Понимание произведений
Произведение со временем не меняется, но этот факт неизменности не означает его абсолютную статичность, поскольку меняется историческая обстановка, парадигмы постоянно обновляющегося восприятия. В этом смысле можно говорить о принципиальной семантической и образной незавершенности произведения.
Произведение это не только «вещь-в-себе», это неразрываемая диада «произведение-воспринимающий его субъект». Произведение неотделимо от его интерпретации, оно, как музыкальная партитура, создается в расчете на воздействие, на отклик, на отражение того, кто его воспринимает.
Именно поэтому понимание произведения может зависеть от большого количества факторов: социальных, гендерно-стратисификационных, таких как возраст реципиента, (многие замечают, что одно и то же произведение, с которым знакомятся в разном возрасте понимается по-разному), особенностей душевного, умственного, духовного состояния, жизненного опыта, эстетического вкуса, степени развития интеллекта, ситуативных обстоятельств – обстановки, в которой происходит знакомство с произведением. Ведь темперамент, душевная организация, жизненный опыт, страхи, не изжитые комплексы у каждого свои. Много значит способность к «погружению» в мир жизни героев, эмоциональному резонансу с содержанием произведения, к тому, что бы собственные переживания и чувства соотносились со страстями героев произведения.
Фабула, сюжет, событийный ряд произведения обладают самой большой степенью объективности и, в большинстве случаев, не нуждаются в интерпретации, в отличие от неоднозначных диалогов, мыслей, образов, - всего того, что выходит за пределы этих «несущих конструкций» произведения.
Чем в меньшей степени произведение сводится к сюжету, чем больше в нем заложено коннотативных смыслов, чем полнее его содержание, тем больший простор оставляет оно для разнообразных интерпретаций. Такое произведение задает ориентиры восприятия и оставляет пространство для неоднозначного толкования. Соответственно, однозначных оценок произведения не может быть в принципе. Назначение произведения - обозначить отправные точки для раздумий, ориентиры, векторы для размышлений, но не их содержание в готовом виде.
Произведение нужно понимать сначала на интуитивном, и лишь затем на аналитическом уровне. Неоднозначная интерпретация важная составная часть понимания, его имплицитная, неотъемлемая составляющая.
Результатом восприятия произведения становятся в большей степени не перипетии сюжета и не образы, а тройное соотнесение – собственной иерархии ценностей, общепринятых представлений, и взглядов автора. В итоге формулируется личное отношение.
Произведение невозможно воспринимать иначе, как сквозь призму собственного восприятия, в преломлении собственного жизненного опыта. Размышления о произведении рождаются как результат действия двух сил – канвы произведения, силы его образов и собственного, субъективного, личного восприятия.
Реципиент в лице зрителя или читателя не просто сосуд для наполнения информацией или образами, он по своему существу активен, и, более того, субъективен в том смысле, что он может дополнительно привносить в процесс рецепции произведения свою активность и индивидуальность, использовать специальные методы – сознательно и целенаправленно развивать способности творческого продуктивного восприятия. Читать книги и не размышлять, смотреть фильмы и не думать о них все равно, что глотать пищу и не пережевывать, не переваривать ее. Работать над культурой восприятия необходимо, иначе способ интеллектуального совершенствования с помощью книг и фильмов может превратиться исключительно в средство праздного удовольствия.
Основанием для развития способности продуктивного восприятия произведений является привычка сопровождать и завершать перцепцию произведения анализом и размышлением.
Свидетельство о публикации №215070500279
Всё правильно. Наверное. С "анализом и синтезом". Конечно, и подход - научный.
А что в итоге? Мы смоГём "раскладывать по конструктивным косточкам" любое восприятие любых произведений?..
Я что хочу сказать. Стихийный эзотерик. Что есть Произведение?
Вот. Думаю сейчас, что смысл Произведения - создание пространства образов в динамике. Пространство это нефизическое. Тонкое. Но это ПОЛНОЦЕННОЕ пространство, в котором могут жить и действовать герои - образы.
И мы проявлены душой на Тонких планах. Но чтобы понимать Пространство образов Произведения, читателю вначале нужно разыскать такое подпространство у себя в душе!
Различных закоулков, подпространств, энергоуровней в пространстве Тонком множество великое. Не факт, что уровень и вариабельность сознания Читателя позволят отыскать такое подпространство, войти с ним в резонанс...
Ещё должна быть Иерархия в пространствах образов. Поэтому какие-то произведения однажды будут Главными, универсальными, понятными - для большинства.
Пространство образов Произведения возможно создавать и буквами, и звуками, и цифрами, и формулами, красками, возможно даже - запахами. И прикосновениями. Хоть как. Различные получатся Произведения, в своих пространствах уникальных. Хоть в математике, в науке, или в литературе и в искусстве... И все они доступны быть должны для человеческого аппарата. Вот, недоступные мы точно не поймём!
А жаль, наверное.
Пиротехъник 14.12.2015 10:23 Заявить о нарушении