Там, где правил великий Толстой

                к 40-летию окончания ТГПИ им. Л.Н.Толстого.

          Сегодня 5 июля 2015 года исполняется ровно сорок лет, как я окончила Тульский Государственный педагогический институт имени Льва Николаевича Толстого, историко-филологический факультет, отделение истории и обществоведения. И в связи с этим мне хотелось бы вспомнить о самом великом русском писателе. Это даже не воспоминания о днях работы в Ясной Поляне, а размышления по поводу. Их я обнаружила в одной из своих дневниковых записей. Надеюсь, интересно знать о чем могла думать будущая литератор и поэтесса в свои девятнадцать лет. И не забудьте, что сие относится к ХХ веку.

          Как известно, все мы родом из детства. И когда человек, малый или большой, высказывает те или иные свои взгляды на вопросы жизни и смерти, то к тому есть подчас незримые основания, о чем ведает только он. Мне удалось стать "у колыбели Толстого", иначе соприкоснуться с местом его рождения  и жизни. В первой половине 70-х годов, дважды находясь на практике как студентка истфила Тульского педагогического института им. Л.Н.Толстого, я в общей сложности,(включая летнее и "колхозное" время), девять месяцев работала экскурсоводом в Яснополянском заповеднике. И  соприкасалась с каждой вещью, расположенной в многолюдном когда-то доме, превращённом  после его смерти в музей.

          Вот моя запись из дневника. "11 августа 1973 года. Сегодня я подумала впервые, как мне близко творчество Толстого, его идеи, взгляды, его способность анализировать. Дневники Толстого, его письма это такая вещь, которая научит увидеть жизнь во всей ее фальши и красоте, научит думать, анализировать. Слыша о людях талантливых, мы заранее низводим себя в ничтожества. А читаешь дневник этого гения и думаешь: "Какая простота и безыскусственность, то есть самое трудное - истина ума высокого и великого".  Ты видишь не гения, а все страдания ревности, самолюбия, честолюбия, все радости простого смертного.  Да, видно большой его писательский талант это есть сильный, истинно русский большой ум помноженный на его УБЕЖДЕНИЯ, которые сформировались как в процессе жизненных наблюдений, так и в процессе самого исторического развития России, за ходом которого Толстой пристально следил, и вылились в сложное, полное противоречий мировоззрение".
               

        И тут же размышления о себе в той же самой записи от 11 августа 1973 года. "А кто я? Полуфанатик, самолюбива, горда.  С каждым годом, месяцем и днем стремлюсь всем, даже самым интересным и верным доводам противопоставить свое собственное внутреннее мнение, стремлюсь глядеть все глубже в себя. Мне страшно гадко произносить хоть сколько бы незначимые слова. И все таки я слаба. На одном фанатизме, верности себе и т.п. не продержишься, нужна какая-то богатая пища, которая бы дала тебе жизнь настоящую. И я хочу, властно хочу войти глубоко в его мир, чтобы ощутить и себя в нем. Ведь я такая же одинокая, думающая, страдающая, русская и настоящая. Просто у меня нет базы, я в рамках. Мне нужен великий пример. И он у меня есть. НАУКА(история) и ЛЕВ ТОЛСТОЙ(целый мир и жизнь) - по-моему это совместимо".

            Вот этим, находясь в наш атеистический век рядом с великим Толстым, я жила и так мыслила. И тогда казалось, что это истина. Правда, не хватало еще чего-то неизмеримо "Высшего" ... что придет, но только в другое время. А за годы юности и студенчества хочется благодарить яснополянского светоча - духовного учителя и писателя земли русской Л.Н.Толстого, ибо его творчество и философия самой жизни были пронизаны верой в духовное начало всего сущего, в то, что разумное сознание, Божественная сущность живет в каждом человеке.


                5 июля 2015


Рецензии
Чувствуется, как важно влияние такого Великого Ума на вас, ваше мироощущение во время пребывания е Ясной Поляне. Д.В.

Дмитрий Толстой   22.11.2015 19:01     Заявить о нарушении
Дмитрий Васильевич, я училась среди "толстовцев". Имею здесь ввиду не религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX — начала XX вв., а ту духовную атмосферу, которая царила в тех сферах, где я была. Даже в архивах, где я официально работала в свои неполных двадцать лет, приходили и писали свои книги научные сотрудники музея-усадьбы. С уважением, ЕГ

Елена Грислис   23.11.2015 00:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.