свои политические системы иные философы.
Свидетельство о публикации №215070501170