С. Мельгунов. Александр I. Сфинкс на троне

Совершенно неистребимо желание некоторых издателей взять литературную "тухлятину", завернуть ее в красочную упаковку и выдать все это за первоклассный свежайший продукт. Типичный пример – сборник дореволюционных статей историка Сергея Мельгунова, посвященных императору Александру и его времени. Нигде на обложке или в аннотации вы не найдете, что это просто сборник статей, да еще и столетней давности. Более того, в аннотации сказано, что С.Мельгунов разгадал загадку смерти этого императора и пришел к сенсационным выводам… Ну что тут скажешь? То ли автор аннотации даже в книгу не заглянул, то ли просто беспардонно соврал. Действительно, С.Мельгунов кратко упоминает в одной из своих статей про странные слухи насчет кончины Александра, но он тут же оговаривается, что это просто слухи и под ними нет никакого основания в виде фактов. Так что, никаких сенсационных выводов в книге попросту нет. В целом, Мельгунов отстаивает ту точку зрения, что Александр был двуличный, тщеславный и интеллектуально ограниченный солдафон, но подобные мнения об Александре высказывали и до Мельгунова.

Название книги тоже ни к селу, ни к городу. Ну, какой же Александр сфинкс? Он был лицедей и враль, каких мало. Император мог заморочить голову почти любому собеседнику, которые часто были буквально очарованы этим образованным и культурным властителем – как им казалось. Каждый слышал от него то, что хотел, а потом собеседникам оставалось лишь удивляться, что делает Александр нечто абсолютно противоположное своим речам. Думается, что Александр вполне подошел бы в качестве российского правителя и в наши дни: сидел бы в телевизоре и нес всякую приятную чушь восхищенным зрителям. А если бы еще половил рыбу без мундира, да с аквалангом нырнул куда-нибудь... В общем, был бы великий президент! Без вопросов. И даже никого из нынешней элиты не пришлось бы менять. Ну, чем, к примеру, Серега Иванов хуже Аракчеева?… Сатрап Александра прославился военными поселениями, Иванов – системой ГЛОНАСС. Вполне сопоставимые достижения.
 
Название книги неудачное еще и потому, что самому императору в книге отведено не очень много места: где-то около трети страниц. Такой же объем занимают статьи о московском градоначальнике "крикливом самодуре" Ростопчине. Поэтому гораздо точнее было бы назвать книгу: "Александр I и его время". Но нет! Нам надо чего-нибудь позавлекательнее - и в название, и в аннотацию! Главное, чтобы купили книгу, а что потом читатели подумают про издательство – это не важно! Репутация в России – не товар.

В целом, для тех, кто слабо знаком с историей России начала 19 века, но интересуется этим периодом – работы Мельгунова в этой книге могут показаться достаточно интересными, хотя он не был историком первого ряда, вроде Соловьева и Ключевского. Мельгунов получил известность уже после революции 1917 года своей  книгой о красном терроре – пропагандисткой тяп-ляп склеенной работой, которая к истории имеет весьма отдаленное отношение.
 


Рецензии