Понимание произведений

    Произведение не может рассматриваться как монумент, как неизменная  данность. В своей сущности оно предназначено для восприятия и интерпретации.  Пока произведение сохраняет способность воздействия, оно существует, а с утратой такой способности  уходит в небытие. В  этом смысле можно говорить о рождении произведения, о его бытовании, историческом времени, в котором оно наиболее полно интерпретируется, находит наибольший отклик, (это время не обязательно совпадает с  моментом его  представленности читателям или зрителям), об угасании значимости и уходе в небытие.

   Произведение со временем не меняется, но этот факт неизменности не означает его абсолютную  статичность,  поскольку меняется историческая обстановка,  парадигмы постоянно обновляющегося восприятия. В этом смысле можно говорить о принципиальной семантической и образной незавершенности произведения.

    Произведение это не  только «вещь-в-себе», это  неразрываемая диада «произведение-воспринимающий его субъект». Произведение неотделимо от его интерпретации, оно, как музыкальная партитура,  создается в расчете на воздействие, на  отклик, на отражение того, кто его воспринимает. 

 Именно поэтому понимание произведения  может зависеть от  большого количества факторов: социальных, гендерно-стратисификационных,   таких как  возраст реципиента, (многие замечают, что одно и то же произведение, с которым знакомятся в разном возрасте понимается  по-разному),  особенностей душевного, умственного, духовного состояния, жизненного опыта, эстетического вкуса, степени развития интеллекта,   ситуативных обстоятельств – обстановки, в которой происходит знакомство с произведением. Ведь темперамент, душевная организация, жизненный опыт, страхи, не изжитые комплексы  у каждого свои.  Много  значит способность к «погружению» в  мир жизни героев, эмоциональному резонансу с  содержанием произведения, к тому, что бы собственные переживания и чувства соотносились со страстями героев произведения. 

Фабула, сюжет, событийный ряд произведения обладают самой большой степенью объективности и, в большинстве случаев, не нуждаются в интерпретации, в отличие от  неоднозначных диалогов, мыслей, образов, - всего того, что выходит за  пределы этих «несущих конструкций» произведения. 
   
    Чем в меньшей степени произведение сводится к сюжету,  чем больше в нем заложено коннотативных  смыслов, чем  полнее  его содержание, тем больший простор оставляет оно для разнообразных интерпретаций. Такое произведение задает ориентиры восприятия и оставляет пространство для неоднозначного толкования.  Соответственно, однозначных  оценок  произведения  не может быть в принципе. Назначение произведения - обозначить отправные точки для раздумий, ориентиры, векторы для размышлений, но не их содержание в готовом виде.

   Произведение   нужно понимать сначала на интуитивном, и лишь затем на аналитическом уровне. Неоднозначная  интерпретация важная составная часть понимания, его  имплицитная, неотъемлемая составляющая.

        Результатом восприятия произведения становятся в большей степени не перипетии сюжета и не образы, а тройное соотнесение – собственной иерархии ценностей, общепринятых представлений,  и взглядов автора. В итоге формулируется  личное отношение.

            Произведение невозможно воспринимать иначе, как сквозь призму собственного восприятия, в преломлении собственного жизненного опыта.  Размышления о произведении рождаются как результат действия двух сил – канвы произведения,  силы его образов и собственного, субъективного, личного восприятия.
 
   Реципиент в лице зрителя или читателя не просто сосуд для наполнения  информацией или образами, он  по своему существу активен, и, более того,  субъективен в том смысле, что он может дополнительно привносить в процесс рецепции произведения  свою активность и индивидуальность,  использовать специальные  методы – сознательно и целенаправленно  развивать способности  творческого продуктивного восприятия.    Читать книги и не размышлять, смотреть фильмы и не думать о них все равно, что глотать пищу и не пережевывать, не переваривать ее. Работать над культурой восприятия необходимо,  иначе способ интеллектуального  совершенствования с помощью книг и фильмов может  превратиться исключительно в средство праздного удовольствия.

   Основанием для развития способности продуктивного восприятия произведений является привычка сопровождать и завершать перцепцию произведения анализом и  размышлением. 


Рецензии
Вы написали как литературовед.
Всё правильно. Наверное. С "анализом и синтезом". Конечно, и подход - научный.
А что в итоге? Мы смоГём "раскладывать по конструктивным косточкам" любое восприятие любых произведений?..
Я что хочу сказать. Стихийный эзотерик. Что есть Произведение?
Вот. Думаю сейчас, что смысл Произведения - создание пространства образов в динамике. Пространство это нефизическое. Тонкое. Но это ПОЛНОЦЕННОЕ пространство, в котором могут жить и действовать герои - образы.
И мы проявлены душой на Тонких планах. Но чтобы понимать Пространство образов Произведения, читателю вначале нужно разыскать такое подпространство у себя в душе!
Различных закоулков, подпространств, энергоуровней в пространстве Тонком множество великое. Не факт, что уровень и вариабельность сознания Читателя позволят отыскать такое подпространство, войти с ним в резонанс...
Ещё должна быть Иерархия в пространствах образов. Поэтому какие-то произведения однажды будут Главными, универсальными, понятными - для большинства.
Пространство образов Произведения возможно создавать и буквами, и звуками, и цифрами, и формулами, красками, возможно даже - запахами. И прикосновениями. Хоть как. Различные получатся Произведения, в своих пространствах уникальных. Хоть в математике, в науке, или в литературе и в искусстве... И все они доступны быть должны для человеческого аппарата. Вот, недоступные мы точно не поймём!
А жаль, наверное.

Пиротехъник   14.12.2015 10:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.