Что такое хорошо и что такое плохо?

Что такое хорошо и что такое плохо
 (размышления о журналистской этике)
Олег Кашин
olegkaspi@gmail.com

Вопрос о том, «что такое хорошо и что такое плохо» возник, наверное, ещё на заре существования человеческого общества. Ведь людям нужно было как-то существовать, сообща бороться с суровыми силами природы, защищаться от хищников, добывать еду, заботиться о потомстве, поэтому нормы морали стихийно формировались еще в первобытном обществе. Почему же этот вопрос не только не теряет актуальности в наше время, но становится ещё более острым? Почему понятие этики журналиста составляет даже отдельную научную дисциплину, исследованием которой занимаются учёные, которую изучают студенты – будущие журналисты? Занимает ли российская журналистика особое место в журналистском мире? Почему существует даже Кодекс профессиональной этики российского журналиста? Попробуем разобраться…
Наверное, чем выше уровень развития общества, тем больше его духовные запросы. Сегодня, в XXI веке, люди хотят не только «хлеба и зрелищ» – им нужна пища духовная, пища для размышлений – основа для работы души и мысли. Чего ждут сегодня люди от журналиста? Я думаю, что они ждут, прежде всего, Правды. Наверное, жажда правды скрыта где-то глубоко в сознании каждого человека, возможно, даже на генетическом уровне. «Два близких между собою желания, как два невидимых крыла, подымают душу человеческую над остальною природою: желание бессмертия и желание правды,» – писал русский философ и литературный критик 19 века В.С.Соловьёв.
Значит, задача журналиста – не только найти Правду, но и донести её до людей – причём донести так, чтобы Правда достигла их умов и сердец. «Для того чтобы выучиться говорить правду людям, – учил Л.Н.Толстой, – «надо научиться говорить её самому себе». Быть честным, быть искренним с самим собой –но что это значит? Я думаю, это значит, что прежде всего нужно спросить себя: «Зачем я готовлю тот или иной материал – будь то репортаж, интервью или журналистское расследование – каковы мои истинные цели? Может быть, эта публикация поможет мне стать известным, узнаваемым, сделает мне имя, принесёт хорошие деньги? Или же я хочу, чтобы люди узнали о том, что до сих пор оставалось неизвестным, вспомнили то, что было незаслуженно забыто, задумались бы, сделали бы выводы, предприняли какие-то реальные шаги к изменению ситуации к лучшему? Чтобы мои публикации сделали людей – хоть немного – добрее, честнее, умнее?
Журналист, как мне кажется, постоянно сталкивается с проблемой выбора – с вопросом о том, как распознать Правду, отличить её от Лжи, отделить «зёрна от плевел». Но что же такое Правда? Казалось бы, ответ очень прост: Правда – это всё то, что реально имело место, это факты, события, достоверность которых может быть подтверждена документально – например, с помощью фотографий, видео- и аудиозаписей, документов, свидетельств очевидцев и т.д.. Но, на мой взгляд, такое понимание Правды чревато очень пагубными последствиями. Разве не такое понимание Правды даёт журналистам моральное право вторгаться в частную жизнь людей – причём тем грубее, чем известнее эти люди, чем масштабнее их личности? Разве не таким пониманием Правды прикрываются папарацци, добывшего снимки известного человека в на больничной койке, в какой-то тяжёлый момент жизни, в каком-то, может быть, неприглядном виде или состоянии – словом, в любой «непубличной» ситуации, или узнавшие какие-то стороны его частной жизни и сделавшие их достоянием миллионов – «Я же ничего не подтасовываю, не придумываю, ведь это было на самом деле, это же правда!». (Примеров тому – великое множество, но я не хочу называть здесь никаких имён, чтобы не уподобляться таким вот «журналистам»).
Для меня понятие «Правда» много шире. Правда для меня – это те реально имевшие место события, факты, явления, которые непосредственно влияют на общественную жизнь – их незнание может иметь негативные последствия в обществе или же, напротив, правдивая информация о которых может стать импульсом для прогрессивного развития общества. Я считаю, что журналистское Слово должно уважать читателя, возвышать его, делать умнее, человечнее, помогать ему (особенно, если речь идёт о молодёжной аудитории) формировать мировоззрение, формировать гражданскую позицию, а не потакать его примитивным (псевдо-духовным) запросам и интересам. В этом и состоит Правда – в моём понимании, это, я считаю, и есть Журналистская Этика.
Мне кажется, профессия журналиста во многом сродни профессии врача. Врачи, приступая к свой профессиональной деятельности, дают Клятву Гиппократа, главный принцип которой – «Не навреди!». У журналиста есть Кодекс профессиональной этики, через который красной нитью проходит, по сути, тот же принцип. Да, инструмент журналиста – блокнот, авторучка, диктофон, видеокамера – это – не нож хирурга, и кажется, что журналист просто физически не может принести кому-то вред, даже если где-то будет не совсем правдивым или непрофессиональным. Я считаю, что это не так!
Слово имеет огромную силу, Слово журналиста, воздействуя на огромное число людей, не может не оказывать влияния на общество. По определению философа Спинозы, «Свобода – есть осознанная необходимость». Я соглашусь с этим пониманием. Для меня Свобода Слова вовсе не означает «говорю, что хочу, добываю информацию любыми доступными мне средствами» -– для меня Свобода Слова теснейшим образом связана с понятием журналистской этики:
– Я сам принимаю решение о том, какие факты и явления общественной жизни нуждаются в освещении;
– Я сам проверяю всю получаемую мной информацию, я отвечаю за её достоверность;
– Я уважаю Закон, уважаю общественную мораль, уважаю людей, с которыми имею дело в своей профессиональной деятельности, уважаю свою аудиторию;
– Я честен сам с собой, я готов отказаться от задания, если оно противоречит моим внутренним убеждениям, моему пониманию журналистской этики;
– Вся моя деятельность направлена на благо моего народа, моей страны, всего мирового сообщества.
Для себя, как мне кажется, я нашёл понимание сути понятия «журналистская этика». Возможно, я несколько наивен, возможно, в чём-то я заблуждаюсь… Возможно, практика заставит меня взглянуть на вопросы этики по-другому. Возможно, жизнь внесёт свои коррективы – и в вопросы этики, и в вопросы морали, ведь мораль и этика – явления очень непостоянные, они гибки и подвижны, как сама Жизнь…

Использованные источники:
1._Кодекс профессиональной этики российского журналиста 2._ Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000, http://evartist.narod.ru/text10/09.htm


Рецензии